С сентября 2012 года "Основы религиозных культур и светской этики" становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской областной епархии преподавание "Основ православной культуры" уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны? Чем можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении "Основ православной культуры"? На каких принципах строится сотрудничество Московской епархии с Министерством образования Московской области? На эти и другие вопросы в интервью журналу "Православное образование" ответил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в середине 1930-х годов, в очень трудное для Русской Православной Церкви время. Что сыграло особую роль в Вашем религиозном воспитании и образовании в столь сложное время?
Самое сильное влияние на мое развитие в детские годы оказала мать, происходившая из традиционной религиозной семьи. С раннего возраста и до последнего дня жизни ее духовными наставниками были архипастыри и священники нашей Церкви. Я с детства посещал храм, прислуживал за богослужениями в Ярославле, имея возможность непосредственного общения с архиереями и священнослужителями. Многие из них были моими духовными отцами, включая блаженной памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Результатом такого жизненного опыта стало то, что к достижению совершеннолетия у меня сформировалось непреодолимое стремление к пастырскому служению. Тогда я поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а потом академию, где принял монашеский постриг и священный сан.
Владыка, Вы начинали Ваш пастырский путь более полувека назад. Что Вы могли бы сказать о катехизации в те годы?
Как я не раз говорил, в то время первыми катехизаторами в семье были бабушки. Я своих живыми не застал. О многом узнал от матери. Имел и счастливый опыт соприкосновения с семьей интеллигентных пожилых людей, укрепивших меня в навыках благочестия и знаниях о вере. Не у всех так счастливо складывалась "катехизация". Многие получали только самые общие представления о Православии, поскольку вероучительная литература была недоступна, даже Библия была редкостью. В школе и средствах массовой информации царствовала настойчивая антирелигиозная пропаганда. Порой она оказывалась контрпродуктивной, вступая в конфликт с преобладавшей в душах верующей молодежи "домашней катехизацией". Пытливый ум подростков искал сведений о Православии повсюду: в произведениях русской литературы, в отечественном культурном наследии, даже на страницах журнала "Наука и религия" (о нем, шутя, говорили, что там нет ни науки, ни религии). Храмов было мало, и все делалось для того, чтобы молодежь их не посещала. Зато те, кто прорывались через официальные "кордоны", имели возможность сплотиться с единомышленниками и получить наставление у опытных духовных руководителей.
В течение 18-ти лет Вы возглавляли Синодальную комиссию по канонизации святых. Какую роль в воспитании современного молодого поколения может сыграть знание о подвиге новомучеников и исповедников Российских и как правильно донести этот опыт до молодежи?
Церковь дорожит подвигом новомучеников и исповедников XX века. Это уникальный опыт духовной жизни в условиях атеистического мира. Сегодня, когда нравственные акценты смещены в сторону повсеместного увлечения гедонизмом (гедонизм тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания, прим. ред.) и консьюмеризмом (консьюмери́зм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребления, потребительства. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, когда человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, и потребление становится целью и смыслом жизни, прим. ред.), важно противопоставить нравственному и интеллектуальному упадку религиозную целеустремленность святых XX века. Ныне крайне актуальна задача показать жизненную значимость ценностей веры, ради которых угодники Божии не пожалели самой жизни, оставаясь верными Христу.
В Московской епархии много делается для приобщения верующих к подвигу новомучеников. Издано многотомное собрание их житий. Построены храмы, освященные в их честь. Составлены богослужебные чинопоследования и написаны иконы. В благочиннических округах совершаются соборные богослужения в дни памяти подвижников веры XX века. В рамках предметов, знакомящих детей и юношество с Православием, мы стремимся на примере подвига новомучеников и исповедников показать подрастающему поколению достойные примеры духовного самосозидания.
Со следующего учебного года "Основы религиозных культур и светской этики" становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской епархии преподавание "Основ православной культуры" уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны?
Действительно, опыт Московской епархии отвечает на многие вопросы и тех, кто всей душой борется за православное просвещение, и тех, кто еще сомневается в его целесообразности. Вот уже более десяти лет прошло с тех пор, как 12 ноября 2001 года был подписан договор о сотрудничестве между епархией и Министерством образования Московской области. Для совместного рассмотрения и апробации программ и учебных пособий был сформирован Координационный совет. Со временем были заключены договоры о взаимодействии между благочиниями и муниципальными органами управления образованием. Много сил и внимания было уделено повышению квалификации педагогов на базе вузов Подмосковья и при активном участии нашего духовенства. В настоящее время уже более полутора тысяч человек стали выпускниками соответствующих курсов. Широкое распространение получило преподавание "Основ православной культуры" и "Духовного краеведения Подмосковья" на всех уровнях образования от дошкольного до высшего. В таких условиях введение "Основ религиозных культур и светской этики" является вполне органичным, дополняя уже сложившуюся в регионе систему православного просветительства.
Опираясь на более чем десятилетний опыт сотрудничества с Министерством образования Московской области, мы уверенно продолжаем и дальше развивать православную просветительскую и воспитательную деятельность. Думаю, что наш опыт может быть полезен для всех, кто им заинтересуется. К примеру, много полезного можно найти в учебнике Л.Л. Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья" для составления учебно-методических комплектов, рассказывающих о святынях других регионов.
Владыка, чем, по Вашему мнению, можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении "Основ православной культуры"?
Вспомним слова святого апостола Павла: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22). Сама задача преподавания предмета состоит в том, чтобы побудить учащихся задуматься о духовных истинах. Конечно, важно, чтобы обучение было максимально профессиональным, доходчивым и увлекательным. В то же время неуместно упрощенчество. Не думаю также, что чрезмерное заигрывание с аудиторией принесет пользу.
Сегодня перед епархиями стоит вопрос о подготовке педагогов ОПК. Не секрет, что уровень подготовки оставляет желать лучшего. Что могло бы, на Ваш взгляд, повысить их квалификацию?
Как я уже упоминал, в Московской области налажен процесс переподготовки педагогов. В нем участвует и Московская епархия, в том числе через посредство Методического кабинета при епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации, проводящего специальные семинары и круглые столы. Значимую роль в укреплении связей с педагогическим сообществом играют мои ежегодные встречи с руководителями муниципальных органов управления образования, с директорами школ, где наиболее успешно осуществляется преподавание знаний о Православии, дискуссии и обмен опытом в рамках Московских областных Рождественских образовательных чтений, публикация статей в рубрике "В помощь учителю" в журнале "Московские епархиальные ведомости" и др.
Конечно, идеальным было бы привлекать к преподаванию предмета по преимуществу верующих учителей. Мы постоянно предпринимаем шаги к тому, чтобы реализовать эту задачу. Но на это требуется время.
Как светскому педагогу, преподавателю "Основ православной культуры" или "Духовного краеведения Подмосковья", рассказать об упоминаемых в программе святых не только как об исторических и общественных деятелях, но и как об образцах духовного и нравственного совершенства?
Думаю, что для светского педагога, если он верующий, здесь не возникает никаких сложностей. Если же речь идет о неверующем учителе, то ему следует руководствоваться принципами толерантности и адекватности изложения религиоведческого материала. Кроме того, стоит заметить, что основы так называемой "светской этики" по преимуществу имеют религиозное происхождение, а потому деяния святых подвижников имеют высокую нравственную значимость и для тех, кто не разделяет убеждений православных христиан.
Московская епархия активно сотрудничает с Министерством образования Московской области. Какие имеются достижения на данном этапе сотрудничества?
О многом я уже сказал. В дополнение отмечу, что на сегодня сформировался своеобразный календарь церковно-школьного соработничества в Московской области. Начинается он с Рождественской губернаторской елки. Широко празднуются в епархии День православной молодежи и День православной книги. Пасхальный фестиваль "Подмосковная весна. Дорога к храму" проходит на Светлой седмице и собирает родителей и детей в различных городах региона. В это же время я встречаюсь с руководящими работниками сферы образования для обсуждения нашего сотрудничества и разработки планов на будущее. День славянской письменности и культуры бывает отмечен областной научно-практической конференцией и открытым уроком для многотысячной детской аудитории, все участники которой получают в подарок назидательную книгу для духовного чтения, специально издаваемую к этому случаю. Осенью мной проводится собеседование с директорами школ. А в самом конце года в епархии в течение двух-трех недель проходят областные Рождественские образовательные чтения, охватывающие все благочиния и муниципальные образования. Материалы чтений публикуются. Что касается собственно преподавания знаний о Православии, то оно начинается с дошкольных образовательных учреждений, охватывает средние и средние профессиональные образовательные учреждения и продолжается в вузах. Педагогический процесс обеспечен учебно-методическими комплектами, ведется подготовка кадров.
Владыка, какие учебные заведения Вы могли бы привести в пример по уровню, качеству и эффективности преподавания "Основ православной культуры" и каким критериям они отвечают?
Приведу данные только по школам. В настоящее время знания о Православии, по статистике Министерства образования Московской области, преподаются почти в 78% общеобразовательных учреждений (1145). Охвачено 15% учащихся (91900 чел.). Уровень преподавания там может колебаться, да и реакция аудитории по множеству субъективных причин бывает разной. Мне представляется нецелесообразным "расставлять баллы" коллегам из светской системы образования. В целом же отмечу, что делается трудоемкая и ориентированная на долговременный результат просветительская и воспитательная работа, заслуживающая самой позитивной оценки.
Как Вы оцениваете взаимодействие епархии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации? Что можно и нужно сделать, чтобы улучшить это взаимодействие?
Хотя Отдел создан в 1991 году, сейчас он проходит важный период становления и структуризации под руководством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Московская епархия, в свою очередь, постоянно наращивает опыт в сфере религиозного просвещения, сотрудничая с подмосковным Министерством образования. Мы всегда готовы делиться имеющимися у нас наработками. Не видится никаких препятствий для дальнейшего конструктивного взаимодействия между Отделом и епархией на благо Церкви и нашего народа.
По долгу служения Вы много бывали за границей. Что положительного Русская Православная Церковь могла бы взять из опыта зарубежных Церквей в сфере религиозного образования?
Думаю, что самым важным является такой опыт, когда преподавание религиозных знаний является неотъемлемой частью государственной образовательной программы и финансируется бюджетом.
Владыка, скажите, пожалуйста, в преддверии введения преподавания "Основ религиозных культур и светской этики" в школах России, несколько слов в напутствие педагогам и их ученикам.
Хочу пожелать, чтобы введение этого предмета проходило в условиях максимально свободного волеизъявления родителей и детей при выборе направления обучения. Важно понимать, что при всей кратковременности этого курса он позволяет дать подрастающему поколению некоторый объем сведений о православии, оказавшем фундаментальное влияние на формирование отечественной государственности и культуры. Желаю педагогам с бережным вниманием и любовью доносить знания до детей, а ученикам с пользой посещать уроки, используя их для духовного и интеллектуального обогащения. "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью" (Кол. 3:16).
По материалам источников: Официальный сайт РПЦ МП