ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новые медиа – новые нравы: как интернет трансформирует наше личное пространство

"На самом деле мы разрознены и одиноки, но нам кажется, что здесь, в Фейсбуке, Контактах, Твиттере нас окружают единомышленники".

Анастасия Отрощенко :: 04 июля 2012

Общение в сети начинает напоминать гоголевский Невский проспект, на котором в каждый час происходит что-то свое: поутру спешат люди рабочие, которым некогда разглядывать красоты, в полдень гувернантки со своими питомцами гуляют, для них пообщаться с социально близкими людьми – важная составляющая ежедневного существования, "мало-помалу присоединяются к их обществу все, окончившие довольно важные домашние занятия, как-то: поговорившие с своим доктором о погоде и о небольшом прыщике, вскочившем на носу, узнавшие о здоровье лошадей и детей своих, прочитавшие афишу и важную статью в газетах о приезжающих и отъезжающих, наконец выпившие чашку кофию и чаю".

Компьютер неприкосновенен

Одно из важных определений современного человека – "личное пространство". Есть ли у вас какая-то область, в которую не должны проникать другие – не только чужие, но и самые близкие? Экспресс-опрос знакомых сводит личное пространство современного горожанина в основном к двум вещам – мобильному телефону и компьютеру. Вариации возможны: "Не люблю, когда жена трогает мой телефон. – Тебе есть что скрывать от нее? – Нет. – А почему нельзя трогать? – Ну, это нарушение моего личного пространства. – А если не жена, не нарушение? – Нет, тоже нарушение, но нервирует именно когда жена". Или: "Раздражает желание коллег заглянуть в мой экран, как-то мне пришлось сидеть в комнате спиной ко входу. Все входящие пялились в мой экран, мне так, по крайней мере, казалось. Конечно, я не делал ничего предосудительного, занимался только работой, никаких "Контактов" и "Одноклассников", но ощущения были ужасные. Пока не переехал в другую комнату, чувствовал себя постоянно буквально разбитым".

Но не только компьютеры и телефоны ассоциируются с "зоной неприкосновенности". У женщин чаще, чем у мужчин, это может быть какое-то помещение в доме – спальня, кухня или ванная комната. Но и для женщины личным "пространством" могут быть какие-то отдельно взятые предметы – "Мои кремы, пузырьки. Терпеть не могу, когда их кто-то трогает. Перестала приглашать в дом свекровь, она вечно разглядывает, что у меня в ванне". Еще один вариант – холодильник. Добрейшая женщина, радушная хозяйка может измениться буквально на глазах, стоит кому-то из домочадцев залезть в холодильник и поднять крышку керамического судочка. У каждого из нас есть такие маленькие уголки, закутки и штучки, которые "только наши", к которым не должен приближаться никто чужой, мы их бережем и охраняем почти как Горлум "свою прелесть". Но тюбики тюбиками, судочки судочками, все же первенство по принадлежности к "личному пространству" остается за вещами, хранящими информацию. Тут, кстати, можно вспомнить, как в моем детстве, когда не было распространено это словосочетание, считалось неприличным даже случайно заглядывать в чужую телефонную книжку.

Приватны списки контактов, смс-сообщения, отправленные и полученные письма. Но наличие у каждого из нас своего "колечка" не отменяет почему-то другого, прямо противоположного, казалось бы, желания. Показать себя на страницах социальных сетей. Показать себя людям во всей красе. И если поначалу, в незапамятные времена появления Одноклассников, пользователями интернета двигало банальное тщеславие – "глядите все (особенно ты, рыжая Анька, отвергнувшая меня на выпускном), как я поднялся: вон я в Швейцарии, а это мой дом, стиль хай-тек, между прочим, это я беру интервью у президента, а тут позирую известному художнику...", то теперь, в эру Фейсбука, нам нравятся игры более утонченные. Но прежде позволю себе лирическое отступление.

Сеть и коммунальный быт

Мой папа родился и долго жил в большой коммунальной квартире на Старом Арбате – 15 комнат, 15 семей. Кухня с количеством столов, равным количеству хозяек, огромный коридор, где мальчишки носятся на велосипедах, а выгнанные за пьянство мужья спят, свернувшись калачиком. Сосед справа – профессор музыки, к нему приходят студенты из расположенного неподалеку Мерзляковского училища и Консерватории, благодаря этому бабушка отдаст в пять лет папу в музыкальную школу, и музыка, хотят они того или нет, станет непременным атрибутом существования всех членов нашей семьи. Соседка слева – старая еврейка, от нее остался рецепт форшмака и заливного, почему-то лобио и, что уж совсем непонятно, фаршированного поросенка.

Почему я вспомнила сейчас эти рассказы папы и бабушки о коммунальном быте? Современное существование в социальных сетях, в частности в Фейсбуке, очень напоминает эту общую жизнь. Правда, в сети ты можешь сам набрать себе "соседей" – френдов, но в остальном законы сосуществования те же.

Желание жить на своей территории, "пользоваться только своей конфоркой и полкой в холодильнике" сочетается с внутренней потребностью показать всем вокруг часть этой личной жизни. Фотографии детей, мужей и жен, отчет о путешествиях и новорожденных детях. Но при этом, заметим "в скобках", и обсуждения необходимости личного пространства.

Рано или поздно возникают ситуации, когда высказывания виртуальных друзей тебя не близки, ты можешь громко не согласиться с ними (причем все это делают в основном не один на один, а публично) или промолчать. Если тебя совсем уж не устраивает позиция френда, ты удаляешь его из своего списка, перестаешь с ним общаться и интересоваться его жизнью. Но коммунальная жизнь, конечно, не может обойтись без волнующих интриг. У меня в ленте собраны друзья, большая часть которых, так или иначе, знакомы друг с другом. Один из участников обсуждения вдруг говорит что-то не то. Проходит полдня, эту надпись находит кто-то другой. Он решает прекратить общение со сказавшим что-то не то, он "отфренживает" бывшего виртуального товарища. Мы все узнаем об этом, потому что этому событию посвящается отдельный пост, отдельное высказывание вроде: "Друзья, сегодня расстался с таким-то. Долго терпел, но не могу больше читать эту глупость. Кроме того, негоже сыну известного священника говорить так о..." Соседская ссора, кто-то на одной стороне враждующих, кто-то на другой, большинство старается сохранить нейтралитет.

В социальных сетях обращают на себя внимание две вещи. С одной стороны, желание каждого, как говорят мои дети, "выпендриться": "мы в горах, дожили до выпускного, мы танцуем и играем в бильярд (вон в том правом углу самый изящный чувак с кием – я), дочь родила внука, по ЕГЭ у сына 400 баллов из 300 возможных". Если фотографии и надписи не тематические, то все равно на изображениях особые "фотографические" позы и наряды, у молодежи обязательно темные очки – они считают, что выглядят так загадочней.

С другой, френдлента составляется, конечно, в соответствие с собственным представлением человека о себе и своей социальной нише. Нередко сюда попадают и люди известные, публичные. Это не значит, что они лично знакомы с человеком, пославшим им запрос. Некоторые присоединяют просто всех, желающих знать мнение известного человека по каким-либо поводам. Например, у меня в ленте виртуальных знакомых есть и известный политолог, и десяток главных редакторов различных СМИ, и знаменитый зоолог-путешественник. Это не значит, что все они знают меня, но мне кажется, что, может быть, немного и знают: "Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский. Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский..."

Границы приватности

Итак, где же проходит граница того, что считается "личным пространством", а что стоит, наоборот, показать всему свету, другими словами, где проходит граница приватности? Пользуясь активно сетью, мы не выработали еще единого для всех стандарта этой границы.

На меня большое впечатление произвела история, когда одна дама написала в своем блоге, что, мол, сейчас лежит она с супругом в одной кровати и общается с ним же в Фейсбуке. Ну, заодно, и со всеми остальными. Мне всегда казалось, что кровать – это все таки очень личное пространство. Но, может быть, у меня какие-то пуританские взгляды?

Прокомментировать подобного рода вещи я попросила Евгения Майзеля – писателя, критика и медиа-исследователя:

– Новые медиа во многом определяют и новый быт, и новые нравы. В частности, современные медиа приучили нас, что частное пространство может быть (и должно, по логике шоу-бизнеса) репрезентировано как наслаждение жизнью и потреблением в каждый его миг. Этому учат не только таблоиды с репортажами про звезд, но и кинематограф, и реклама, и курсы для менеджеров, и справочники вроде: "Как быть счастливым", и капиталистическое наше устройство. Едва ли сегодня кто-нибудь может быть освобожден от диктата этих специальных медийных ценностей, поскольку, как учили нас в школе, жить в обществе и быть свободным от него – нельзя.

Мы не живем

Мне кажется, однако, что все эти слова о новых медиа и нравах красивы, но в них все время присутствует некая подмена.

На самом деле мы разрознены и одиноки, но нам кажется, что здесь, в Фейсбуке, Контактах, Твиттере нас окружают единомышленники. Я нажимаю кнопку, ввожу пароль и оказываюсь среди тех, кому интересно то же, что и мне, кому соответственно в какой-то степени интересна и я сама. При этом все равно, чем именно мы увлечены – скрапбукингом или оппозиционной деятельностью. И неважно, что мы скрываемся за никами, вымышленными житейскими историями или фотографиями 20-летней давности. Мы ведь играем, мы не хотим задумываться над тем, какие мы на самом деле. Слова неискренни, льстивы, обманчивы; кнопка "мне нравится" не отражает почти ничего.

Мы не живем, мы цепляемся за иллюзию. И сеть – лучшее успокоительное лекарство. Она нашептывает нам: все глупость, у тебя насыщенная жизнь, ты только что подписал несколько писем, разобрался с налогообложением работающих пенсионеров, выяснил, какие именно сыры надо покупать в Испании, перечислил 100 рублей на больных детей. Кроме того, ты просто общался с друзьями, посмотрел фотографии с выпускного старшего ребенка твой давней подруги – вы знакомы с ней уже лет пять, последние три года даже собираетесь перейти от виртуального общения к реальному, но как-то не хватает времени.

Почему-то мне все время сегодня вспоминается великий Гоголь. И финал "Невского проспекта" как будто ставит все точки над i: "О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете. Вы думаете, что эти дамы... но дамам меньше всего верьте... Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде".

Источник: Нескучный сад

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама