500 лет "Сикстинской Мадонны" Рафаэля отмечают в Дрездене
Среди анекдотов, что охотно вспоминают дрезденцы, есть история об американском туристе, поинтересовавшемся у гида, сколько стоит "Сикстинская Мадонна". Экскурсовод ответила кратко: "А сколько стоит солнце?".
Выставка в дрезденской Галерее старых мастеров, подготовленная к юбилею картины, отвечает не только на вопрос, во что обошлась эта картина Августу III, саксонскому правителю и королю Польши, который приобрел ее для своей коллекции в 1754 году, но и на вопрос, как "Сикстинская Мадонна" стала тем, чем она стала. Как она из предмета культа превратилась в культовое произведение искусства. Если своим возникновением "Сикстинская Мадонна" обязана Рафаэлю и заказчику Папе Юлию II, то своей славой она обязана Дрездену. Собственно, вся экспозиция делится на две большие части. В центре, как ядро, рисунки, гравюры, картины из Лувра и Национальной галереи Лондона, галерей Уфицци и Палатина во Флоренции, Пинакотеки Ватикана и музеев Вены, Будапешта (и само собой их художественных собраний Дрездена), которые показывают, как эта картина в далеком монастыре на севере связана с фресками, которые Рафаэль писал в Риме. А также чем она отличается от других изображений Мадонны, в том числе и самого художника. А вокруг этого зала идет экспозиция, рассказывающая уже дрезденскую историю картины
Среди неожиданных экспонатов огромный меч с обломанной рукоятью и богатыми, из позолоченного серебра ножнами, раритет из Швейцарии. Витрина с ним прямо около "Сикстинской Мадонны". Меч был освящен и подарен Юлием II Швейцарии в знак благодарности за помощь в войне против французов. Тогда-то Юлий II и заказал роспись Станцы д Элиодора на библейский сюжет, а вскоре и "Сикстинскую Мадонну" для нового храма Св. Сикста в старом монастыре бенедиктинцев в Пьяченце. Так что "Сикстинская Мадонна", по сути, картина победы
Как бы то ни было, те 240 лет, пока картина была в монастыре, она осталась практически неизвестной. Кроме Вазари, только бедный монах Феличе Пассеро в 1593 году описывал картину кисти Рафаэля, столь прекрасную, что "она никогда не может быть оценена достаточно". В XVIII веке ей заинтересовался Август III. Имя курфюрста было запрещено упоминать Джованни Батисте Бьянкони, профессору древнегреческого языка в Болонье, который начал переговоры с настоятелем монастыря Св. Сикста. Святой отец заломил немыслимую сумму в 36 тысяч римских скудо. Для монастыря это был единственный шанс расплатиться с долгами. В арт-сделку века оказались вовлечены монахи и профессор древних языков, премьер-министр саксонского двора, Папа Бенедикт XIV и герцог Пармы, который отказывался давать согласие, даже когда Папа Римский дал свое благословение. Так что помимо итоговых 25 тысяч скудо (самые дорогие картины в дрезденской коллекции не превышали 8000 скудо) Августу III понадобились и дипломатические ухищрения. Наконец, 21 января 1754 года "Сикстинская Мадонна" покинула Пьяченцу. Во дворец Дрездена она прибыла 1 марта 1754 года, и Август III, по преданию, самолично отодвинул свой трон, чтобы дать "дорогу великому Рафаэлю". Выставка в Дрездене дает ответы на многие вопросы, в том числе те, что касаются отношений шедевра Возрождения с масскультурой и политическими мифами. Для зала, где до выставки висела картина, художница Катарина Генслер сделала огромный гобелен. В основе его тысячи цифровых фотографий, запечатлевших залы Галереи старых мастеров. Поднявшись по лестнице в залы итальянского искусства, вы увидите "Сикстинскую Мадонну" в глубине, на своем месте. Но войдя в зал, обнаружите, что впереди вновь разворачивается ренессансная перспектива залов, ведущих к "Мадонне". Чем ближе вы подходите, тем она дальше. "Мадонна" остается по-прежнему недостижимой. Но, может, то, что этот путь возможен, и есть главное?
Источник: Российская газета