Региональное движение "Нравственность в образовании" утверждает, что детям и родителям в школах Санкт-Петербурга не обеспечивают свободу выбора модулей в рамках курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики".
Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета им.апостола и евангелиста Иоанна Богослова, комментирует сложившуюся ситуацию..
Недавнее сообщение о нарушении прав петербургских школьников и их родителей на свободный выбор религиозного компонента в рамках курса "ОРКСЭ" далеко не первое в своем роде. Беспокойные сигналы о "принудиловках" со стороны школьной администрации, спускаемых сверху директивах, пренебрежении обещанными процедурами опросов учащихся и их семей относительно того, что им важнее изучать – русских святых или базовые принципы гуманизма – приходят из разных регионов. И будут учащаться по мере приближения нового учебного года. Региональные управления образования спохватываются, наспех проводят решения – нужно успеть вписаться в заданную статистику и отчитаться перед центром.
И без лишней головной боли. Которая усиливается в том случае, если нужно обеспечивать ресурсы для пяти компонентов курса вместо одного. Единообразие всегда удобнее пестроты мнений. Поэтому и честно считать голоса (в данном случае родительские) нет необходимости – проще вписать в отчет контрольные цифры и успокоиться. Проще пригласить в класс одного преподавателя светской этики, чем заводить волокиту с епархиальными отделами религиозного образования и муфтиятами – договариваться, проводить экспертизу их учителей, пособий и т.п.
Стремление подогнать всех под одну гребенку – в известном смысле это тренд нашего общественно-политического сезона. Возможно, и не задаваемый на самом верхнем верху – но фактически претворяемый в жизнь на уровне бюрократического класса, будь то партэлита либо когорта образовательных чиновников. Это наша реальность, изменение которой требует больших усилий, главное из которых – воспитание в себе самом пресловутой гражданской сознательности. И недопущение любых попыток тебя обмануть, какого бы сегмента твоей жизни и личных прав это ни касалось – избирательного, религиозного, образовательного.
Несогласие с выявленными фактами выборных фальсификаций побуждает людей выходить на митинги. Разменной монетой какого номинала и в чьих именно руках некоторые такие митинги в результате оказываются – вопрос сугубо тонкий и обсуждения требующий сугубого. Но сам по себе принцип "за честные выборы" в его чистом, незамутненном и неангажированном виде не может вызвать возражения у любого человека, который соглашается считать себя гражданином государства с конституционно закрепленной демократической формой правления. Если не "за честные выборы" то либо "за лживые выборы", либо "за отсутствие (отмену) выборов вообще". Солидаризируйся с обманом либо меняй страну.
То же самое – и в отношении выбора религиозного компонента курса "ОРКСЭ" для своего ребенка. Здесь дело касается в первую очередь родителей верующих. Потому что преференции родителей-атеистов в большинстве случаев оказываются в наибольшей мере "в масть" школьно-образовательной администрации. Как ни крути, ну проще в светской школе преподавать светскую этику – можно сказать, даже стены помогают. А вот православные и мусульманские мамы и папы сейчас оказываются перед серьезным вызовом. И испытанием на прочность собственной гражданской свободы, которая в данном случае зиждется не на сакрализованном понимании прав человека, а на традиционной религиозной вере. Махнуть рукой на бюрократическое самочинство (лень и нет времени ввязываться; какая разница, чем сына напичкают в школе – все равно дома объяснят, как на самом деле правильно) – либо добиться того, чтобы государство в лице муниципальной школы уважило бы твое конституционное право, как само обещало в свое время.
Нашим верующим гражданам недостает решительности в отстаивании своих законных прав. Надо учиться делать это точечно, локально, спокойно и грамотно, цивилизованными методами. Не обливать крещенской водой сторонников пусси райот у здания суда – а инициировать и проводить качественные профессиональные юридические и информационные кампании в защиту собственной позиции, которые никто не смог бы объявить мракобесием или клоунадой.