ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нужны ли верующим свои партии? – мнения парламентариев

05 мая 2012

Глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что в России есть только три реальных партии – "православных, мусульман и неверующих".

По его словам, существующие партии "все более относительно" отражают интересы граждан. Чаплин считает, что религиозные "партии" будут вести борьбу за десятки миллионов "неопределившихся" граждан и за общественное устройство. Он предложил верующим "вместе гармонизировать наши ценности и социальные модели, в том числе думая о том, как сделать правовое и общественное устройство максимально приемлемым для каждой из трех 'партий'".

Выступление Вс.Чаплина стало ответом на заявление адвоката Дагира Хасавова, который выступил за легализацию в России суда шариата. "Мы считаем, что мы у себя дома, – заявил Хасавов. – Возможно вы чужие. Мы у себя дома и будем устанавливать те правила которые нас устраивают, хотите вы того или нет. Любые попытки изменить это обойдутся кровью. Тут будет второе мертвое озеро. Мы зальем город кровью". Слова Хасавова вызвали широкий резонанс. Мусульманская община назвала его провокатором, а сам адвокат уже 26 апреля выехал из России в неизвестном направлении.

Протоиерей Вс.Чаплин, однако, нашел в высказываниях Хасавова рациональное зерно. "Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины", – заявил Чаплин.

Напомним, в январе Всеволод Чаплин предложил начать дискуссию о том, возможна ли "православная"/"христианская" партия в нынешней России. Российские священнослужители в интервью Regions.Ru отнеслись к этой идее неоднозначно, но с интересом (см."Нужна ли России христианская партия? – Мнения священнослужителей").

Согласны ли вы с тем, что политические партии все меньше выражают интересы людей по сравнению с религиозными объединениями? Нужно ли России создание религиозно ориентированных партий? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Российские парламентарии не согласились с протоиереем Вс. Чаплиным в том, что политические партии в стране все меньше выражают интересы людей по сравнению с религиозными объединениями. Они также выступили против создания религиозно ориентированных партий.

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в СФ от правительства Республики Хакасия, член ОНФ Валентина Петренко:

Думаю, что оценивать деятельность политических партий могут только сами люди либо путем входа или выхода из той или иной партии, либо путем их поддержки или не поддержки во время выборов различных уровней.

Создавать какие-то партии с определенной религиозной окраской я бы не стала. Вера – это очень личное, это не может никоим образом повлиять на твои политические предпочтения. Кроме того, в многонациональной стране жесткое деление по вероисповеданию крайне опасно, а общечеловеческие ценности, к следованию которым призывают все официальные российские конфессии, должны соблюдаться всеми членами всех партий. Но загонять веру в партии нельзя.

Помню в свое время, когда в качестве члена молодежной делегации Советского Союза приехала в Польшу, была очень удивлена, увидев, как первый секретарь польского горкома партии молится в костеле. Его объяснения по поводу того, что вера и принадлежность к партии идут параллельно и никак не пересекаются, были мне тогда чужды и непонятны. Поняла я их спустя только многие годы и до сих пор считаю эту позицию самой правильной.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Нижегородской области член "Единой России" Валерий Шнякин:

Я вижу обратное. Взять хотя бы прошедшие майские праздники. Ведь провели их и вывели людей на улицу именно партии, что говорит, в том числе, и об их популярности в обществе. Конечно, религиозные объединения благодаря появившейся свободе вероисповедания тоже набирают популярность, но сравнивать их по этому критерию с политическим партиями я пока бы не стал.

Что же касается предложения создавать партии на религиозной основе, то для России такой путь несвойственен. С другой стороны, мы любим бросаться из крайности в крайность: то боремся с религией и воспитываем атеистов, то теперь наоборот. Между тем главное, найти политико-религиозное равновесие, чтобы вновь не переусердствовать. У нас есть Конституция, где прописано, какая организация какое место занимает в Российской Федерации. Так что давайте партии оставим политикам, а религию священнослужителям, основная задача которых – нравственное и духовное воспитание граждан.

Вообще, я еще могу представить священника в роли духовного наставника лидера партии, но допустить, что этот партийный лидер будет в рясе или в мусульманской чалме – нет.

Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Сафаралиев:

Я не считаю, что религиозный фактор выходит сегодня в нашей политической жизни на передний план. Думаю, что Чаплин здесь просто выдает желаемое за действительное. Как известно, представители духовенства везде и во все времена стремились вмешиваться и в политику, и в государственные дела, пытались приблизиться к власти. Возможно, благодаря многочисленным СМИ религиозные традиции, обычаи, праздники и т.д. стали больше интересовать людей, входить в их быт. Но утверждения о том, что религиозные объединения в стране стали авторитетнее политических партий – это искажение реальности.

Идея о создании в России партий на религиозной основе противоречит прежде всего духу нашей Конституции, где определено, что Церковь отделена от государства. К тому же, истинно верующих людей, регулярно посещающих храмы и соблюдающих все религиозные традиции, у нас не так уж и много – как среди православных, так и среди мусульман. И сами они, в отличие от отдельных священнослужителей, вряд ли испытывают желание объединяться в партии и участвовать в политической деятельности. А политическая партия – это объединение людей с общими взглядами на социально-экономическое развитие страны и принципы государственного устройства, куда могут входить представители самых разных религий и национальностей.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов:

Не думаю, что политические партии имеют сегодня меньший вес в обществе, чем раньше. Напротив, многие партии в России активно модернизируются, развиваются, привлекают на свою сторону больше граждан.

Идея же создания в стране партий на религиозной основе, на мой взгляд, бесперспективна – так же, как и попытки РПЦ создать у нас православное образование. Вера относится все-таки к более глубинным морально-нравственным качествам человека, нежели политические убеждения. Даже в таких религиозных странах как Испания и Португалия деятельность клира не определяет политический выбор населения. А позиция Папы Римского, как известно, в свое время нисколько не повлияла на исход итальянского референдума по проблеме абортов. Во многих странах мира Церковь уже давно отказалась от претензий как-либо воздействовать на политическое поведение людей.

Полагаю, что большинство граждан России воспринимает сегодня ту или иную религию скорее как возможность для самоидентификации, а не как средство для выражения своих политических взглядов.

Член Комитета Госдумы по обороне, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Владимир Овсянников:

Партии были и остаются основными участниками общественно-политической жизни в стране. То, что РПЦ в последнее время занимает все более воинствующую позицию и стремится быть постоянно на виду и на слуху, вовсе не означает, что она превращается в некую политическую силу. Поэтому, отдельным ее представителям, наверное, не стоит пытаться выставлять политиков какими-то глупцами и "тупарями", а себя – некими носителями истины в последней инстанции. Что касается действующих политических партий, то сегодня, на мой взгляд, они вполне широко отражают структуру нашего общества.

Я не думаю, что Церкви надо лезть в политику. Создание религиозных политических объединений – это не та дорога для Церкви, не ее путь. Ряду священнослужителей пора уже наконец перестать экспериментировать с различными высказываниями на политические темы и вспомнить о своем основном призвании – служении Богу и посредничестве между ним и людьми. Если же кому-то эта миссия уже не по душе – пусть оставляет духовный сан, снимает рясу и участвует в политической жизни в качестве светского лица.

Источник: Regions.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама