Два с лишним года назад во 2-м Кадашевском переулке разыгралась битва. Воевали прихожане храма Воскресения Христова в Кадашах и застройщик, зачищавший квартал от исторических зданий под строительство офисно-жилого комплекса. На стороне прихожан выступал "Архнадзор" и другие градозащитники, на стороне застройщика мэр Лужков. Ко всеобщей радости, битва кончилась перемирием, которое в мае 2012-го получило документальное подтверждение. БГ поговорил с участниками военных действий о том, что было и что будет дальше
Если не знаешь точно, где находится храм Воскресения Христова, найти его затруднительно. Даже месторасположение две минуты от метро "Третьяковская" не дает точных ориентиров. Дома, перегороженные высокими воротами арки, вековые липы. За ними видно маковку главного купола. "Если заблудитесь, звоните, несколько раз повторяет мне сотрудница приходского музея "Кадашевская слобода" Юлия Гребенникова. У нас вход с Кадашевского тупика, знаете, где это?" Я знаю, потому что я москвичка и потому что два года назад увлеченно следила за противостоянием людей и экскаваторов. А еще потому, что мне назвали точный адрес так бы я дорогу не нашла.
Кадаши зажаты в тисках шумных Ордынки и Полянки, но в переулках всегда тихо: идеальное место для жизни, завладеть которым мечтает любой застройщик. Когда в 2002 году мэр Юрий Лужков расписался на Постановлении Правительства Москвы №889-ПП, разрешающем снос исторических зданий в Кадашах с последующей постройкой элитного шестиэтажного офисно-жилого комплекса "Пять столиц", никто не удивился. 36 тысяч квадратных метров чистой прибыли! Спустя несколько лет в Кадаши пришли люди с отбойными молотками.
"Помню, как в середине мая 2010 года звонит наш бухгалтер и говорит, что слышит какой-то строительный шум, рассказывает Гребенникова. Она спустилась узнать, что происходит, а ей говорят: "Завтра мы тут у вас все снесем". Разбирать корпуса фабрики купца Григорьева начали на следующий же день. "Мы стали трубить во все возможные инстанции, в Москомнаследие в том числе, но никакой реакции не получили. А процесс идет! На наших глазах рушат строения!"
Рассказывать о героической битве при Кадашах ее участники любят. Привычка эта, скорее всего, приобретенная: два года хрупкого перемирия им приходилось постоянно подогревать интерес к проблеме. Всякий раз пересказывать в хронологическом порядке события 5 и 6 июня 2010 года, отвечать на одни и те же вопросы, показывать одни и те же руины. Но держатся мои собеседники хорошо. Мы сидим в трапезной с настоятелем храма протоиереем Александром Салтыковым, градостроителем Иветтой Матюшиной, координатором "Архнадзора" Натальей Самовер, ее коллегой Алексеем Крапухиным и Юлией Гребенниковой. Пьем чай.
"Мне кажется, надо рассказать, что было между 2002-м и 2010-м, говорит Самовер. Приход сразу же начал суетиться, как только ощутил угрозу строительства высотных домов. Вы просто представьте, что в пяти метрах от алтаря должен был встать вот такой дом (она машет рукой в сторону окна, в котором виднеется довольно мрачный и не до конца еще заселенный жилой дом). Тут еще надо учитывать, что в середине 2000-х в Москве был спад общественной активности. Приход бился практически один, его поддерживали два с половиной эксперта. Это была безнадежная ситуация".
В первый раз народная любовь к Кадашам вспыхнула в октябре 2009 года: неравнодушные граждане провели акцию "Спасем Кадаши", выложив это предложение горящими свечами на тропинке около храма. Получилось очень красиво, и о Кадашах заговорили. За короткий срок численность защитников выросла с двух с половиной до нескольких десятков. "В апреле 2010-го к нам приезжал Валерий Шевчук, бывший руководитель Москомнаследия, Юлия саркастически улыбается.
Он всплескивал руками и говорил: "Ах, какой храм!.. А вот фабричный корпус мы все-таки снесем". И рассказывал, что ему по ночам снится, как он защищает с нами церковь. Короче, пел песню чиновничью "Я с вами, ребята". Несмотря на комичность истории, особой ненависти к Москомнаследию (которое ныне преобразовано в Мосгорнаследие) кадашевцы не испытывают. Ну, если только самую малость. Как только разговор заходит о каких-то бумагах, подписанных задним числом, они употребляют один и тот же оборот "ну, это вполне в стиле Москомнаследия". "Тут ничего не поделаешь. Москомнаследие всегда подчинялось строительному комплексу, поясняет Наталья. Шевчук мог только во сне что-то защищать".
Застройщик собирался снести все по максимуму и на освободившемся месте построить жилые дома с многоуровневой подземной парковкой. Для строительства требовалось вырыть котлован глубиной несколько десятков метров, в результате церковь, построенная на деревянных сваях, скорее всего, разрушилась бы, а с ней вместе "поплыли" бы и все старинные особняки по 2-му Кадашевскому переулку. Кроме того, строительство нарушило бы границы охранной зоны памятника архитектуры, церковного прихода и много еще чего. Зачищать площадку для стройки решили быстро. Вечером 6 июня 2010 года, в воскресенье, произошло то, что впоследствии назвали битвой при Кадашах.
"Ситуация была такой безнадежной, что я в блоге написала: "Ребята, можете приезжать с фотоаппаратами, потому что через три-четыре дня фабричного корпуса, скорее всего, уже не будет, вспоминает Гребенникова. Мы просили официальной помощи, но реакция была нулевая. Зато к нам стали приходить москвичи и верующие, и атеисты, и коммунисты. Были даже казаки из Оптиной пустыни, которые на полном серьезе говорили, что их кто-то благословил обеспечивать нашу безопасность".
Далее было то, о чем и так все знают. Ночные дежурства добровольцев, которых подкармливали прихожане; работники ЧОПа, стоящие по периметру стройки с черенками лопат наготове; депутат Антон Беляков (недавно прославившийся тем, что наорал на Аршавина за проигрыш нашей сборной), остановивший экскаватор. В одно из таких дежурств одна девушка познакомилась с парнем и спустя год попросила отца Александра обвенчать их в храме Воскресения Христова. Их история с защитой Кадашей окончилась хеппи-эндом. Чего пока что не скажешь о самих Кадашах.
Меня предупредили: в последнее время участники "кадашевской обороны" и "Архнадзор" друг другом недовольны. Есть ряд разногласий, касающихся регламента, по которому Кадаши будут застроены по проекту архитектора Ильи Уткина малоэтажными зданиями, напоминающими снесенные фабричные корпуса. "Архнадзор" считает, что регламент прекрасный во всех отношениях; отец Александр и его сторонники что с ним еще работать и работать. Уткин же вообще полагает, что случай в Кадашах уникальный, первый за всю современную градостроительную историю Москвы. "Тот проект, который я делал, прошел столько экспертных советов, столько обсуждений с общественностью, архитекторами, специалистами, и с белыми, и с красными, и с зелеными! И каждый по-своему повлиял. Так это и должно решаться".
Главное, что не устраивает защитников Кадашей: постановление 2002 года до сих пор не отменено. То есть оно как бы не при делах, но в любой момент кто угодно может начать к нему апеллировать. "Знаете, Наташа, обращается ко мне отец Александр, мы не можем доверять каким-либо проектам, пока не отменено это постановление. Мы добились того, что правительство определило границы памятника, но сделали это ценой колоссальных усилий. Нам пришлось освещать все это в средствах массовой информации, и только благодаря чуть ли не всемирной известности наше уважаемое правительство пошло на такую незначительную уступку.
Но это, вообще говоря, единичный случай и только начало истории. Наша позиция очень проста. Памятник, помимо границы, должен иметь охранную зону. Ввиду того что памятник этот хрупкий и достаточно ветхий, мы считаем, что никаких подземных работ здесь вестись не должно. Прежде чем начинать что-то делать, тут должны быть произведены археологические исследования. Я уверен, что все это понимают. Мы верим, что внутренне Москомнаследие нас поддерживает. Там же культурные люди! Просто пока не высказались два года молчат".
Мне устраивают экскурсию по территории прихода. С земли все кажется невероятно милым: повсюду цветочки, аккуратные лужайки, отдельная часовенка, потрясающей красоты храм. Но стоит подняться на колокольню, как становятся видны руины фабрики, разбросанные доски, какие-то домики-времянки, в которых живут рабочие, биотуалет. И порядок здесь наведут явно нескоро по крайней мере на реставрацию храма правительство обещает денег уже много лет, но пока не дало ни копейки. Возможно, поможет "Лукойл", но и это пока только проект.
Отец Александр торопится его ждут в Свято-Тихоновском университете, где он возглавляет кафедру церковных художеств. Он сравнивает Кадаши с золотом, к которому надо прорываться. Часто произносит местоимение "они". Но, прощаясь, поправляется: "Я сам не знаю, кто они. Не знаю их планов, их капиталовложений, не знаю, что они могут сделать. Но знаю, что мы до конца будем оставаться тут, в приходе, пусть впятером, но до конца". Вообще-то, я ехала описать редкую историю со счастливым концом энтузиасты отстояли часть старой Москвы, но, похоже, даже хеппи-энд в Москве выглядит вот так и никак иначе.
Источник: Большой город