Недавно по телевизору было очередное ток-шоу на сей раз посвященное теме суррогатного материнства. Точнее, почему Церковь против. Но я сейчас не про это. Просто, наблюдая реакцию разных людей на ток-шоу и на позицию представителей Церкви, я смог сформулировать для себя некоторые мысли.
Итак, вот есть у нас наша Русская Православная Церковь... Стоп! У кого это "у нас"? У тех, кто каждое воскресенье ходит на литургию, ежемесячно исповедуется и причащается? Или у тех, кто редко появляется в храме, зато любит поговорить об исихазме и теодицее? Или у тех, кто приходит в церковь, чтобы освятить яйца и куличи? Или у тех, кто крестит детей, "чтоб здоровее были"? А может, у тех, кто возрождает русский национальный дух и нуждается в идейной "надстройке"?
Все эти люди считают Церковь своей. Все они заявляют "я православный" и обижаются, если кто в этом усомнится. "Да что вы лезете с вашими канонами! Их в каменном веке сочинили!"
Проще всего сделать суровое лицо и заявить, что вас тут не стояло. Что Церковь только для воцерковленных членов приходской общины, регулярно участвующих в богослужении, знающих назубок православное вероучение, а все прочие "захожане" и не должны раскатывать губу.
Но тут есть две опасности. Первая и самая очевидная скатиться в психологию сектантства. Мы духовные, мы избранные Богом, мы спасаемся, а все прочие грешники без шансов. "Но этот народ невежда в законе, проклят он" (Ин. 7:49). В истории Церкви была такая ересь монтанизм (II век по Р.Х.). Ее последователи были уверены, что Церковь для мощных духом героев, способных на великие подвиги, а слабые мелкие людишки могут идти лесом. Таких не берут в космонавты!
Вторая опасность оттолкнуть людей, которые пока многого не знают, но вполне могут стать настоящими христианами. Оттолкнуть, не понимая. Точнее, не потрудившись понять их мотивацию, обзывая "захожанами" и выставляя им заведомо недостижимую для них планку.
Поэтому давайте все-таки попробуем разобраться, чем руководствуются эти люди, которых по церковным канонам действительно сложно назвать христианами.
Они ведь не врут, называя себя православными. Не врут, говоря о Русской Православной Церкви это наша Церковь. Потому что Церковь им действительно нужна.
К сожалению, чаще всего нужна вовсе не для того, ради чего ее основал Господь наш Иисус Христос.
Прежде всего нужна для самооправдания. Люди живут, ни в чем себе не отказывая, берут от жизни всё но смутно чувствуют неправильность такого положения вещей. Совесть грызет не так, чтобы уж очень сильно и очень больно, но некоторое неудобство есть, и хорошо бы его снять. Получить некую высшую моральную санкцию на привычный образ жизни. И вот тут Церковь оказывается очень удобна. Сходил в храм, пожертвовал денег и на душе легче. Грешник-то я грешник, думает человек, но вот ведь в храме бываю, помогаю, есть за что себя уважать... Еще лучше исповедь. Нет, конечно, не для того, чтобы перестать грешить а просто для порядка. Зачитать у аналоя список своих грехов, склонить под епитрахиль голову, выслушать разрешительную молитву и можно себя поздравить: принял меры. Ну да, конечно, грешить продолжаю, но я же не как какой-нибудь там закоренелый негодяй, я исповедуюсь (кстати, и с воцерковленными людьми такое сплошь и рядом бывает). Человека окрыляет само сознание, что он, захаживая в церковь, совершает нечто хорошее и правильное, и это хорошее и правильное уравновешивает в нем всё остальное. Можно брать взятки, можно бить своих детей, можно гулять от жены на сторону, можно сдать больную маму в дом престарелых всё это как бы нивелируется походами в храм.
Второе, зачем бывает нужна Церковь это бытовой магизм. Ребеночка покрестить здоровее будет, после загса повенчаться в храме чтобы крепче был брак, молебен заказать, чтобы вылечиться от бронхиальной астмы. Или чтобы экзамен сдать. Не то чтобы люди железно верят в эффективность подобных средств, но чем черт не шутит? А вдруг сработает? Хуже уж точно не будет. Нужно подстраховаться со всех сторон, включая и небесную. Шансы есть ведь вот существует же эта самая Церковь тысячи лет. Значит проверено временем, надежный бренд...
Третья причина для солидности. "Солидный Господь для солидных господ", как выразился Виктор Пелевин. Принадлежность к Церкви это на сколько-то пунктов повышает твой социальный рейтинг. Значит, ты человек правильный, основательный, понятный. Если ты, как и прочие уважаемые люди, по воскресеньям отстаиваешь службу значит, ты тоже к ним в каком-то смысле причастен... Причем ведь не только в чужих глазах солидно выглядишь но и в своих собственных. Разумеется, пока на Церковь существует мода. Если мода сменится на айкидо или на выращивание тыкв значит, теперь тыквы...
Четвертая причина это подпорка для большого и нужного дела. Дело может быть разным. Спасать Россию например, от Госдепа. Или бороться с кровавым режимом... В любом случае, не худо заручиться небесной поддержкой. Даешь Церковь, которая поддержит нашу праведную борьбу! Обязана поддержать, потому что она за большое и светлое, и мы тоже за большое и светлое, а значит, цели наши совпадают...
Есть и пятая причина чтобы утешили. Как известно, Церковь это место, где утешают, когда у тебя горе. Звучат какие-то непонятные, таинственные песнопения, батюшка говорит что-то такое проникновенное, пахнет ладаном, свечки горят и на душе становится легче.
Наверное, я чего-то пропустил, и есть и шестая причина, и седьмая, и так далее. Впрочем, неважно, сколько их важно, что от Церкви люди хотят получить нечто посюстороннее, полезное, нужное в практической жизни.
И вот с одной стороны есть мы, воцерковленные христиане, стремящиеся к спасению в Вечности, к соединению со Христом а с другой стороны, все эти, ищущие от Церкви разного рода пользу. И численно их куда больше. Если бы вопросы церковной жизни решались простым голосованием страшно подумать, во что ищущие пользы превратили бы Церковь. Какой там Столп и утверждение Истины? Какое там Тело Христово? Вы нам бросьте эти средневековые глупости! Вы нам услугу окажите, а мы заплатим по прейскуранту!
Мы считаем этих людей заблуждающимися а они считают нас узколобыми фанатиками-догматиками, и их недовольство нами с каждым годом растет. Им нужна такая Церковь, в которой им удобно и комфортно, которая оказывает услуги. Нам в которой мы избавляемся от рабства греху, лечимся от своей духовной болезни, и это далеко не всегда бывает легко и приятно. Мы нередко встаем по отношению к ним в поучающую позицию, и до поры до времени они на это соглашались: мол, вам виднее, вы тут завсегдатаи, а мы мы к вам на огонек заглянули. Но сейчас, особенно в связи с разгорающимися конфликтами Церкви и общества, они, "ищущие пользы", все чаще начинают вести себя в Церкви как хозяева. До рейдерского захвата дело не дошло и вряд ли дойдет, но тенденция нехорошая.
Ну а что же далать-то? Воевать с ними? Гнать из Церкви, обвинять в невежестве и язычестве? Мол, Церковь не для них, потому что Церковь не комбинат духовных услуг.
Церковь действительно не комбинат духовных услуг, но отсюда не следует, что Церковь не для них. Церковь для всех. И этих людей, приходящих в нее "посюсторонней пользы ради", Церковь тоже принимает. Бог ведь всех нас любит и хочет всех спасти, а Церковь средство спасения. Часто ведь бывает так, что человек кардинально меняется не в момент прихода в Церковь, а уже будучи в ней. Порой, будучи много лет. У каждого свой темп и свой потолок.
Нельзя говорить человеку: ты до нас не дорос, вот станешь святым приходи. Надо говорить иначе: очень здорово, что ты к нам пришел, мы тебе рады. Но имей в виду, что здесь не то, что ты думаешь. Не оправдалка, не колдовалка, не утешалка... Хочешь к нам на корабль спасения? Прекрасно, вход бесплатный и мест всем хватит. Но корабль идет не совсем туда, куда ты думаешь. Он идет в гораздо лучшее место. Останешься с нами великолепно. Уйдешь в какую-нибудь оправдалку-колдовалку что ж, твое право, твоя свобода. Но вот только не хватайся за штурвал и не пытайся вырулить наш корабль куда тебе хочется. Он ведь не твой персональный корабль. Он Божий.
Источник: Фома