Кустарно изготовленные иконы и крестики, рукописный Новый Завет, крашенные синькой пасхальные яйца перекочевали из чуланов былых "подпольщиков" в музейные витрины.
Выставка "Неперемолотые" о духовном сопротивлении в годы советской власти открылась в областном художественном музее.
По данным спецкомиссии Московской патриархии, только в 1918-1919 годах "за защиту Церкви и веры" в России репрессировали 11 тысяч священнослужителей и мирян. Девять тысяч из них были убиты.
За стеклом тусклые нательные кресты, некогда приложенные к следственным делам в качестве вещдоков или забросанные землей в расстрельных ямах вместе со своими владельцами. Коротенькая тряпица, похожая на манишку или обрывок вышитой косоворотки, на деле епитрахиль, которую можно было прятать под лагерной робой. Черный хлеб вместо просфор, клюквенный сок вместо вина для евхаристии. За колючей проволокой священники служили литургию, сооружая фелони из простыней и чаши из жестянок. В роли антиминса (плата с вшитыми мощами святых и подписью правящего архиерея) при совершении таинства порой выступала грудь одного из заключенных-епископов.
А на воле тем временем собирались для молитв по домам и баням. Самодельные свечи, тетрадки с текстами из богослужебных книг, тайно отпечатанные Евангелия размером с комсомольский билет.
"Поп-передвижка стал теперь довольно обычной фигурой в ряде районов. Предприимчивый батя захватывает в узелочек все необходимое культовое имущество и от села к селу, от базара к базару, переезжая на лошади, выполняет по заказу требы, не давая верующим забывать о Боге", констатировал автор атеистической брошюры в 1933 году.
Одним из "странствующих батюшек" был Михаил Суханов, рассказала научный сотрудник культурно-просветительного центра "Преображение", одна из авторов выставки Оксана Иванова. Спасая семьи от преследований, он отказался от своих родных и 30 лет ходил по деревням вокруг Челябинска, нигде не задерживаясь больше суток. Все это время был в розыске и остался непойманным.
Большинство предметов на выставке связано с жизнью христиан на Урале. В Воронеже экспозицию дополнили стендами о местных новомучениках, самодельными иконами в том числе уникальными, из лоскутов ткани, сшитыми в 1970-е годы Марией Дмитриевной Гончаренко из села Красного Новохоперского района. Рядом фото Марии Поповой, которая не раз от руки переписывала Евангелия и акафисты.
В Воронежской и Борисоглебской епархии надеются, что выставка повлечет за собой серию лекций и встреч, посвященных памяти новомучеников. А через пару лет, по мнению директора Зональной научной библиотеки Воронежского госуниверситета Аркадия Минакова, можно будет организовать и подобную выставку на местном материале:
Находки и наработки уже есть, но предстоит их изучить и выверить. Каждый год при ВГУ будут проводиться Митрофановские церковно-исторические чтения, начало которым было положено минувшей осенью. Работы их участников лягут в основу будущей "Церковной энциклопедии" Воронежской области, в которой найдется, конечно, место и для новомучеников.
Источник: Российская газета