ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чья Церковь?

Виталий Каплан :: 15 июня 2012

Недавно по телевизору было очередное ток-шоу – на сей раз посвященное теме суррогатного материнства. Точнее, почему Церковь против. Но я сейчас не про это. Просто, наблюдая реакцию разных людей на ток-шоу и на позицию представителей Церкви, я смог сформулировать для себя некоторые мысли.

Итак, вот есть у нас наша Русская Православная Церковь... Стоп! У кого это "у нас"? У тех, кто каждое воскресенье ходит на литургию, ежемесячно исповедуется и причащается? Или у тех, кто редко появляется в храме, зато любит поговорить об исихазме и теодицее? Или у тех, кто приходит в церковь, чтобы освятить яйца и куличи? Или у тех, кто крестит детей, "чтоб здоровее были"? А может, у тех, кто возрождает русский национальный дух и нуждается в идейной "надстройке"?

Все эти люди считают Церковь своей. Все они заявляют "я православный" и обижаются, если кто в этом усомнится. "Да что вы лезете с вашими канонами! Их в каменном веке сочинили!"

Проще всего сделать суровое лицо и заявить, что вас тут не стояло. Что Церковь – только для воцерковленных членов приходской общины, регулярно участвующих в богослужении, знающих назубок православное вероучение, а все прочие – "захожане" и не должны раскатывать губу.

Но тут есть две опасности. Первая и самая очевидная – скатиться в психологию сектантства. Мы – духовные, мы – избранные Богом, мы спасаемся, а все прочие – грешники без шансов. "Но этот народ невежда в законе, проклят он" (Ин. 7:49). В истории Церкви была такая ересь – монтанизм (II век по Р.Х.). Ее последователи были уверены, что Церковь – для мощных духом героев, способных на великие подвиги, а слабые мелкие людишки могут идти лесом. Таких не берут в космонавты!

Вторая опасность – оттолкнуть людей, которые пока многого не знают, но вполне могут стать настоящими христианами. Оттолкнуть, не понимая. Точнее, не потрудившись понять их мотивацию, обзывая "захожанами" и выставляя им заведомо недостижимую для них планку.

Поэтому давайте все-таки попробуем разобраться, чем руководствуются эти люди, которых по церковным канонам действительно сложно назвать христианами.

Они ведь не врут, называя себя православными. Не врут, говоря о Русской Православной Церкви – это наша Церковь. Потому что Церковь им действительно нужна.

К сожалению, чаще всего нужна вовсе не для того, ради чего ее основал Господь наш Иисус Христос.

Прежде всего – нужна для самооправдания. Люди живут, ни в чем себе не отказывая, берут от жизни всё – но смутно чувствуют неправильность такого положения вещей. Совесть грызет – не так, чтобы уж очень сильно и очень больно, но некоторое неудобство есть, и хорошо бы его снять. Получить некую высшую моральную санкцию на привычный образ жизни. И вот тут Церковь оказывается очень удобна. Сходил в храм, пожертвовал денег – и на душе легче. Грешник-то я грешник, думает человек, но вот ведь в храме бываю, помогаю, есть за что себя уважать... Еще лучше исповедь. Нет, конечно, не для того, чтобы перестать грешить – а просто для порядка. Зачитать у аналоя список своих грехов, склонить под епитрахиль голову, выслушать разрешительную молитву – и можно себя поздравить: принял меры. Ну да, конечно, грешить продолжаю, но я же не как какой-нибудь там закоренелый негодяй, я исповедуюсь (кстати, и с воцерковленными людьми такое сплошь и рядом бывает). Человека окрыляет само сознание, что он, захаживая в церковь, совершает нечто хорошее и правильное, и это хорошее и правильное уравновешивает в нем всё остальное. Можно брать взятки, можно бить своих детей, можно гулять от жены на сторону, можно сдать больную маму в дом престарелых – всё это как бы нивелируется походами в храм.

Второе, зачем бывает нужна Церковь – это бытовой магизм. Ребеночка покрестить – здоровее будет, после загса повенчаться в храме – чтобы крепче был брак, молебен заказать, чтобы вылечиться от бронхиальной астмы. Или чтобы экзамен сдать. Не то чтобы люди железно верят в эффективность подобных средств, но – чем черт не шутит? А вдруг сработает? Хуже уж точно не будет. Нужно подстраховаться со всех сторон, включая и небесную. Шансы есть – ведь вот существует же эта самая Церковь тысячи лет. Значит – проверено временем, надежный бренд...

Третья причина – для солидности. "Солидный Господь для солидных господ", как выразился Виктор Пелевин. Принадлежность к Церкви – это на сколько-то пунктов повышает твой социальный рейтинг. Значит, ты человек правильный, основательный, понятный. Если ты, как и прочие уважаемые люди, по воскресеньям отстаиваешь службу – значит, ты тоже к ним в каком-то смысле причастен... Причем ведь не только в чужих глазах солидно выглядишь – но и в своих собственных. Разумеется, пока на Церковь существует мода. Если мода сменится на айкидо или на выращивание тыкв – значит, теперь тыквы...

Четвертая причина – это подпорка для большого и нужного дела. Дело может быть разным. Спасать Россию – например, от Госдепа. Или бороться с кровавым режимом... В любом случае, не худо заручиться небесной поддержкой. Даешь Церковь, которая поддержит нашу праведную борьбу! Обязана поддержать, потому что она – за большое и светлое, и мы тоже – за большое и светлое, а значит, цели наши совпадают...

Есть и пятая причина – чтобы утешили. Как известно, Церковь – это место, где утешают, когда у тебя горе. Звучат какие-то непонятные, таинственные песнопения, батюшка говорит что-то такое проникновенное, пахнет ладаном, свечки горят – и на душе становится легче.

Наверное, я чего-то пропустил, и есть и шестая причина, и седьмая, и так далее. Впрочем, неважно, сколько их – важно, что от Церкви люди хотят получить нечто посюстороннее, полезное, нужное в практической жизни.

И вот с одной стороны есть мы, воцерковленные христиане, стремящиеся к спасению в Вечности, к соединению со Христом – а с другой стороны, все эти, ищущие от Церкви разного рода пользу. И численно их куда больше. Если бы вопросы церковной жизни решались простым голосованием – страшно подумать, во что ищущие пользы превратили бы Церковь. Какой там Столп и утверждение Истины? Какое там Тело Христово? Вы нам бросьте эти средневековые глупости! Вы нам услугу окажите, а мы заплатим по прейскуранту!

Мы считаем этих людей заблуждающимися – а они считают нас узколобыми фанатиками-догматиками, и их недовольство нами с каждым годом растет. Им нужна такая Церковь, в которой им удобно и комфортно, которая оказывает услуги. Нам – в которой мы избавляемся от рабства греху, лечимся от своей духовной болезни, и это далеко не всегда бывает легко и приятно. Мы нередко встаем по отношению к ним в поучающую позицию, и до поры до времени они на это соглашались: мол, вам виднее, вы тут завсегдатаи, а мы – мы к вам на огонек заглянули. Но сейчас, особенно в связи с разгорающимися конфликтами Церкви и общества, они, "ищущие пользы", все чаще начинают вести себя в Церкви как хозяева. До рейдерского захвата дело не дошло и вряд ли дойдет, но тенденция нехорошая.

Ну а что же далать-то? Воевать с ними? Гнать из Церкви, обвинять в невежестве и язычестве? Мол, Церковь – не для них, потому что Церковь – не комбинат духовных услуг.

Церковь действительно не комбинат духовных услуг, но отсюда не следует, что Церковь – не для них. Церковь – для всех. И этих людей, приходящих в нее "посюсторонней пользы ради", Церковь тоже принимает. Бог ведь всех нас любит и хочет всех спасти, а Церковь – средство спасения. Часто ведь бывает так, что человек кардинально меняется не в момент прихода в Церковь, а уже будучи в ней. Порой, будучи много лет. У каждого свой темп и свой потолок.

Нельзя говорить человеку: ты до нас не дорос, вот станешь святым – приходи. Надо говорить иначе: очень здорово, что ты к нам пришел, мы тебе рады. Но имей в виду, что здесь – не то, что ты думаешь. Не оправдалка, не колдовалка, не утешалка... Хочешь к нам на корабль спасения? Прекрасно, вход бесплатный и мест всем хватит. Но корабль идет не совсем туда, куда ты думаешь. Он идет в гораздо лучшее место. Останешься с нами – великолепно. Уйдешь в какую-нибудь оправдалку-колдовалку – что ж, твое право, твоя свобода. Но вот только не хватайся за штурвал и не пытайся вырулить наш корабль куда тебе хочется. Он ведь не твой персональный корабль. Он – Божий.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама