ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Академия духовной бюрократии

Анатолий Черняев :: 20 июня 2012

"Ученое монашество" в Православной Церкви было скорее управленческой кастой, чем сообществом интеллектуалов

70 лет назад в оккупированном немцами Париже доцент русского Свято-Сергиевского богословского института архимандрит Киприан (Керн) выступил с публичным докладом "Ангелы. Иночество. Человечество. К вопросу об ученом монашестве". "Нужен монашеский ученый орден, – взывал оратор. – Богословской науке надо не только учить, в нее надо посвящать. Надо уметь ценить святость научного подвига, возвышенность служения книги". В 1942 году, когда грандиозная организация дореволюционной Русской Церкви уже четверть века как ушла в небытие, а Россия изнемогала в смертельной схватке с нацистской Германией, призыв Киприана, чтобы на каждые 50 или хотя бы 100 русских обителей приходилось по "настоящему ученому монастырю", звучал довольно неожиданно. Правда, некоторые деятели эмигрантской Церкви встретили гитлеровское вторжение в СССР с энтузиазмом и связывали с ним надежды на возрождение православия в России. Керн, несмотря на свою немецкую фамилию, насколько нам известно, не выступал в поддержку Третьего рейха. Поэтому оставим за скобками возможный политический подтекст керновского доклада и обратимся собственно к "ученому монашеству" и его историческому значению.

Церковно-номенклатурная каста

Генеалогия русского "ученого монашества" как особой корпорации внутри Церкви восходит к эпохе петровских реформ. После дела царевича Алексея, которого поддерживали многие представители высшего духовенства, Петр I окончательно утратил доверие к русской церковной иерархии. Отныне вместо русаков архиереями и настоятелями монастырей стали назначать своего рода варягов – монахов из Украины, получивших образование в Киево-Могилянской академии или в католических школах западных стран. Такое решение вписывалось в политику привлечения на государеву службу иностранцев, которые ввиду отсутствия в России социальных связей были гарантированно лояльны царю. С другой стороны, будучи носителями западного образования, знатоками латыни, эти люди неплохо вписывались в новую европеизированную бюрократию Российской империи.

Между новой генерацией духовных сановников из Украины и великорусским духовенством возникла серьезная напряженность, обусловленная глубокими различиями как в ментальности, так и в социальном статусе. Архиереи-черкасы, как презрительно называли приезжих украинцев русские, пользовались дворянскими привилегиями и славились крутым нравом, высокомерием, жестоким обращением с подчиненными. Их монополия пошатнулась в ходе екатерининской секуляризации церковных земель, когда привыкшие жить на широкую ногу князья Церкви – украинцы пытались фрондировать императрице, как, например, митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). После этого политика украинизации русского епископата сворачивается и высшие церковные должности вновь становятся доступны для русских – но теперь уже прошедших длительную муштру в созданных по латинской модели семинариях и академиях.

В целом система комплектования руководящих кадров Русской Церкви "учеными монахами" сложилась уже в XVIII веке. Принимая монашеский постриг сразу по окончании или даже в процессе учебы, они автоматически вступали на лестницу духовной карьеры. По сравнению с другими монахами академические обладали рядом льгот: так, для них был отменен испытательный срок и снижен возрастной ценз вступления в монашество, они имели право свободно распоряжаться личным имуществом, получали жалованье наравне с чиновниками, то есть фактически освобождались от одного из трех монашеских обетов – обета нестяжания.

Поэтому "ученое монашество", в сущности, такой же оксюморон, как "морская свинка": как последняя не имеет отношения ни к свиньям, ни к морю, так и "ученые монахи" в действительности и не ученые, и не монахи. Они были не учеными, а выученными, что совсем не одно и то же. Те из них, кого можно назвать учеными в собственном смысле, без оговорок – как, например, востоковеда епископа Порфирия (Успенского) или пионера русского религиоведения епископа Хрисанфа (Ретивцева), – являли собой те самые исключения, которые, как говорится, лишь подтверждают правило. В то же время большинство "ученых монахов" никогда не жили в монастырях. Более точно было бы вести речь не об "ученом", а о карьерном, кабинетном, бюрократическом монашестве. Фактически "ученое монашество" – это корпорация церковных функционеров, духовно-номенклатурная каста.

Контрудар белого духовенства

Не слишком удачный термин "ученое монашество" вошел в оборот с легкой руки Дмитрия Ростиславова, для которого этот вопрос был неразрывно связан с проблемой неравноправия черного и белого духовенства в России. Книга Ростиславова на эту тему увидела свет в 1866 году в Лейпциге (в России она не могла быть издана из-за цензурных барьеров) и вызвала немалый резонанс, поскольку вскрывала болезненное для Русской Церкви подспудное противостояние двух частей клира: "черного", или монашествующего духовенства, представляющего собой церковную элиту, перед которой открыты перспективы иерархической карьеры, и "белого", женатого, приходского, обреченного влачить судьбу церковных париев. А в 1880 году увидело свет историческое исследование Ростиславова "О русском ученом монашестве", заряженное изрядным публицистическим и социально-критическим пафосом. Будучи сыном рядового провинциального священника, Ростиславов не понаслышке знал об угнетенном и бесправном положении массы белого духовенства – за исключением единиц, которым посчастливилось занять престижные должности придворных или посольских священников. Неудивительно, что сам он предпочел рясе священника профессорский сюртук...

Ростиславов не был одинок: созвучные идеи высказывали также и другие властители дум русского общества. Калязинский священник-диссидент Иоанн Беллюстин, которого обер-прокурор Святейшего Синода Александр Толстой назвал "духовным Щедриным", в своих исполненных страсти произведениях описывал бедственное положение сельского духовенства и обличал монашество как корпорацию лицемеров, узурпировавших власть в Церкви . В свою очередь, резкие нападки влиятельного журналиста Виктора Аскоченского на архимандрита Феодора (Бухарева) не в последнюю очередь были обусловлены сословной неприязнью простого поповича к незаурядному представителю "ученого монашества"...

Русская Церковь не осталась в стороне от либеральных идей, захвативших широкие круги русского общества в эпоху реформ Александра П. Атмосфера либерализма способствовала критическому взгляду на церковный порядок, утвердившийся за полтора столетия синодального периода и ассоциировавшийся в глазах интеллигенции с уходящим в прошлое старым режимом. Такое умонастроение господствовало даже в стенах духовных академий, среди студентов которых в последние десятилетия XIX века резко сократилось число желающих принимать монашество, вступать в скомпрометированную корпорацию "черного духовенства". Масштаб проблемы оказался таков, что в этот период возник ощутимый кадровый дефицит для замещения архиерейских кафедр, и впервые в истории Русской Церкви Синоду пришлось рекрутировать епископов из числа бывших "белых" священников (как правило, вдовых протоиереев).

Новый вождь духовного легиона

Сломить эту тенденцию попытался видный церковный деятель Антоний (Храповицкий), который с детства мечтал стать монахом и сделать церковную карьеру. Для отпрыска знатного дворянского рода это было нетрудно, и впоследствии Храповицкий вошел в историю как митрополит, один из претендентов на восстановленный патриарший престол, основатель Русской Зарубежной Церкви . А в 1889 году, на заре своего пути, 26-летний иеромонах Антоний опубликовал статью "О монашестве ученом", призванную опровергнуть "неправильный взгляд" на монашество и его совмещение с "пастырским" служением, которое понимается автором весьма расширительно, включая и педагогическую, и церковно-административную работу.

Надо признать, что доводы противников "ученого монашества" Храповицкий излагает не без сочувствия и остроумия: "Указывают, что сочетание этих двух званий так же мало удается молодым ученым инокам, как служение двум господам... Остается только недоумевать, для чего монаху дали послушание, столь мало имеющее связи с духовным его возрастанием, которое есть единственная цель послушания" (курсив автора). Казалось бы, вопрос чисто риторический – но не для автора статьи! По убеждению Храповицкого, пастырская работа, так же как и монашество, сопряжена с подвижничеством, только не ради себя, а ради всей паствы. Поэтому монашество не просто вполне совместимо с пастырской работой, но и является для нее мощным дополнительным стимулом.

Став в 1890 году ректором Московской духовной академии, Антоний получил возможность применить свои идеи на практике, активно склоняя студентов к избранию монашеского пути. Возрождение института "ученого монашества" и повышение его престижа являлось элементом далеко идущей церковно-политической программы Храповицкого, неслучайно его любимым историческим героем был Патриарх Никон. Храповицкий выступал одним из идеологов восстановления патриаршества и превращения Русской Церкви в самостоятельную политическую силу, которая должна стать главной опорой монархии перед лицом революционной угрозы.

Вот как вспоминал о Храповицком его бывший студент митрополит Евлогий (Георгиевский): "Архимандрит Антоний был фанатиком монашества... Монашество в нашем представлении благодаря ему возвысилось до идеала сплоченного крепкого братства, ордена, рати Христовой... Антоний нас всколыхнул, пробудил сознание долга идти с церковным знаменем на арену общественной жизни... Идею монашества архимандрит Антоний пропагандировал среди нас поистине фанатически. В нем она сочеталась с женоненавистничеством. Он рисовал нам картины семейной жизни и супружеских отношений в мрачных, даже грязных тонах – и его пропаганда имела успех... Следствием этого нового духа в академии была волна пострижений... На этот путь устремилась 23-24-летняя молодежь. Архимандрит Антоний постригал неразборчиво и исковеркал не одну судьбу и душу... Некоторые из его постриженников потом спились".

Апология православного бенедиктинца

Как апологет "ученого монашества" выступал архимандрит Киприан (Керн) – наследник Антония (Храповицкого), который, кстати, был его духовным наставником и в 1927 году рукополагал Киприана во иеромонаха; между ними существовала не только идейная, но также мистическая и человеческая связь (а также социальная – оба были дворянских кровей). Но если Храповицкий стремился воспитать духовную гвардию, способную обеспечить реванш Церкви в отношениях с обществом и государством, то для Киприана "ученое монашество" скорее богословская конструкция, духовный идеал. В своем богословии монашества Керн исходит из ареопагитской доктрины об ангельской иерархии, через которую "божественное светолитие" передается иерархии церковной. При этом важнейшим призванием монахов, как и ангелов, является гнозис, "таинственный и умопостигаемый процесс познавания Непознаваемого". Как подчеркивает Керн, "служение Мудрости, Боговедению и Просвещению" ничуть не менее почтенно, чем подвиги поста и молитвы. Оно даже выше, ибо "эта сторона деятельности иноческой особенно их сближает с ангельским их первообразом".

Все эти изощренные богословские построения понадобились автору для того, чтобы реабилитировать монашеские занятия науками, имеющими к духовности отношение весьма слабое. Вслед за далеким от ортодоксии философом Николаем Бердяевым Керн призывает не противопоставлять спасение творчеству и прославляет ученые труды средневековых монахов за их вклад... в подготовку итальянского Ренессанса! Логика Киприана заставляет вспомнить слова московского митрополита Платона (Левшина), который на вопрос императрицы Екатерины II, почему такой молодой и красивый мужчина постригся в монахи, ответил без запинки: "Из любви к просвещению, государыня!"

Киприан, не без симпатии относившийся к наследию католичества (недаром писатель Борис Зайцев называл его "православным бенедиктинцем"), подчеркивает вклад западного монашества в развитие европейской науки и культуры, призывая Православную Церковь брать пример с доказавшей свою плодотворность "дифференциации творческих сил в латинском иночестве", где разные ордена имели различные специализации, в том числе в интеллектуальной сфере.

Действительно, ряд средневековых католических монахов вошли в историю как выдающиеся ученые и философы своего времени, однако рассчитывать на повторение подобного явления в современную эпоху, да еще и на почве православия утопично. Ведь "сонм подвижников науки" вышел из католических монастырей не потому, что воспитание ученых было их прямой задачей, а постольку, поскольку в Средние века еще не сформировался ни класс независимых интеллектуалов, ни соответствующая инфраструктура, и наиболее удобной нишей для научных занятий являлась Церковь (с которой были тесно связаны и средневековые университеты). Впоследствии же Церковь утратила эту свою прогрессивную роль, и начиная с эпохи Контрреформации монашеские ордена уже не служили развитию науки и культуры, а, наоборот, тормозили его. Кстати, первые поколения русского "ученого монашества" воспитывались как раз на этой барочно-контрреформационной модели, поэтому их роль в культуре была заведомо регрессивной. Со времен Средневековья многое изменилось, и монашеская мантия уже давно скорее не защищает, а сковывает человека, стремящегося к полноценной исследовательской работе.

Об этом красноречиво свидетельствуют исполненные драматизма судьбы тех немногих русских "ученых монахов", которые по своему призванию действительно были учеными или мыслителями, а не администраторами или мистиками. Автор первого китайско-русского словаря и капитальных трудов по истории и экономике Китая архимандрит Иакинф (Бичурин) был лишен сана, сидел в монастырской тюрьме. В 1831 году он подал в Синод прошение о снятии тяготившего его монашества, но император Николай I ответил отказом. В этом отношении больше повезло архимандриту Феодору (Бухареву) – оригинальному социальному мыслителю, который уходил из монашества в более либеральные годы царствования Александра П. Свое решение Бухарев мотивировал нравственной невозможностью оставаться монахом, потому что внутренне он всем сердцем протестовал против тех, к "послушанию" кому его обязывали иноческие обеты... Весьма символичен и тот факт, что первый по-настоящему ученый монах в России – Максим Грек – из 39 лет, прожитых в нашей стране, 30 провел в заточении.

Пожалуй, в вопросе об "ученом монашестве" ближе к истине, чем Киприан (Керн), оказался протоиерей Георгий Флоровский, который в книге "Пути русского богословия" рассматривал этот феномен как одну из уродливых псевдоморфоз церковной жизни Нового времени, связанных с процессами вестернизации русского православия. Согласно Флоровскому, русское "ученое монашество" – это "очень неудачное повторение западного примера в несоответственных условиях... Это было не только обмирщение, но бюрократизация монашества... Монашество для "ученых" перестает быть путем послушания и подвига, становится для них путем ко власти и чести".

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама