ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Метафункция учителя

Наталья Рыхлова :: 03 июля 2012

Вспоминая юность, мысленно возвращаясь к одноклассникам, однокурсникам, в тогдашнюю нашу ситуацию, – нельзя не удивиться тому, что в дальнейшем с нами произошло. Могли ли мы предположить, что через десятилетия будем узнавать друг друга в православных храмах?

Всмотревшись в знакомое лицо и узнав, наконец, Наташу – то есть Наталью Николаевну Рыхлову, проректора Саратовского института повышения квалификации работников образования, – я сразу подумала: если она здесь, значит, это для нее серьезно. Она ведь всегда, с юности делала все – чем бы ни занималась – именно так: всерьез и на полную катушку.

– Я хорошо помню, как сопротивлялись мы – выпускники биофака университета – принудительному распределению по отдаленным сельским школам, в учителя. У тебя, в отличие от многих, была вполне законная возможность этого избежать – направление в аспирантуру, перспектива научной работы. Однако же именно ты – едва ли не единственная из нас – приняла труд сельского учителя как свое призвание... или как свой долг. Почему?

– Я пообещала детям. Помнишь, у нас на пятом курсе была педагогическая практика? Я попала в Перелюбский район, в школу, где несколько лет вообще не было учителя биологии. Отработала четверть – дети спрашивают: вы вернетесь? Я ответила – вернусь, и вернулась.

– Ты ведь сама выросла в отдаленном селе. Знаешь, что это такое – выбираться оттуда, выбиваться в люди. Именно поэтому решила помочь другим, а не себе?

– Просто пообещала. А потом уж начала думать о том, что потеряю из-за этого обещания. Но назад ходу не было. Вернулась, отработала три года, вышла замуж, переехала в другой район. Участвовала в конкурсе "Учитель года", заняла первое место в области, по России вошла в первую пятнашку. Предложили место завуча, потом директора школы...

– Хотелось быть завучем, директором?

– Хотелось, потому что это давало новые возможности – изменить что-то в школе, сделать иначе, лучше.

– Директор школы в умирающем селе, в девяностые годы... Где уж тут лучше сделать – духом бы совсем не пасть.

– Эта работа доставляла мне огромное удовольствие! У нас там были совсем не плохие учителя, им нужно было просто помочь, поддержать, чтобы они росли профессионально, развивая детей, проводя продуманные уроки и внеклассные мероприятия. Мне всегда было интересно, где бы я ни работала. Главным образом потому, наверное, что я очень люблю детей. Когда дети на тебя смотрят, когда они тебе верят, когда они хотят у тебя учиться – ты забываешь про все плохое и тяжелое. Хотя плохого, тяжелого было, конечно, много. Многое будто нарочно подталкивало: брось все, уезжай отсюда. Когда я решила избираться в депутаты: надеялась помочь людям, улучшить жизнь в селе, ко мне пришел фермер, бывший председатель колхоза, и сказал, что ему велено обеспечить на этих выборах мое поражение. Поэтому каждому, кто проголосует против меня, он будет выдавать мешок зерна.

– Даже не деньги, не продукты, а мешок зерна для скота?

– Да, и люди брали эти мешки с зерном и голосовали за моего соперника. Потом сами же мне об этом рассказывали. И жаловались: вот, село разваливается, все нас обманывают, никому дела до нас нет... Я им отвечала: вы взяли по мешку зерна, чего же вы хотите? Нет, это не привело меня в отчаяние. Это был очень важный для меня урок. Я поняла, что не все в этой жизни зависит от наших усилий. Что не всякому человеку можно помочь и не всегда нужно помогать. Трудностей было много, непонимания тоже, но я отработала директором семь лет, потом получила приглашение в институт повышения квалификации учителей. Теперь я работаю со взрослыми, это тоже интересно, но мне так не хватает детей, их эмоциональной отзывчивости, их энергии.

– Двоих собственных дочерей ты поднимала практически в одиночку. И тебе удалось, кажется, вырастить их хорошими людьми. Как удалось – при такой совершенно недомашней жизни, при таких нагрузках?

– Мои девочки, надеюсь, знают цену всему, знают, что ничего в жизни даром не дается. Они умеют работать, умеют сопереживать другим и... понимать меня. Я никогда от них ничего не скрывала. Когда было тяжело, я так и говорила: девчонки, у меня проблемы, мне нужна ваша поддержка. И они меня поддерживали. Когда не было денег, я тоже говорила прямо: нет денег, не можем этого купить. Здесь могли быть слезы, даже истерики; я их стойко выдерживала, хотя было мучительно стыдно, особенно когда это случалось в сельском магазине: я директор школы, и не могу купить шестилетней дочке того, что она просит... Но постепенно дети научились это принимать. И потом, когда подросли, – рассчитывали только на свои силы.

– Я знаю, что несправедливостей в твоей жизни было немало. Иной человек до нервного истощения доходит, безысходно переживая совершенную с ним несправедливость, а ты... как­то не очень от этого зависишь, на мой взгляд.

– Стараюсь принимать все, что со мной происходит, как от Бога. У Него ведь нет несправедливости! Если со мной это случилось, значит, так нужно, значит, я должна через это пройти и чему-то научиться. С возрастом поняла, что борьбой за свои права, борьбой, которая представляется справедливой, легко себя разрушить – если не научишься не осуждать, прощать тем, кто в силу своей слабости не смог вести себя иначе; принимать каждого таким, каков он есть. Всегда ли это удается? К сожалению, нет. Некоторых людей мне трудно простить; невозможно, кажется, принять, во мне поднимается гнев, а если во мне гнев – значит, сама уподобляюсь этому человеку. И зла становится больше, оно удваивается – в нем и во мне. Значит, не зря такой человек ко мне приставлен, – значит, мне надо воспитывать в себе смирение, терпение и милосердие.

– Это теперь ты можешь так говорить, когда вера уже обретена. А разве просто было ее обрести?

– Отец Сергий Ксенофонтов, когда я рассказала ему об одной из своих жизненных ситуаций, очень тяжелой для меня в тот момент, сказал: через все это ты должна что-то очень важное для себя понять. И я, пройдя все это, поняла, что поддержку для себя могу найти – только в православном храме. Если бы я не пришла в Церковь тогда, не справилась бы, сломалась. А сейчас вспоминаю то время, время больших открытий: я открыла настоящих друзей, семейные ценности; наконец, я обрела веру. Вера дала мне другие глаза. Теперь, когда со мной случается неприятность, несправедливость, стараюсь смотреть не на то, как повел себя другой человек, а на то, вела ли я себя в соответствии с заповедями Христа.

– Пребывание в Церкви – что это для тебя в первую очередь, поддержка или собственный труд, собственное усилие?

– Мое отношение к Церкви с каждым годом менялось. Сначала – просто забежать и глотнуть свежего воздуха. Ничего не понимала – что читают, что поют, почему? – но, выходя, всегда чувствовала, что стало легче. Потом сказала себе, что в храме нужно бывать регулярно, нужно причащаться, исповедоваться. Но это было, скорее, ощущение долга: надо. А теперь я прихожу туда как домой. Как в родной дом после долгой разлуки: рвусь. Я, может быть, не приложила еще большого труда, в самом начале пути, но на каждой службе делаю открытия. И потом использую в работе, ненавязчиво вставляю это в лекции. Когда я слышу: "Ты еси Бог, творяй чудеса...", я понимаю, что мы, люди, тоже можем творить чудеса, что и мы, учителя, можем творить чудеса, если только мы с любовью приходим к ученикам. И я говорю это своим слушателям в институте, учителям, которые приезжают к нам повышать квалификацию: "Вы понимаете, от нас зависит, совершится чудо или нет, – мы должны знать, зачем и с чем мы к детям пришли". И такая тишина всегда бывает в аудитории...

– А что за предмет ты им читаешь?

– Тема у меня такая: инновационные подходы к духовно-нравственному воспитанию; стараюсь показать своим слушателям, учителям, тот вечный источник нравственности, к которому никакие инновационные подходы невозможны и не нужны.

– Сейчас много говорят о том, что школа перестала воспитывать – она дает только знания, но не нравственную, не духовную опору. А для тебя, как мне кажется, главный смысл, сверхзадача педагогического труда – не знания, как бы ни были знания важны. А что именно? Как ты это видишь?

– Я бы предложила другой термин – метафункция педагогической деятельности. Метафункция в данном случае означает – проектирование жизни человека: человека-учителя и человека-ученика. Жизнь – высочайшая ценность, и если она человеку дается, то не просто так, а ради высочайшей цели. Знания нужны не ради знаний, учебный предмет – не цель, а средство для того, чтобы жизнь наполнилась высшим смыслом. Через преподаваемую дисциплину учитель должен помочь ученику найти цель, ответить на вопрос "Зачем я существую?". Вот это и есть метафункция учителя. Но реализовать это можно, только если сам имеешь эту духовную опору, если сам знаешь, зачем живешь.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама