ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Великое стояние

Элина Труханова :: 14 июня 2012

400 лет назад в Ярославле формировалось ополчение Минина и Пожарского

В эти дни 400 лет назад в Ярославле формировалось народное ополчение Минина и Пожарского.

Оно, без преувеличения, взбодрило русский дух, пробудило в россиянах патриотические чувства и в итоге спасло Россию от Смуты.

Выжженная земля

...1611 год. Позади смерть последнего царственного Рюриковича – сына Ивана Грозного Федора Ивановича, убийство в Угличе малолетнего царевича Димитрия, правление Бориса Годунова, поочередное "пришествие" и убийство Лжедмитриев – Первого и Второго. Под Псковом с отрядом стоит Лжедмитрий Третий. В Москве всем заправляет так называемая Семибоярщина, по договору с польским королем Сигизмундом III впустившая в город польские войска. Отрядами Лжедмитриев, поочередно грабившими российские города и села, страна разорена и измучена.

Ярославская земля больше всего пострадала от "тушинского вора" – Лжедмитрия II, армия которого, состоявшая из польских наемников, южнорусских дворян, казаков и остатков войска Ивана Болотникова, в 1608 году смогла дойти лишь до подмосковного Тушино и оттуда совершала набеги на российские города и села. В этом же году она захватила Ростов Великий, Переславль-Залесский, Романов (ныне Тутаев), Мологу (сегодня лежащую на дне Рыбинского водохранилища), Ярославль, Рыбную слободу (Рыбинск), Пошехонье. Но уже через год возмущенные грабежами и насилием люди взбунтовались, и в 1609 году Ярославль пережил очередное нападение войска Лжедмитрия II – город был подожжен со всех сторон, многие жители погибли. Полякам не удалось взять только Спасо-Преображенский монастырь. На обратном пути озлобленные тушинцы полностью разорили Углич, Переславль и Ростов. По свидетельству историков, к 1610 году Ярославский край представлял собой разграбленную и выжженную землю.

И так было повсеместно. Первой попыткой привести русский народ в гражданское сознание были грамоты патриарха Гермогена, которые в 1611 году он начал рассылать по русским городам. "Вы видите, как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами , как проливают кровь невинную, – говорилось в тех бумагах. – Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдете вы подобного". В ответ на призыв рязанский воевода Прокопий Ляпунов формирует первое народное ополчение. Но цели оно не достигло из-за разлада в руководстве ополчения и убийства Прокопия под Москвой.

Однако такое же патриотическое движение "забродило" в это время в Нижнем Новгороде. Местный земский староста Козьма Минин начал призывать народ к защите Отечества, и его пламенные речи имели среди горожан большой успех. Старосту поддержали городской совет, воеводы, духовенство и служилые люди. Возглавить будущее народное ополчение было предложено доблестному князю Дмитрию Пожарскому, который уже не раз воевал с врагами Отечества и в тот момент залечивал раны, полученные во время участия в ополчении Ляпунова.

Через несколько месяцев после начала формирования народная армия Минина и Пожарского отправилась по Волге из Нижнего Новгорода в сторону Москвы. В конце марта 1612 года она добралась до Ярославля и здесь встала на долгие четыре месяца – до конца июля.

Стоять за истину безызменно

Благодаря ярославскому "стоянию" нижегородское ополчение увеличилось в несколько раз. Мало того, по словам доктора исторических наук, профессора Вячеслава Козлякова, в Ярославле ополчение по-другому осознало себя. Если до прихода сюда оно было нижегородским, то за время "стояния" в Ярославле оно превратилось в движение, объединившее все земские силы, настроенные на защиту Отечества и избрание нового царя. Именно отсюда 7 апреля 1612 года князь Пожарский разослал грамоты по городам и весям с призывом "в нынешнее конечное разорение быти не безгосударным; чтобы нам, по совету всего государства, выбрати общим советом государя...".

Бремя содержания ополчения легло на весь "сочувствующий" народ. Пожертвования были добровольные и не очень. Так, еще нижегородцы "приговорили": "Стоять за истину всем безызменно, к начальникам быть во всем послушными и покорливыми и не противиться им ни в чем; на жалованье ратным людям деньги давать, а денег не достанет – отбирать не только имущества, да и дворы, а жен, и детей закладывать, продавать, а ратным людям давать, чтобы ратным людям скудости не было". В общем, нелегко далось освободительное движение нижегородцам, ярославцам и всем, кто к ним примкнул. Но другого выхода не было, и тем громаднее тот народный подвиг.

Сведения о жалованье, которое получали ополченцы за труды, в источниках разнятся, но то, что оно было весьма приличным, – это факт, поскольку денежная составляющая тоже играла большую роль в привлечении новых ратников. Помимо оклада, новобранцам выдавалось пособие на покупку коня и доспехов.

Временное правительство

В Ярославле был окончательно сформирован и Совет всея земли, для участия в котором Пожарский собрал по городам "из всех чинов и людей человека по два". В него вошли, в частности, представители крупных княжеских родов – Долгоруких, Куракиных, Бутурлиных, Шереметевых, а также богатые купцы, внесшие в казну ополчения крупные средства. От Ярославля там заседали купцы Григорий Никитников, Епифаний Светешников по прозвищу Надея, Михаил Гурьев, Василий Лыткин. Все они впоследствии были пожалованы в "гости государевы".

Считается, что при Совете всея земли работали приказы – Поместный, Разрядный, Посольский. Здесь же чеканилась серебряная монета. В каком точно месте Ярославля располагался монетный двор, до сих пор точно не установлено – история сохранила лишь сведения о том, что он был, и сами монеты: с изображением "ездока", то есть всадника с копьем, именем последнего царя из династии Рюриковичей – Ивана Федоровича и буквами "ЯР".

За время ярославского "стояния" к ополчению Минина и Пожарского присоединились Подмосковье, все Поволжье и многие северо-восточные и северные территории. И для этих регионов в те месяцы именно Ярославль был столицей. Это был руководящий и идейный центр. Отряды ополченцев освобождали от польско-литовских отрядов окрестные города и уезды, и постепенно на все больших территориях восстанавливался давно утраченный порядок.

В конце июля 1612 года двадцатитысячное народное ополчение двинулось из Ярославля на Москву, и в конце октября того же года столица государства была полностью освобождена от польских интервентов.

Что видел Пожарский

Сегодня в тех исторических местах Ярославля, где 400 лет назад стояло ополчение, – зона отдыха горожан: пляж, парк, кафе, рестораны, на высоком берегу реки Которосли – уютная набережная... Поскольку в то время в Ярославле было всего шесть каменных построек, свидетельств судьбоносных для страны событий осталось немного, и все они находятся на территории Спасо-Преображенского монастыря, где располагались "мозговой центр" ополчения и его святыни. Это нижний ярус Святых монастырских ворот, трапезная, звонница, которая тогда была намного ниже, и самый главный свидетель – Спасо-Преображенский собор.

Мурашки бегут по коже, когда понимаешь, что и Пожарский, и Минин, и все другие ополченцы видели и общались именно с тем Христом Пантократором, который и сегодня смотрит на всех вошедших из-под купола, и с той же Богоматерью, и с тем же Иоанном Предтечей, и с теми же святыми – все эти образы были написаны за полвека до "стояния" в Ярославле ополчения и сохранились до сих пор. Поблекшие, но подлинные. По словам заместителя директора по науке Ярославского музея-заповедника Светланы Блажевской, роспись этого ярославского храма – один из очень немногих дошедших до нас свидетелей того безумного и героического времени. Нижегородские росписи этого периода утрачены, московские были впоследствии переписаны заново.

Кстати

Самый первый памятник Смуте появился тоже в Ярославле – в 1621 году. Видный деятель ополчения и богатейший ярославский купец Епифаний Светешников построил на набережной Волги в память об этих событиях храм , очень похожий на Спасо-Преображенский собор. И поскольку Епифания при жизни прозвали Надеей (от слова "надежда"), то храм так и называется – Николы Надеина. В Москве первое каменное здание после Смуты начали строить лишь в 1635 году – это был Казанский собор на Красной площади. Тоже в память о Смуте.

По материалам источников: Российская газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама