ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Охота на ведьм

Андрей Зайцев :: 30 мая 2012

30 мая 1431 года была казнена Жанна д'Арк. Ее обвинили в колдовстве и сожгли на костре. Трагическая судьба национальной героини Франции совпадает с несчастьями множества других женщин, которых на излете Средневековья стали все активнее подозревать в колдовстве и сожительстве с дьяволом.

Охота на ведьм в Европе началась в самом конце XIV века и продолжалась на протяжении нескольких столетий. Несчастных женщин обвиняли в прямом смысле слова во всех смертных грехах, и многие представительницы прекрасного пола окончили свою жизнь на костре. Причем для обвинения человека в колдовстве иногда достаточно было показаний завистливых соседей, а способы проверки невиновности жертвы были крайне изуверскими.

С того момента, как человек попал в застенки инквизиции, у него не было практически никаких шансов выйти на свободу. Самым распространенным способом выбивания признаний были пытки, продолжавшиеся с небольшими перерывами и постепенно возраставшими по своему воздействию. Для начала жертву могли просто завести в комнату пыток и продемонстрировать действие ужасных средневековых механизмов. Тем, кто после этого, "продолжал упорствовать в своем заблуждении", предстояло на себе испытать, насколько эффективно палачи могли использовать силу тяжести – человека подвешивали на дыбе или роняли на землю с большой высоты, и он превращался в калеку, выкручивались суставы, рвались мышцы; давления – тиски для разных частей тела, неподвижности – жертву надолго фиксировали в определенном положении, что постепенно приводило к невыносимым страданиям; тепла – различного рода кресла и стулья с шипами, под которыми разводился огонь. После применения передовых средневековых технологий мало кто оставался в живых или не признавал себя виновным. В качестве примера мучений и технологии допроса приведем выписку из одного средневекового протокола: "Обвиняемого по нашему указанию поместили на лестницу и растянули до первой ступеньки (разновидность дыбы, тело человека постепенно растягивали с помощью системы рычагов и веревок – А.З.). На вопрос, бывал ли он когда-нибудь на шабаше и заключал ли союз с дьяволом, он ответил только: "Иисус, Мария" – и добавил: "Я умираю!" На вопрос, занимался ли он когда-либо колдовством и притворялся ли, будто во время шабаша соединяет двоих в подобии брака, ответил "нет". Нами было отмечено, что на протяжении всей процедуры обвиняемый не говорил ничего, кроме "Иисус, Мария!", и утверждал, что никогда не заключал никакого союза с дьяволом, тайного или публичного, и не бывал на шабаше".

Сцена допроса поразительно напоминает сцены раннехристианских мученических актов с той разницей, что теперь одни христиане пытали других, требуя покаяния в грехах, которых те не совершали. Заметим, что сами инквизиторы никогда не говорили о пытках или казни грешников. Речь шла о различного рода епитимиях, с помощью которых человек избавлялся от власти дьявола, а нераскаянного грешника на костер мог выдать только светский правитель – сама Церковь кровь не проливала.

Интенсивность охоты на ведьм напрямую зависела от личной ревности главного инквизитора области. При наличии особенно рьяных палачей их жертвами могли становиться даже дети. Вот что пишет один из очевидцев массовых казней в позднесредневековой Германии: "Здесь казнили девушку девятнадцати лет, которая слыла самой хорошенькой и добродетельной во всем городе, и которую его светлость епископ сам воспитывал с нежнейшего возраста. Я видел собственными глазами, как обезглавили и сожгли каноника собора по имени Ротензае. Трех-, четырехлетние дети обзавелись дьяволами в качестве возлюбленных. Сжигают студентов и мальчиков благородного происхождения девяти, десяти, одиннадцати, двенадцати, тринадцати и четырнадцати лет. Короче говоря, дела в столь плачевном состоянии, что не знаешь даже, с кем следует водить компанию и вступать в беседу".

В качестве обвинителей на подобных процессах могли быть дети. В США несколько человек были казнены по обвинению в колдовстве по навету сестер, которые мастерски изображали наведение на себя порчи. Стоило женщине войти в комнату, как одна из девиц начинала корчиться в припадке, а затем внезапно "исцелялась".

Одним из самых распространенных обвинений было сожительство с дьяволом, который, как правило, представал в образе, пса, крысы, козла или человека. Несчастные женщины признавались в том, что они имеют сексуальные отношения с чертом, после чего их участь была практически решена – в качестве особой милости их могли задушить перед тем, как отправить на костер, но для этого нужно было обязательно покаяться и признать свою вину. Инквизиторы не отличались особой чистоплотностью, выбивая подобное раскаяние. В застенки к заключенному могли посадить человека, который убеждал покаяться, а в это время за стеной слуги инквизитора слушали весь разговор. Жанну д'Арк принудили к покаянию с помощью обмана – вместо одного документа ей подсунули другой, и несчастная девушка подписала его, не ведая, что тем самым она признала обвинения в колдовстве.

Были придуманы совершенно изуверские способы "оправдания" подозреваемых в колдовстве. Несчастную женщину бросали в реку, связав ее или привязав к ней камень. Если каким-то чудом она не тонула, то вина считалась доказанной – дьявол помог ведьме всплыть – и ее ждало страшное наказание. Стоит ли говорить о том, что для утопленниц было мало радости в том, что их признали невиновными по обвинению в колдовстве.

В качестве своеобразного оправдания охоты на ведьм можно упомянуть, что по обвинению в колдовстве казнили не только женщин, но и мужчин, а обвинение в колдовстве часто использовали для сведения личных счетов или обогащения. Человек – существо довольно жестокое, а потому охота на ведьм развязала в обществе самые низкие инстинкты.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /