Если люди забыли, что значит жить в соответствии с заповедями Божиими, они, без сомнения, забыли, что значит быть людьми.
Этот приговор произнес в XIX веке Сёрен Кьеркегор. Мысль довольно очевидная, и в силу своей в том числе исторической очевидности вполне применима к любому времени, от Адама до наших дней. Однако банальность истины не делает последнюю менее верной.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... Не прелюбодействуй. Не кради... Не желай жены ближнего твоего... (Исх 20:12, 14, 15, 17).
Казалось бы, каждый школьник знает эти заповеди. По крайней мере, очень хочется так думать. (Хотя думать о нашей школе хочется все меньше). Даже если школьник не знает, то родители знают точно. Слышали. Как никак ценностная основа культуры. Это с одной стороны. А с другой, вся современная массовая культура и современная жизнь строится на иных принципах. Заповеди перестали быть чем-то само собой разумеющимся даже в идеале. Глянцевые истории из мира медиа говорят совсем о других принципах жизни, прямо противоположных библейским заповедям. Дальше все очень просто: нарушение законов, данных Богом, приводит к распаду семей, к пренебрежению к старшим, к социальной несправедливости, в конце концов к вырождению нормальных человеческих отношений. Нормальный соответствующий норме. А норма должна быть кем-то задана. Понятно, Кем. Но делаем вид, что непонятно. И отвечаем потом счастьем и жизнью. Своей и близких.
Бог дал нам физические законы как условие жизни. Их можно не знать, но невозможно нарушить. И законы нравственные, чтобы наша жизнь имела смысл.
Их нельзя не знать так устроено общество, но они постоянно нарушаются таков падший человек.
Почему? Наверное, в том числе потому, что смысл должен обретаться осознанно. И быть выстраданным.
Слово радость встречается в Библии намного чаще, чем слово счастье. (Причем в Новом Завете слово счастье, кажется, и вовсе отсутствует.) Мне кажется, здесь нет ничего странного. Счастье это все-таки что-то "человеческое, слишком человеческое". А радость это связь с Творцом. Причем христиане не просто призваны к радости, но к постоянной радости
Всегда радуйтесь (1 Фес 5:16).
(Именно так, а не "будьте счастливы"). Важно и то, что за этим следует:
Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Современный человек все больше напоминает уайльдовского Дориана Грея. Причем практически буквально: в пятьдесят выглядеть, как в тридцать? Легко! А что внутри так ли это важно? Только на исповеди встречаешься с собой настоящим. Как бы подольше хранить в памяти сердца эти встречи?
...Вот сердце мое. Господи, вот сердце мое, над которым Ты сжалился, когда оно было на дне бездны. Пусть скажет Тебе сейчас сердце мое, зачем оно искало быть злым безо всякой цели. Причиной моей испорченности была ведь только моя испорченность. Она была гадка, и я любил ее; я любил погибель; я любил падение свое; не то, что побуждало меня к падению; самое падение свое любил я, гнусная душа, скатившаяся из крепости Твоей в погибель...
Такое ощущение, что Августин пишет про тебя. Все безукоризненно точно, все до физической боли знакомо, все повторяется... Еще поэтому так страшно порой открывать его "Исповедь". Вдруг не хватит сил вслед за автором сказать:
"Вот сердце мое, Господи...".
А зачем тогда жить?
Я действительно считаю, что современный мир не столько отвечает плохо на самые насущные вопросы, сколько вообще не дает на них ответить.
Думаю, эти слова Честертона, увы, нашим временем уже отредактированы: сегодня проблема не в том, что современный мир не дает ответить на самые насущные вопросы, сколько в том, что он не дает возможности их задать.
Поднимается ли тростник без влаги? Растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет. Упование его подсечено, и уверенность его дом паука. Обопрется о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится (Иов 8:11 15).
Как бы нам удержаться?..
Источник: Фома