Сейчас идет пасхальная неделя, и мне бы хотелось всех христиан поздравить со светлым праздником Пасхи. Безусловно, это самый главный праздник христианства, хотя исторически он идет от еврейского праздника Песах освобождения, выхода из египетского плена еврейского народа. В христианстве он приобрел новое значение, новое содержание, потому что касается самой основы взаимоотношения человека с миром.
Но сейчас я бы хотел поставить вопрос по-другому. Что важнее: обрядовость или смысл? На этот вопрос меня навела очевидная несуразность в датах празднования Пасхи в разных христианских конфессиях, что приводит к какой-то мировоззренческой шизофрении. Давайте заглянем в историю. С древних времен не было единого подхода к определению времени празднования христианской Пасхи и связанного с ней поста. Это очень сложная страница истории Церкви , еще не до конца проясненная. Споры эти касались исключительно обряда и дисциплины и не затрагивали учения, но все равно угрожали Церкви расколом. Христиане Малой Азии, следуя иудейской хронологии и опираясь на авторитет апостолов Иоанна и Филиппа, праздновали Пасху постоянно 14 нисана, которое могло прийтись на любой день недели. Римская церковь , также ссылаясь на древний обычай, напротив, отмечала смерть Иисуса всегда в пятницу, то есть в день недели, на который она действительно приходилась. А Воскресение Иисуса Христа всегда в воскресенье после мартовского полнолуния, и пасхальный пост продолжался до этого последнего дня.
В результате возникла картина, которая явно подрывала католическое чувство обрядовой уместности и единообразия: часть христиан постилась и оплакивала смерть Спасителя, а другая радовалась славе его воскресения.
Уже в течение третьего века римская практика (когда Пасха не привязана к конкретному дню) укоренилась повсюду на Востоке, и Никейский собор 325 года утвердил ее как закон для всей Церкви . Собор постановил, что "христианам подобает всегда праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта), и всегда после иудейской Пасхи". Казалось бы, точка поставлена, но на этом, как ни странно, история не закончилась, потому что осталась разница в определении пасхального воскресенья по фазам луны и весеннему равноденствию, которое у александрийцев приходилось на 21 марта, а у римлян на 18 марта. И соответственно христиане опять праздновали Пасху в разные дни. Но и в этом вопросе в конце концов была принята римская практика, но затем при папе Григории XIII в 1582 году Рим снова изменил календарь.
Однако часть восточных Церквей , среди которых, в частности, РПЦ, Грузинская, Сербская и Иерусалимская, с этим не согласилась, и по сей день придерживается юлианского календаря, отвергая григорианский. Поэтому празднование Пасхи у восточных и западных христиан зачастую не совпадает. А значит, бессмысленные споры обрядового характера не прекратились.
В этом плане меня удивляют доводы некоторых православных, которые аргументируют отказ от общего с католиками календаря тем, что тогда якобы не будет сходить благодатный огонь, выносимый из Гроба Господня накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.
В таком случае надо признать, что благодатный огонь сходит строго по календарю, а не дается по молитвам верующих. Как мы видим, и восточная, и западная Церковь за свою историю не раз меняли порядок определения дня этого праздника, но ничего катастрофического не происходило. На мой взгляд, совершенно не важно, в какой именно день мы будем отмечать Пасху это обрядовая сторона дела, но более важной является задача сохранить дух христианства, потому что христианство это религия свободы, а не обряда. И чтобы завершить тему, еще несколько соображений, касающихся взаимоотношений Церкви и государства. Я считаю, что божественность Евангелия очень четко выражена во фразе: "Царство Божие не от мира сего, но в миру действует закон: кесарю кесарево, а Богу Божие".
Этой фразой был обозначен водораздел: Церковь сама себя сознательно отделила от государства. Почему? Потому что Иисус Христос в Нагорной проповеди провозгласил такие максимы, которые ни для какого государства не достижимы, потому что государство это институт упорядочения, а не свободы.
Тем не менее после периода гонений и полного отделения от государства сначала в Армении, а потом и в Римской империи христианство становится официальной религией. Государство стало пробовать эксплуатировать эти ценности, до которых оно в принципе по своей природе дотянуться не может.
Началась эпоха взаимодействия Церкви как земного института и государства. Это взаимодействие порой приобретало слишком тесный характер. Но сливаясь с государством и подчиняясь ему, Церковь встает на очень опасный путь, потому что любое государство, даже самое правильное, принципиально находится на доевангельской стадии развития. Поэтому, когда Церковь попадает в объятия государства, она тоже возвращается в доевангельскую, дохристианскую эру. Но реалии таковы, что в любом случае территорий, свободных от государства, не бывает и вернуться в апостольскую эпоху, когда Церковь и государство никак не соотносились, уже нельзя. По многим причинам.
Однако мне представляется, что во взаимодействии нет ничего плохого. И Церковь как земной институт многие вещи, диктуемые государством, должна принимать. В частности, на мой взгляд, это касается календаря. Другое дело, что границы этого сотрудничества должны быть четко определены. По сути, Церкви от государства требуется только одно: чтобы оно не мешало ей выполнять свое служение по спасению души человека. Но вот в вопросах морали и веры Церковь на компромиссы с государством идти не должна.
Если государство начинает навязывать свои взгляды Церкви и довлеть над ней, то, по сути, оно навязывает дохристианские принципы. Это надо четко понимать, и здесь очень важен баланс интересов. Наша история уже не раз демонстрировала, что прямой конфликт Церкви и государства ни к чему хорошему не приводит. Но и сливаться в объятиях явно неуместно.
Источник: Известия