Круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина), состоялся 17 мая в Москве, в помещении Лютеранской церкви св. Петра и Павла, по инициативе Евангелическо-лютеранской Церкви Европейской части России и Библейско-богословского института св.апостола Андрея (ББИ). Организаторы решили выделить два наиболее актуальных аспекта из многогранного наследия архиепископа: это межконфессиональный диалог и проблема духовного образования. На встрече было также уделено внимание важным страницам биографии архиерея.
Накануне памятные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина), состоялись в Санкт-Петербурге. Патриарх Кирилл направил участникам приветствие, в котором с большим почтением высказался об архиепископе и его служении.
Приветствуя собравшихся на встречу в Москве, ректор ББИ Алексей Бодров объяснил, почему юбилей православного архиепископа отмечается в лютеранской кирхе. Дело в том, что архиепископ Михаил был последовательным поборником межхристианского диалога, хорошо знал вероучение инославных, при этом, в силу воспитания и семейных обстоятельств, отличался особым вниманием к истории, богословию и традициям Лютеранской Церкви, дружил со многими лютеранами.
Упомянув о богословском и пастырском наследии архиепископа Михаила, который был одним из самых авторитетных попечителей и преподавателей ББИ, А. Бодров рассказал о чрезвычайной востребованности книг архиепископа "Русская православная церковность" и "Введение в основное богословие", которые вышли в издательстве ББИ в середине 1990-х гг. и разошлись большим тиражом.
О том, какое влияние оказывают книги архиепископа Михаила на лютеран, рассказал глава администрации Евангелическо-лютеранской Церкви Европейской части России Виктор Вебер. Приветствуя участников круглого стола, он отметил, что наследие православного архиерея и его жизненный путь изучаются в лютеранской семинарии.
Первая часть круглого стола была в основном посвящена проблематике межконфессионального диалога. На осмыслении опыта архиепископа Михаила в этой области был построен доклад священника Антония Борисова "Богословский диалог сегодня". Докладчик проанализировал отношение в современно РПЦ к проблеме экуменизма; препятствия для богословского диалога, которые существуют внутри каждой конфессии; сформулировал своего рода "дорожную карту" для развития межхристианского богословского общения.
Далее был зачитан доклад академика РАЕН, известного христианского публициста, богослова Валентина Никитина, который много лет лично знал архиепископа Михаила. В докладе раскрывалась главная мысль: православный архиерей был "принципиальным поборником единства Святой Неразделенной Церкви, убежденным выразителем и ревнителем идеалов христианского экуменизма в самом высоком и благородном значении этого слова, ныне несправедливо девальвированного". Главным содержанием такого диалога для архиепископа было "общее противостояние христиан атеизму, секуляризму и тоталитаризму, общее свидетельство о христианстве", что с новой силой осознается христианами в наши дни. Говоря о причинах, по которым экуменический диалог "пробуксовывает" (воспользуемся выражением предыдущего докладчика), В.Никитин выделяет мысль архиепископа Михаила о невежестве, об "извращенном представлении, какое имеет большинство наших соотечественников как о Русской Православной Церкви, к которой сами они принадлежат по факту крещения, так и о Римско-Католической Церкви, о Евангелическо-Лютеранской Церкви и других христианских Церквах". Будучи "убежденным ревнителем христианского экуменизма", архиерей неустанно повторял, что "межконфессиональный диалог между обеими великими Церквами Востока и Запада – Православной и Католической, родными Церквами-Сестрами должен основываться на ясном сознании их несомненной духовной общности и онтологического единения", отмечает В.Никитин. По его словам, "камнем преткновения" для межконфессионального диалога его духовный наставник считал различие в их административно-церковном управлении (и, в первую очередь, утверждение в 1870 году нового догмата, принятого Католической Церковью, о признании за Папой Римским исключительной способности провозглашать от лица Церкви догматические определения). В области догматических расхождений между православными и католиками архиепископ Михаил выделял как наиболее существенное разномыслие по вопросу происхождения Святого Духа. "Такой взгляд Владыки Михаила, по нашему мнению, дает основополагающий импульс для межконфессионального христианского диалога вообще, имея в виду не только диалог православных и католиков, но также их взаимный, общий и раздельный, диалог с протестантами", заключил В.Никитин.
Свой взгляд на проблемы межхристианского диалога представил пастор Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Андрей Резниченко. Он во многом согласен с выводами архиепископа Михаила о препятствиях для общения христиан разных конфессий. Самым сложным в богословском диалоге протестантов с католиками и православными пастор считает отношение к таинствам, к священству. "Я сильно сомневаюсь, что в ближайшем будущем мы окончательно расставим точки над И в этих вопросах", сказал А.Резниченко. Однако он убежден, что диалог необходимо последовательно продолжать, и этому способствует новая тенденция в протестантском мире, который, по словам пастора, все более ищет опоры в традиции, в истории. В то же время он призвал обратить особое внимание на сам механизм ведения диалога, на способы преодоления тех психологических барьеров, которые сформировались между христианами за столетия их разделения.
В первой части круглого стола прозвучало также сообщение "Основные проблемы современной церковной жизни", представленное историком, религиоведом Петром Чистяковым (РГГУ и ББИ). "Неправильно говорить о духовном возрождении России", скорее речь должна идти об "архаизации общества", утверждал исследователь. На примерах он пояснил, что имеет в виду возросший интерес россиян к внешней стороне религии, понимаемой как совокупность обрядов и суеверий, как традиционная культура, в последнее время все более как национально-государственная идеология. При этом социологические опросы не подтверждают роста интереса к сути христианской веры, к Евангелию. Упомянув также о распространении "околоцерковных суеверий" даже в среде священнослужителей, об укреплении церковно-административной вертикали и тенденции "бездумного подчинения начальству", ученый сделал вывод о том, что "проблемы не решаются, а только усугубляются".
Вторая сессия круглого стола была посвящена истории жизни и служения архиепископа Михаила (Мудьюгина). Священник Константин Костромин на материалах архива СПбПДА сделал доклад "Владыка Михаил: учеба, ректорство и преподавательская деятельность в Академии". Александр Копировский (СФИ) выделил важный аспект просветительской деятельности архиепископа "Владыка Михаил о церковной школе и церковной свободе. Перспективы духовного образования". Юлия Балакшина (СФИ) говорила об архиепископе как о "носителе традиций церковного братства" в докладе "От братства Александро-Невской лавры к современным братствам". Игумен Иннокентий (Павлов) представил сообщение "Российский интеллигент на службе церкви. К историческому портрету архиепископа Михаила (Мудьюгина)". В заключение были продемонстрированы архивные видеоматериалы.
Источник: Благовест-инфо