Вчера в Большом зале Филармонии завершился I международный конкурс композиторов духовной музыки "Роман Сладкопевец", учрежденный "Академией православной музыки" по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Министерства культуры.
На церемонии награждения говорили о том, что появление конкурса было вызвано тем, что в репертуаре концертных залов и соборов не хватает современной духовной музыки, в то время как в России наблюдается всплеск интереса к жанру. И часто звучали слова "потребность души". По словам организаторов, в этот раз "Великопостные концерты" посетили более десяти тысяч человек. Концертные программы состояли преимущественно из древних песнопений: все каноническое было создано много веков назад; все лучшее написано русскими композиторами в XIX начале ХХ столетий. Тем не менее, как показали итоги конкурса, современники сочиняют духовную музыку с оглядкой или без оглядки на прошлое, без какого-либо заказа, устремляясь в небесную высь. Члены жюри прослушали 297 произведений от двух сотен авторов из разных стран. В результате первую премию решили не присуждать не получилось достичь единого мнения.
Зачем современные композиторы пишут богослужебную музыку? Перед концертом я задала этот вопрос победителям конкурса в номинации "Духовное хоровое сочинение крупной формы".
Наталия Варламова из Казани, выпускница Нижегородской консерватории по классу композиции, получила вторую премию за сочинение "Тебе, Господи" (песнопения Литургии и Всенощной). Она уверена, что "прежде чем написать духовное произведение, композитор должен понять, что такое православие, пожить этим". Сама Наталия Варламова призналась, что это сочинение рождалось на протяжении многих лет и постепенно созревало с тех пор, как она впервые переступила порог храма в середине 1990-х. На протяжении почти десяти лет она была певчей в храмах Казани и Нижнего Новгорода.
Духовная музыка не тот жанр, в котором надо самовыражаться. Канон не сковывает, напротив, направляет "кораблик" по верному течению. Чтобы написать церковную музыку, нужно что-то услышать внутри себя, чем хочется поделиться с людьми, с самой собой. Конечно, композитору важна и внутренняя дисциплина. Чайковский говорил: "Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых". Мне кажется, лучше всего, когда в церкви звучит средневековое знаменное пение. Но в данный исторический период это невозможно теперь в церквях исполняется музыка Рахманинова, Бортнянского, Чайковского... Главное, чтобы авторская музыка была направлена в глубь истории, опиралась на традиции.
Наш земляк Дмитрий Данилов, занявший третье место, в свои тридцать два года впервые обратился к жанру Божественной литургии. До того сочинял хоровую музыку на стихи Блока и Вертинского, романсы и песни.
Я со студенческих лет пою в церковном хоре и давно задумывался о том, чтобы написать что-нибудь в этом жанре. Когда почувствовал, что готов, написал Божественную литургию для смешанного хора. В основном пишу хоровую музыку, я по специальности дирижер-хоровик, работаю с любительскими коллективами, но и сольно выступаю как автор-исполнитель своих песен. Я думаю, авторская музыка может звучать в храмах. Другое дело, что композитор должен принять существующий веками канон как точку опоры. Сейчас у композиторов духовной музыки огромный спектр возможностей можно опираться на традиции древних распевов или даже на авангард ХХ века.
Приз зрительских симпатий (голосование проходило в феврале во время общедоступных концертов в Малом зале Филармонии) достался самому юному финалисту конкурса двадцатидвухлетнему Ивану Титову из Могилева. Студент второго курса Белорусской государственной академии музыки, талантливый пианист представил на конкурс "Стихиры, поемые на каноне молебном ко пресвятой Богородице".
Мне хотелось сделать что-то полезное для церкви , признался Иван. Человек, который впервые пришел в церковь , например, в какую-нибудь деревянную церквушку в деревне, скорее всего, ничего не поймет из того, что там бабушки поют. Будет лучше, если прежде он прослушает там же концерт православные песнопения в любом случае трогают душу, в чем-то меняют человека. Мне текст молитвы подсказал, какой должна быть музыка. Это мое первое серьезное сочинение... Это хорошо, что теперь в храмах возрождается знаменное пение. Я считаю, что авторские произведения не должны звучать во время богослужений только на концертах. Мне кажется, под литургию Рахманинова неудобно молиться... Другое дело, когда мужской хор поет древние песнопения спокойная, простая мелодия, нет этой бесконечной полифонии.
Другие награды распределились следующим образом: в номинации "Миниатюра" сразу две премии получил Алексей Захаров, регент, преподаватель СПбГУКИ. Первую премию за миниатюру заслужил москвич Алексей Ларин, а его коллега Владимир Беляев (Люберцы) разделил второй приз с Алексеем Захаровым.
В завершение вечера было объявлено, что II международный конкурс "Роман Сладкопевец" состоится в 2014 году и будет посвящен 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости