ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Каждый из нас уже с рождения неоднократно "пронумерован" в самых разных инстанциях

Комментарий к проекту документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности"

Аркадий Малер :: 31 мая 2012

Выдвинутый на обсуждение Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества проект документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности", на мой взгляд, очень обстоятельный и весьма неожиданный, даже для многих воцерковленных людей, потому что сама тема отношения Православной Церкви к подобным технологиям, казалось бы, была полностью монополизирована маргинальными и малоадекватными кругами, которые эту тему дискредитировали на корню. Но сама проблема, между тем, осталась и очень хорошо, что в этом документе упоминаются предшествующие документы РПЦ, уже затрагивающую эту тему.

Почему эта проблема, на самом деле, не иллюзорна? Потому что одним из самых главных мировоззренческих открытий христианства является представление об онтологической ценности каждой человеческой личности, как созданной по образу и подобию Бога, и призванной к обожению. Поэтому, как бы это ни было странно слышать либеральным критикам Церкви, именно в христианстве отстаивается настоящая свобода и достоинство человека, и именно в христианском, церковном богословии эта свобода получает своё онтологическое обоснование. Следовательно, именно Церковь всегда будет до конца стоять за свободу человеческой личности, каждый раз напоминая людям о всех возможных формах рабства и духовной зависимости, в которых они могут ненароком оказаться, в то время как всевозможные секулярные общества прав человека совершенно не замечают эти опасности.

Приведу один пример: многие из нас постоянно пользуются электронными карточками различных магазинов и супермаркетов, а иные каждый день ходят в один и тот же, например, продовольственный супермаркет, и на их карточку годами накапливается информация о том, что они все эти годы покупают. Конечно, с первого раза трудно представить себе, как эта информация может быть использована против носителя этой карточки, но в любом случае эти сведения – очень личные, это почти тоже самое, как если бы кто-то постоянно был в курсе содержимого вашего холодильника. Вроде бы, ничего особенного в этом нет, но для тех, кто хотел бы контролировать вашу жизнь, это очень существенная информация, и сейчас эта информация хранится в каких-то неизвестных базах данных, и какие-то неизвестные чужие дяди и сегодня, и через сто лет имеют возможность получить эту информацию. А теперь представим себе, что речь идет не только о вашем рационе или гардеробе, но и о вашем здоровье, и о том, что какие-то совершенно случайные люди смогут однажды узнать о вас абсолютно всё, только лишь сняв информацию с какой-то пластиковой карточки. И это не какие-нибудь спецслужбы, а люди, не имеющие никакого отношения к охране чьей-либо безопасности. В данном случае я привел лишь самый поверхностный пример, но в документе хорошо обозначено, какие ещё опасности несет с собой эта система.

Вместе с этим, позиция Церкви в отношении новых технологий идентификации личности имеет очень четкие рамки: с одной стороны, Церковь признает необходимость и неизбежность применения подобных технологий в определенных случаях, прежде всего, для учета и безопасности самих граждан, но с другой стороны, призывает не навязывать людям эти технологии и предупреждает самих людей о возможной опасности при использовании этих технологий. Конечно, если человек хочет вести активный образ жизни в современном мире, то использование этих технологий становится неизбежным, и чем дальше, тем больше, но если есть люди, которые отказываются их использовать, то государство не должно им их навязывать – вот тот минимум требований, которые Церковь в данном случае выдвигает в этом документе. Да, эти технологии приносят людям определенные блага, иначе бы их просто не было, но если совершеннолетний человек отказывается от этих благ, то это его полное право.

Что касается эсхатологического аспекта этой темы, который так любят акцентировать наши борцы с ИНН и паспортами, то здесь, конечно, не стоит умножать сущности больше надобности. Я полагаю, что реальный порог, после которого можно на полном серьезе говорить об апокалиптике – это не присвоение каких-то номеров, документов и карточек, а именно вмешательство в человеческую природу, конкретно говоря, в человеческое тело. Ведь что касается всевозможных номеров, то каждый из нас уже с рождения неоднократно "пронумерован" в самых разных инстанциях и мы даже можем не подозревать, как много документов заведено на наше имя, что совершенно естественно. Но если подобные номера начинают имплантироваться в наше тело, как будто мы какие-то страшные преступники и за нами нужно все время следить, вот тогда апокалиптические метафоры перестанут быть метафорами.

Таким образом, этот документ достаточно актуален и очень хорошо, что в его последнем абзаце идет призыв к христианскому трезвомыслию, которое должно быть главным критерием в решении подобных проблем.

Аркадий Малер – православный философ.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама