ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция

Ирина Сечина :: 18 мая 2012

По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой "Нескучный сад" следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова.

Прот. Борис Михайлов, искусствовед, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:

Современное искусство вообще нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова. Здесь не идет речи о действии художественного произведения, потому что нет такого произведения. Contemporary art, его формообразующее начало – провокационная акция, направленная на сознание зрителя, с тем чтобы привести это сознание в определенное состояние в зависимости от контекста. Свежий пример – панк-"молебен" в Храме Христа Спасителя.

Гельман и подобные ему активисты contemporary art (современного искусства) представляют из себя арьергард культуры, разразившейся в начале XX века. Почин принадлежит Пабло Пикассо. В 1907 году он показал приятелям "Авиньонских девиц". Впервые в истории мирового искусства жрицы любви были представлены в виде воющих бестий с иссеченными телами и звероподобными ликами. Один из приглашенных признался, что зрелище подобно тому, как если бы кто-то наглотавшись бензина отрыгивал огнем.

Здесь следует сразу отметить, что первыми распознавшими природу этого огня оказались наши соотечественники философы Сергей Николаевич Булгаков и Николай Александрович Бердяев. "Женственность, – писал в 1914 г. С.Н. Булгаков, – Душа мира, есть материнское лоно искусства, а вместе с тем и его любовь. Она предстает в творчестве Пикассо в несказанном поругании все эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера. Творчество Пикассо есть плод демонической одержимости. С большой напряженностью выражается в нем мироощущение злого духа, не любящего и хулящего творение Божие". Здесь сказано все самое главное о нарождавшемся антиискусстве, как и следует понимать так называемое "современное искусство" или "актуальное искусство".

Вскоре этот огонь перекинулся в другие страны. Дадаисты 1910-х годов в Цюрихе любили поигрывать в "буриме", когда участники вкруговую писали каждый слово, не видя прикрытых предыдущих и не показывая своего. При открытии целое поражало своей взрывной нелепостью. Эффект они называли "заварушкой". Возмущение сознания, действенное возмущение его было их главной целью. Искры революционной заварушки разлетались по всему свету. Известный дадаист Марсель Дюшан в 1913 году выставил в Нью-Йорке, в респектабельном зале велосипедное колесо на табурете и позднее мужской писсуар с автографом: "Марсель Дюшан 1917 год". Это и есть так называемое "актуальное искусство". Актуальное, потому что его задача встряхнуть публику, посеять возмущение, поразить застойную мораль буржуа, род людской разить восстанием на традиционные ценности, скинуть богов и поглумиться над ними. Вспомним Маяковского и опять-таки "кошачий концерт". Все "актуальные художники" той поры так или иначе были причастны к революционному движению. Случайно, но провиденциально квартира Ленина в Цюрихе в 1916 году оказалось рядом с пристанищем дадаистов – кабаре Вольтер. Один их них вспоминает его монголовидное лицо в табачном мареве в окружении лиц, вызывавших духов революции.

Россия не отставала: в 1913г. футурист Крученых, супрематист Малевич, меценат и "композитор" Матюшин разыграли футуристическую заварушку-оперу "Победа над солнцем" в посрамление старой культуры и эстетики, в результате чего зрители сорвались с мест с требованием автора, а администратор кричал, что его увезли в сумасшедший дом.

В 1923 году молодой тогда С.М. Эйзештейн, ученик маститого В.Э. Мейерхольда, шел по Цветному бульвару в свою комнатку на Чистых Прудах, размышляя: если мы знаем, что сила тока измеряется в амперах, а напряжение в вольтах, то почему бы нам, художникам Революции, с нашим новым революционным театром и новым кино, не попытаться каким то образом определить эффективность и силу нашей работы, измерить ее полезный коэфициент. И вот, Эзейштейн вводит понятие "один аттракцион". Аттракцион – это, говорит он, всякое агрессивное действие театра и кино, направленное на сознание зрителя с целью овладения и формирования его в процессе зрелища с необходимым революции результатом. Фильм "Броненосец Потемкин" сделан ровно по этому принципу. Известно, что Эзейштейн действительно стал создателем принципиально новой теории культуры и искусства, не ограниченного лишь кинематографом. Но созданное уже не было искусством. Это была активная социальная деятельность, использовавшая средства, иногда похожие на искусство, а иногда прямо эпатирующее и уничтожающие его.

Сейчас произошла коммерциализация этой "новой культуры", особенно в американском кинематографе. Блокбастеры это детище Эзейштейна – его продукт. И хотя великие перемены уже свершились, в наше время, у новых акционистов, те же задачи по уничтожению традиционных христианских ценностей, как и в XX веке. Они так же выступают с публичным осквернением, осмеянием, уничижением великой культуры, против которой выступали большевики и вся гадаринская рать.

Теперь нам понятно, что М.А. Гельман является представителем зародившегося сто лет назад антиискусства, хорошо известного теперь в своей богоборческой природе и антигуманистических проявлениях. Деятельность захватила весь мир и сейчас мультимедийными волнами накатывает на новые поколения землян, погружая их в демонические бездны. Бороться с этим очень трудно, но необходимо. Нашим оружием должно стать слово.

Диалог с Маратом Гельманом и его сторонниками невозможен, протест общественности это то, что им надо. Остается только вести просветительскую работу среди народа, особенно в школе, рассказывать откуда что пошло. К сожалению, сознание людей, которые каждый вечер по обывательски смотрят телевизор, и так давно демонизировано. Там рыхлая почва давно готова. Но с нами Бог, не будем опускать руки.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама