С 1 сентября 2012 года для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ Российской Федерации будет введен комплексный учебный курс "Основы мировых религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ), состоящий из 6-ти учебных модулей.
Уже известны предварительные результаты выбора модуля. В среднем по РФ родители выбрали: основы светской этики (ОСЭ) – 37,8%, основы православной культуры (ОПК) – 29,2%, основы мировых религиозных культур (ОМРК) 19,4%, основы исламской культуры (ОИслК) – 3,5%, основы иудейской культуры (ОИудК) – 0,4%, еще не определились в выборе – 9,7%. Следует отметить, что цифры по регионам значительно отличаются от средних показателей. Стоит выделить особую ситуацию в Белгородской области: в связи с тем, что курс ОПК преподается в рамках регионального компонента по всем годам обучения, в школе выбрано 0% ОПК. Епархия рекомендовала родителям выбирать модуль "Основы мировых религиозных культур". В республике Татарстан аналогичный результат 0% ОПК, но уже по другой причине. Такова, по видимости, установка местного Министерства образования. Родители выбирали между ОСЭ и ОМРК, примечательно то, что модуль ОИслК – также 0%.
Во многих областях значительно снижен процент выбора ОПК за счет увеличения процента выбравших неконфессиональные модули. Так в Чукотском автономном округе и в некоторых других областях выбраны только модули ОСЭ и ОМРК, не выбран ни один конфессиональный модуль. В Уральском федеральном округе превалирует атеистическая тенденция, – выбор неконфессиональных модулей троекратно превышает выбор конфессиональных. В Приволжском и Сибирском федеральных округах почти такая же картина (она может немного улучшиться, если тот, кто не определился, выберет конфессиональный предмет). В Дальневосточном и Северо-Западном округах неконфессиональные модули выбраны с превышением по численности почти в два с половиной раза.
В Центральном федеральном округе число выбравших конфессиональный и неконфессиональный модуль отличаются в полтора раза в пользу неконфессионального предмета, а вот в Южном федеральном округе картина с точностью наоборот, число выбравших конфессиональный модуль больше в полтора раза, чем выбравших неконфессиональный предмет.
В Северо-Кавказском федеральном округе большой процент родителей выбрали ОИслК. Почти стопроцентный результат в Чеченской республике и 100% в Ингушетии. Вероятно такой же процент будет в Дагестане.
Большой процент выбора ОИслК на территории с населением, исповедующим ислам, не вызывает вопросов. Сложнее объяснить, почему в других округах, где достаточно большая численность мусульманских семей, родители не выбирают ОИслК. Нередко это объясняется страхом настроить против себя одноклассников (хотя для такого объяснения нет оснований), некоторые родители объясняют это тем, что исламу детей учат в семье, а в школе детям лучше изучать предметы по общей культурологии. Многие затрудняются с объяснением того, почему, будучи мусульманами, они не выбирают изучение конфессионального предмета для своих детей. Но вопрос остается открытым, поскольку нет достаточного объяснения этому явлению. Так, в Санкт-Петербурге, где живет более 700 тысяч мусульман, модуль ОИслК выбрали всего 98 человек. Есть основания полагать, что выбор модуля не является свободным. Результаты по Санкт-Петербургу показали также очень низкий показатель выбора другого конфессионального модуля ОПК. Особенно это очевидно на фоне результатов выбора в Ленинградской области – 57,7% ОПК. Контраст Санкт-Петербург Ленинградская обл. (9.4% ОПК 57.7% ОПК) еще более становится ощутим, когда узнаешь от родителей, желающих выбрать конфессиональный предмет, что они получили отказ. По всей вероятности, выбор конфессионального предмета по какой-то причине не поддерживается городскими властями.
Газета "Нравственность в образование" и православная общественность города Санкт-Петербурга провели опрос родителей по теме, как проводился выбор модуля в различных школах. По результатам опроса выяснилось, что во многих школах анкетирование проводилось формально без необходимого информирования о модулях. В некоторых школах родителям просто выдали анкету, в которой было уже отмечено, что они должны выбрать. Большинство школ определились в выборе без проведения родительских собраний. Родительские же собрания проводились формально с нарушениями всех правил уже в мае месяце. Некоторые школы столкнулись с невозможностью осуществить полноценный выбор, поскольку им не было разъяснено, что делать, если родители выберут разные модули, а подготовлен только один учитель.
А теперь зададимся вопросами: В действительности ли существует тенденция к выбору неконфессионального предмета? Действительно ли оказывается экономически выгодно для школы давать всему классу один предмет? Может ли отсутствие информации о модулях инициировать родителей выбрать ОСЭ или ОМРК? Статистика выбора по регионам подтверждает такую тенденцию. Основным критерием существующей тенденции можно считать коэффициент конфессиональности (число выбравших конфессиональные модули поделенное на число выбравших неконфессиональные предметы). Чем ниже коэффициент, тем вероятнее, что администрация области, города или школы не занимается духовно-нравственным воспитанием, не заинтересована в сохранении традиционной культуры. Это подтверждает краткая экспертная характеристика модулей.
Краткая характеристика модулей
Комплексный курс – Основы религиозных культур и светской этики – содержит в себе 6 предметов. Из них четыре модуля – конфессиональные. Это: основы православной культуры – ОПК, основы буддийской культуры – ОБК, основы исламской культуры – ОИслК, основы иудейской культуры – ОИудК. Эти модули имеют четкую структуру, хорошо продуманы методически. Они опираются на традиции вероисповедания, однако носят не вероучительный, а культурологический характер.
Модуль "Основы православной культуры" – учебная дисциплина не только для исповедующих православие, но и для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу и искусство. Кроме того, выбор этого предмета будет способствовать принятию детьми определенных ценностных ориентиров, что в дальнейшем защитит их от различного рода зависимостей, таких как компьютерные игры, социальные сети, табакокурение, алкоголь, наркомания, от половой распущенности. Каждый из конфессиональных модулей учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.
Модуль "Основы мировых религиозных культур" информационно перегружен. Усвоение запланированного на урок содержания превосходит психофизиологические возможности 10-11-летнего ребенка. Так, например, на одном уроке ребенку предлагается изучение трех священных книг религий мира: Вед, Авесты. Трипитаки, на другом уроке: Библии, Корана, Торы (в конфессиональных модулях на изучение священной книги планируется один урок). Неподготовленное сознание ребенка, не имеющее достаточной базы для понимания сути явлений, должно охватить немыслимый объем содержания, например, такого урока "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". Урок 23 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" является духовно небезопасным, поскольку, не имея духовной защиты, ребенок может духовно и психически повредиться, изучая религиозные ритуалы и обряды чуждых религиозных культур. Фактически навязывается крайне опасная для школьников этого возраста религиозно-мировоззренческая эклектическая смесь из фрагментов множества религий. Модуль "Основы мировых религиозных культур" может изучаться в старших классах, что и происходит в курсе истории и обществоведения, но никак не в 4-ом классе.
"Основы светской этики" у родителей часто ассоциируются с основами этикета, с культурой поведения. На самом деле этика – философская дисциплина, направленная на различение нравственных категорий, на формирование высших нравственных ценностей, идеалов. Однако в пособии по светской этике формируется недопустимо упрощенное, примитивное, ценностно выхолощенное по содержанию понимание понятий "добро" и "зло", "духовный мир", "доброе поведение", "добродетель". "Основы светской этики" формируют у детей установки "разумного эгоизма", растлевающие сознание гедонистические установки, ошибочные представления о важнейших нравственных категориях, идеалах. Родители, которые по незнанию выбрали этот модуль для изучения их ребенком, могут столкнуться с серьезными проблемами своих детей в подростковом возрасте, поскольку заложенные в курсе светской этики понятия являются вредными для нравственного развития и здоровья детей.
Таким образом, только конфессиональный модуль, обращенный не к ритуальной, а культурологической стороне предмета, способен сформировать и поддержать высшие нравственные ценности, не создавая внутреннего конфликта.
Таблица выбора модуля по отдельным областям в регионах
Следует отметить, что проценты, наглядно показывая приоритетность выбора в регионе, могут ввести в заблуждение относительно конкретной численности выбравших тот или иной модуль. Так 60 процентов численности одного округа (выбор ОПК в Южном округе) в два раза меньше численности 40 процентов другого округа (выбор ОПК в Центральном округе). Также одинаковый процент выбора может по численности различаться в три раза. Например, 40 процентов выбора ОСЭ имеет совершенно различное количество выбравших: от 28 до 126 тысяч семей. В таблицах даны как проценты по выбранному модулю, так и количество третьеклассников, его выбравших. Для удобства предлагаем оценить результаты с учетом площади территории и численности населения округов.
Ном. |
Название округа |
Площадь |
Население |
Субъектов РФ |
Административный центр |
1 |
Центральный федеральный округ |
652,800 |
38 539 614 |
18 |
Москва |
2 |
Южный федеральный округ |
416,840 |
13 880 708 |
6 |
Ростов-на-Дону |
3 |
Северо-Западный федеральный округ |
1,677,900 |
13 652 525 |
11 |
Санкт-Петербург |
4 |
Дальневосточный федеральный округ |
6,215,900 |
6 263 219 |
9 |
Хабаровск |
5 |
Сибирский федеральный округ |
5,114,800 |
19 254 242 |
12 |
Новосибирск |
6 |
Уральский федеральный округ |
1,788,900 |
12 136 912 |
6 |
Екатеринбург |
7 |
Приволжский федеральный округ |
1,038,000 |
29 808 653 |
14 |
Нижний Новгород |
8 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
159,860 |
9 494 233 |
7 |
Пятигорск |
Проценты выбора модулей курса "Основы религиозных культур и светской этики" регионами Российской Федерации по данным Министерства образования и науки РФ на 2 марта 2012 г.
Центральный федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
ОИудК |
Не определились с выбором |
41.9% (130368) |
40.5% (126282) |
16.2% (50652) |
0.6% (2102) |
0.1% (533) |
0,7% |
Москва
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
16% (12424) |
63% (48918) |
19% (14753) |
2% (1552) |
Московская область
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИудК |
Не определились с выбором |
48.1% (31626) |
35.8% (23604) |
15.1% (9944) |
0.7% (483) |
0,3% |
Регионы ЦФО с высоким процентом выбора ОПК: |
Регионы ЦФО со средним процентом выбора ОПК: |
Воронежская обл. 63.7% ОПК. Ивановская обл. 59.3% ОПК. Калужская обл. 67.9% ОПК. Костромская обл. 72% ОПК. Курская обл. 73.8% ОПК. Рязанская обл. 64.5% ОПК. Тамбовская обл. 91% ОПК. Тверская обл. 60.9% ОПК. Ярославская обл. 54% ОПК. |
Брянская обл. 47.3% ОПК. Липецкая обл. 41.7% ОПК. Владимирская обл. 40.3% ОПК. Смоленская обл. 39.8% ОПК. Тульская обл. 39.5% ОПК. Орловская обл. 35.1% ОПК. |
Приволжский федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
Не определились с выбором |
16.8% (47187) |
33.9% (95147) |
23.5% (66160) |
3% (8448) |
22,8% (61639) |
Регионы ПФО с высоким процентом выбора ОПК: |
Регионы ПФО с самым низким процентом выбора ОПК: |
Саратовская обл. 71% ОПК Республика Марий Эл 42.2% ОПК Оренбургская обл. 35.9% ОПК |
Республика Башкортостан 1.3% ОПК |
Южный федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
ОБудК |
Не определились с выбором |
60.4% (79122) |
25.9% (33965) |
11.3% (14852) |
1.3% (1702) |
0.8% (1149) |
0,3% |
Регионы ЮФО с высоким процентом выбора ОПК: |
Регионы ЮФО с самым низким процентом выбора ОПК: |
Краснодарский край 88% ОПК Ростовская обл. – 62.4% ОПК Волгоградская обл. 31.9% ОПК |
Астраханская обл. 13.8% ОПК Республика Адыгея 8.2% ОПК |
Северо-Кавказский федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
Не определились с выбором |
13% (14897) |
14.3% (15771) |
11.9% (13178) |
25.5% (28083) |
35,3% |
Основной процент ОПК обеспечен за счет выбора Ставропольского края (14350) 57% ОПК по краю. В остальных регионах округа ОПК будут изучать всего 547 школьников.
Уральский федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
Не определились с выбором |
19.2% (23891) |
51.9% (64610) |
23.8% (29690) |
4.5% (5618) |
0,6% |
Практически во всех регионах округа стабильно низкий уровень выбора ОПК от 17,8% до 23,4%.
Северо-Западный федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
Не определились с выбором |
28.3% (34004) |
42.8% (51311) |
23.5% (28248) |
5,4% |
Санкт-Петербург
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
Не определились с выбором |
9.4% (3571) |
41.2% (15688) |
48.8% (18575) |
0.2% (98) |
0,4% |
Ленинградская область
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
57.7% (7433) |
31.8% (4102) |
10.4% (1347) |
Регионы СЗФО с высоким процентом выбора ОПК: |
Регионы СЗФО с самым низким процентом выбора ОПК: |
Новгородская обл. 95% ОПК. Архангельская обл. 61.8 ОПК. (Выбор осуществило 50% семей). Псковская обл. 60.4% ОПК. Ленинградская обл. 57.7 % ОПК. |
Ненецкий АО 15.2% ОПК. Республика Коми 12.1% ОПК. г. Санкт-Петербург 9.4% ОПК. Мурманская обл. 8.3% ОПК. |
Сибирский федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
ОИслК |
ОБудК |
Не определились с выбором |
20.8% (42007) |
44.1% (88801) |
19.4% (39114) |
0.6% (1335) |
1.8% (3666) |
13,3% |
Регионы СФО со сравнительно высоким процентом выбора ОПК: |
Регионы СФО с самым низким процентом выбора ОПК: |
Забайкальский край (Чита) 35.2% ОПК. Алтайский край 34.2% ОПК. |
Республика Алтай 15.3% ОПК. Республика Тыва 0% ОПК. Выбраны только модули ОСЭ и ОМРК. |
Дальневосточный федеральный округ
ОПК |
ОСЭ |
ОМРК |
Не определились с выбором |
27% (17670) |
43.2% (28261) |
25.4% (16639) |
4,4% |
Регионы ДФО с высоким процентом выбора ОПК: |
Регионы ДФО с самым низким процентом выбора ОПК: |
Приморский край – 61.3% ОПК. Еврейская автономная область – 44% ОПК. (Снизился с 60%). |
Республика Саха (Якутия) 15% ОПК. Сахалинская обл. 4%ОПК. В Чукотском автономном округе 0% ОПК. Выбраны только модули ОСЭ и ОМРК. |
ОБРАЩЕНИЕ
к родителям учащихся 3-х классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2012 года для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ Российской Федерации будет введен комплексный учебный курс "Основы мировых религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ), состоящий из 6-ти учебных модулей.
В соответствии с распоряжениями Правительства, Министерства образования и науки, а также действующим законодательством, руководство школ должно обеспечить свободный, добровольный и независимый "выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) модулей учебного курса" одного из шести, входящих в состав курса.
Однако, многочисленные жалобы, поступающие от родителей учащихся, свидетельствуют о нарушении их прав на свободный и добровольный выбор учебного модуля, что является прямым нарушением Конституции РФ (ст.ст.13,14). Так, в ряде школ не были проведены родительские собрания для информирования родителей о вводимом курсе ОРКиСЭ и об их праве свободного выбора одного из шести модулей, а также не были собраны заявления от родителей на имя директора школы. Известны случаи оказания морально-психологического давления на родителей со стороны школьной администрации.
В результате этих нарушений процент выбора модуля "Основы православной культуры" в школах Санкт-Петербурга составил 9.4%, что более чем в 6 раз меньше такого же показателя по Ленинградской области (57,7%) и значительно ниже, чем в среднем по стране. Тогда как по данным всероссийского опроса, проведённого Всероссийским центром по изучению общественного мнения в 2010 году, 75% россиян причисляют себя к православным христианам.
Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии и представителями родительского сообщества Санкт-Петербурга проводилась и до сих пор проводится разносторонняя работа по защите прав родителей, желающих выбрать для своего ребенка предмет "Основы православной культуры".
В некоторых школах имеется положительный опыт решения данного вопроса. Активная позиция родителей позволила провести повторные собрания с приглашением специалиста, который подробно проинформировал о содержании модулей и ответил на все вопросы родителей. После этого результаты анкетирования изменились. Но самый главный итог заключался в том, что родители выбирали модуль сами, основываясь на знаниях о пользе для ребенка, а не исходя из приоритетов классного учителя, директора или экономической выгоды для школы.
По предварительным данным в тех школах, где реально были проведены родительские собрания с соблюдением всей необходимой процедуры, где родители выбирали модули без давления, число выбирающих "Основы православной культуры" значительно увеличивалось и в некоторых школах доходило до 97%.
Мы призываем всех родителей, права которых были так или иначе ущемлены при проведении мероприятий по подготовке к введению ОРКиСЭ, проявить гражданскую активность и воспользоваться всеми возможностями, предусмотренными законодательством, для отстаивания своих законных прав, опираясь на положительный опыт родительских сообществ некоторых школ Санкт-Петербурга.
Все необходимые документы и материалы размещены на официальном сайте Отдела образования Санкт-Петербургской епархии eoro.ru (http://eoro.ru/obrazovanie/opk/), где, в том числе, представлены: презентация модулей курса ОРКиСЭ, краткая характеристика модулей и материалы для проведения родительского собрания (алгоритм проведения родительского собрания, методические рекомендации, образцы заявления и протокола собрания).
По всем возникающим вопросам мы рекомендуем обращаться в Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, который располагает соответствующими полномочиями со стороны священноначалия Русской Православной Церкви и работает в соответствии с заключенными соглашениями со светскими структурами образования по подготовке преподавания учебного предмета "Основы православной культуры" в рамках ОРКиСЭ.
Телефон епархиального Отдела образования: (812) 710-35-73, (812) 645-61-65.