ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Северной Америке. Часть III

Просветов Ростислав :: 05 июля 2012

В 1945 году патриаршим экзархом в Америке митрополитом Вениамином (Федченковым) были инициированы переговоры между представителями Североамериканской митрополии, объявившей о своей временной автономии в 1934 году, и Московской Патриархией. Для переговоров в качестве делегата от Патриархии в сентябре 1945 года в США прибыл архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий (Сергеев). В итоге стороны так и не смогли договориться об условиях примирения. О роли личности митрополита Вениамина в этом нелегком процессе пишет Ростислав Просветов в третьей части публикуемой статьи.

После отъезда архиепископа Ярославского и Ростовского Алексия (Сергеева) из Америки церковная борьба в Североамериканской митрополии возобновилась с удвоенной силой. Сторонники немедленного воссоединения – верующие и рядовое духовенство – создали церковно-народный комитет, который должен был добиваться воссоединения с Московской Патриархией и осуждения "карловацкого раскола"[1]. 20 апреля 1946 года бывший глава епархии Аляски Североамериканского митрополичьего округа епископ Алексий (Пантелеев) заявил о своем подчинении Московской Патриархии и перешел под омофор патриаршего экзарха[2]. 9 мая 1946 года он был назначен секретарем Митрополичьего Совета при митрополите Вениамине, а 16 мая секретарем Совещания епископов, которое последний учредил вскоре после отъезда архиепископа Алексия (Сергеева) для ликвидации последствий сложившегося "двоевластия". Совещание епископов, одобренное Патриархом, явилось высшим органом в экзархате, по подобию Священного Синода в Москве.

В мае месяце 1946 года новосозданный церковно-народный комитет Североамериканской митрополии телеграфировал Патриарху Алексию (Симанскому): "Церковно-народный Комитет из мирян намеревается созвать церковно-народный конгресс в Нью-Йорке 6 июля 1946 г. по делу воссоединения с матерью церковью американских русских православных приходов, состоящих в юрисдикции митрополита Феофила, и по делу осуждения карловацкого раскола. К участию привлекаются исключительно представители приходов и духовенства юрисдикции митрополита Феофила без участия епископов. <...> Общее желание сторонников сводится к тому, чтобы в Америку был назначен новый архиепископ, но ни в коем случае экзарх Вениамин или архиепископ Адам [Филипповский][3], которые неприемлемы для американского русского православного народа. Ждем определенного и скорого ответа по этому делу"[4].

На такие запросы в Москве ответов не давали, потому что не желали полагаться на церковно-народные конгрессы и иные "шумные" мероприятия, минуя священноначалие Североамериканской митрополии. В свою очередь, не получив поддержки от Патриарха, конгресс был отложен до созыва Всеамериканского православного собора.

По прибытии в Москву, архиепископ Алексий (Сергеев) представил 6 мая 1946 года Патриарху Алексию доклад, в котором он, в частности, писал: "...в американских кругах существует тенденция к созданию автокефальной Американской Православной Церкви, поддерживаемая представителями Греческой, Сирийской, Болгарской, Румынской и Армянской Церквей, а также и Экзархом Московской Патриархии Митрополитом Вениамином. Учитывая, что работа по расколу феофиловской Церкви и воссоединению отдельных приходов может привести к обострению борьбы и усилению карловацкой, автономистской и автокефалистской тенденций, мы полагаем целесообразным в дальнейшем повести работы на соглашение с Митрополитом Феофилом. Целью этого может быть завоевание такого положения, при котором, после отхода Митрополита Феофила от руководства в виду его преклонного возраста, новому архиерею, представляющему Московскую Патриархию, удастся отвести от руководства митрополией Архиепископов Виталия и Леонтия и самому встать во главе руководства Американской митрополией <...> Дальнейшее пребывание Митрополита Вениамина на посту Экзарха в Америке не является целесообразным в силу отсутствия у него организационных данных для проведения этой работы – с одной стороны, и наличия у него тенденций, идущих вразрез с интересами Русской Православной Церкви (согласие на создание Американской автокефальной Православной Церкви). Поэтому целесообразно заменить Митрополита Вениамина на посту Экзарха новым архиереем, присланным из Советского Союза, который бы завершил переговоры с Митрополитом Феофилом и вошел в его епархию на правах правящего архиерея, с последующим выдвижением его кандидатуры в Митрополиты Северо-Американские. Вместе с русским архиереем в Америку целесообразно послать архиерея-украинца для возглавления им украинских приходов Канады, вместо Теодоровича"[5]. Как видно, архиепископ Алексий приписывал митрополиту Вениамину желание даровать Североамериканской митрополии автокефалию, что не соответствовало действительности[6].

Примерно в то же время Патриархом Алексием был дан указ митрополиту Вениамину (Федченкову) об учете церковного имущества в США и "возвращении его Русской Православной Церкви". Поручение о возбуждении такого ходатайства перед правительством США американский экзарх получал еще в 1943 году[7]. В справке Совета по делам Русской Православной Церкви, однако, говорилось, что вопрос этот на данный момент очень сложный: "Во-первых, он потребует много времени и, во вторых, много денег; кроме того, вызовет еще большее обострение между Феофилом и Патриархией. Поэтому необходимо пока заниматься ознакомлением с юридической стороной дела и изучением американских законов. Конкретно ставить вопрос о возвращении церковного имущества, пока ведутся переговоры о воссоединении не следует"[8]. Такой позиции изначально придерживался и митрополит Вениамин.

С 23 по 24 мая 1946 года в Детройте проходило архиерейское собрание митрополичьего округа, на котором созыв Всеамериканского собора был перенесен "на эту осень". В докладе Патриарху от 9 июня 1946 года митрополит Вениамин так объяснял причину переноса сроков созыва собора: "миряне недовольны откладыванием и могут начать переход в Патриаршую Церковь, не дожидаясь собора", и второе – "это развернувшаяся агитация в американской прессе против Советского Союза, которой желали воспользоваться епископы и часть духовенства с целью недопущения объединения"[9]. "Надежд на мир я не теряю, – продолжал митрополит. – Но Преосвященный Епископ Алексий [Пантелеев] совершенно не верит в возможность примирения архиереев. Однако, архиепископ Макарий [Ильинский], вопреки прежнему своему мнению, которое он высказывал мне месяцев пять-шесть назад, теперь на нашем Совещании Епископов высказал мысль о возможности мира"[10].

В телеграмме, полученной в Москве 4 июля 1946 года, владыка писал Патриарху: "Митрополичий совет с архиереями единогласно ныне постановили просить Вас делегировать [в] половине октября Митрополита Николая [Ярушевича]"[11]. Авторитет митрополита Николая за границей был очень велик. Он смог успешно выполнить свою миссию по присоединению к Московской Патриархии Западноевропейского экзархата, и это позволяло надеяться на благополучный исход в Америке с его участием.

24 августа 1946 года в Нью-Йорке состоялся первый церковно-народный съезд, в котором принимало участие около двухсот представителей прихожан из штатов Нью-Йорк, Нью-Джерси, Коннектикут и Пенсильвания. На съезде участники заявляли о своей лояльности американскому правительству и президенту США Гарри Трумену, а затем говорили о единстве с Матерью-Церковью и Патриархом Алексием, осуждали митрополита Феофила за создание раскола и отклонение предложения архиепископа Алексия (Сергеева) о воссоединении и т.п. В постановлении съезда звучали, в частности, следующие слова: "Единодушно осуждаем и не признаем митрополита Феофила и епископов, подчиняющихся его юрисдикции, и мы против протоиереев и иереев, поведших секретно, тайно и без ведома верующего народа, совершенно независимую, раскольническую свою церковь"[12].

15 сентября 1946 года в г. Скрентон, штат Пенсильвания, состоялся второй церковно-народный съезд, подтвердивший резолюции первого съезда. В обоих случаях был брошен призыв "бороться за единство". Учитывая складывающуюся ситуацию как благоприятную для воссоединения, митрополит Вениамин в своих телеграммах Патриарху Алексию торопит приезд представителя Московской Патриархии. В свою очередь, митрополит Феофил и его окружение в преддверии Собора развернули большую кампанию в американской прессе за сохранение подчинения Североамериканской митрополии Заграничному Синоду.

27 октября 1946 года группа профессоров в составе М.М. Карповича, Н.С. Тимашева, Г.П. Федотова, а также П.П. Зубова и Г.И. Новицкого выступила на страницах газеты "Новое русское слово" с "Запиской о положении русской православной церкви в Америке" (более известной как "Записка пяти профессоров"). Документ, датированный 18 октября, признавал зависимость Русской Православной Церкви в Америке от Московской Патриархии, но требовал со своей стороны от нее широкой автономии. По разъяснению газеты, "Записка" была представлена митрополиту Феофилу на предмет обсуждения высказанных в ней положений на предстоящем Соборе в Кливленде. В ней, в частности, указывалось, что Зарубежный архиерейский синод находится в Мюнхене, а не в Югославии, где действовал с благословения Сербского Патриарха. Он лишился значительной части паствы вследствие расширения сферы советского влияния и более не пользуется покровительством Сербской Церкви. В силу этого он утратил связь с Вселенской Церковью и свои канонические права. "Для Русской Православной Церкви в Америке, – говорилось в "Записке", – наиболее естественным... представляется возврат к каноническому подчинению Матери-Церкви русской, духовной связи с которой русские православные люди в Америке никогда и не желали прерывать, будучи готовы духовно участвовать в ее служении делу Христову". Авторы "Записки" высказывались за признание Московского Патриарха каноническим главою Православной Русской Церкви в Америке при условии, что Патриарх не будет пользоваться здесь никакой церковно-административной властью, а предоставит американскому митрополичьему округу полное самоуправление, т.е. широкую автономию. Данная "Записка" оказала большое влияние на умонастроения будущего Собора[13].

Всеамериканский церковный собор американского митрополичьего округа проходил в Кливленде с 26 по 29 ноября 1946 года[14]. В ходе соборных заседаний стало очевидным разделение в среде клира и мирян по принципу принадлежности к той или иной волне эмиграции. Дмитрий Поспеловский пишет: "В то время как "белая эмиграция" голосовала за продолжение связей с Мюнхенским синодом или, в крайнем случае, за духовную, но никак не административную связь с Московской патриархией, русские из Закарпатья и некоторые другие представители дореволюционной эмиграции в основном голосовали за присоединение к Московской патриархии. Впрочем, в обоих лагерях преобладали голоса за сохранение в сложившихся условиях полной автономии"[15]. После "больших колебаний" была составлена резолюция, которую приняли 187-ю голосами против 61.

Официальный текст этой резолюции, переданный патриаршему представителю только 9 августа 1947 года, гласил: "Седьмой Всеамериканский Церковный Собор Русской Православной Церкви в Америке, собравшийся в г. Кливлэнде, Огайо, ноября 26-29 1946 г., подтвердивший нашу нерушимую веру и лойяльность нашему избранному Высокопреосвященнейшему Митрополиту Феофилу, по всестороннем обсуждении нашего отношения к Матери-Церкви Московской Православной, постановили просить Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно и пребывать нашим духовным отцом при условиях сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время". Далее говорилось о прекращении какого-либо административного подчинения Заграничному Синоду, с сохранением братского и молитвенного общения со всеми Церквами, в рассеянии сущими. Высшей законодательной инстанцией признавались американские периодические церковные соборы, на которых избираются митрополиты и вырабатываются свои уставы. В случае неприемлемости этих условий Патриархом, "Американская Православная Церковь остается и далее самоуправляющей до той поры, когда Московская Патриархия найдет их приемлемыми и даст нам просимое"[16].

Для обсуждения постановлений Кливлендского собора и дальнейших действий со своей стороны, митрополит Вениамин созвал Митрополичий Совет, где выступил с обстоятельным докладом. Из сложившегося положения экзарх видел три выхода: объединение, параллельное временное существование и особый Экзархат Патриарха. Собор Патриаршей Церкви в Америке, назначенный на 12 февраля 1947 года, по мнению митрополита Вениамина, должен был также принимать тех желающих делегатов, чьи приходы еще не были "патриаршими"[17]. На этом Соборе ожидалось присутствие нового представителя Московской Патриархии: "И лучше бы всего, если Патриарх поручил ему докончить все переговоры с примиряющимися", – добавлял владыка[18].

29 декабря 1946 года митрополит Вениамин пишет подробнейший доклад Патриарху Алексию, где излагает свои мысли по поводу Кливлендского собора и просит: "...проявите любовь и понимание – выше "законов" и выше буквы. Тогда все прочее придет, как следствие". Далее он писал: "Я молюсь и ожидаю того момента, когда мы с Митрополитом Феофилом (при его первенствовании) отслужим Божественную Литургию совместно и искренне скажем друг другу:

– Христос посреде нас!

– И есть и будет!

О, если бы скорее пришло это время! Тогда Благодатью Божиею скреплено будет единство между нами"[19].

22 января 1947 года митрополит Вениамин шлет Патриарху Алексию телеграмму о том, что митрополит Феофил "на днях почтой посылает решения Кливланда" и просит дождаться этих решений для дачи инструкций патриаршему послу перед выездом в Америку[20]. "Ваши доклады и бумаги получил. Очень ценные материалы. Собор [Патриарший] отложить можно. Сообщите на какое время его намечаете. Ожидаем доклада Митрополита Феофила", – пишет в ответной телеграмме Патриарх Алексий[21].

На следующий день, спустя почти два месяца после Кливлендского собора, 23 января 1947 года, в Москве была получена телеграмма от митрополита Феофила. В ней сообщалось: "...было решено просить Ваше Святейшество принять американскую церковь, как Вашу паству и быть нашим духовным Главой с сохранением полной автономии американской церкви с высшим правом периодически созывать всеамериканские соборы для избрания митрополита и для принятия решений касающихся разных вопросов церковной жизни. В то же время было решено прекратить административное признание зарубежного Синода русских церквей заграницей, оставаясь в братском и духовном союзе со всеми частями русской церкви повсюду в мире[22]. Мы считаем нашим приятным долгом сообщить Вашему Святейшеству эти факты. Официальные протоколы собора только что одобрены и отосланы Вашему Святейшеству для информации. Ваш брат во Христе Феофил Архиепископ Сан-Францисский Митрополит Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке"[23].

Патриарх отвечал: "Телеграмму Вашего Высокопреосвященства сегодня получил. Приветствую и приемлю решение Кливлендского Собора. Принципиально не имею возражений против автономии для нашей православной церкви в Америке. Митрополиту Ленинградскому Григорию [Чукову], в ближайшее время имеющему отбыть в Америку поручаю в миролюбивом духе обсудить все вопросы совместно с Вашим Высокопреосвященством. Божие благословение духовенству и всей пастве. Христос посреде нас и есть и да будет"[24].

Однако вопреки постановлению Кливлендского собора и своему личному обещанию, митрополит Феофил так и не прислал Святейшему Патриарху ни протоколов собора, ни даже резолюции собора о признании Патриарха духовным главой. Видимо, это было связано с тем, что в резолюцию были внесены правки. В результате этих правок из нее "выпали" четыре слова о признании Патриарха "на строго канонических основах". Слова эти присутствовали в подлинной редакции, принятой Собором, о чем свидетельствовал в печати член Собора, один из составителей резолюции адвокат В. Кацедан[25].

Более того, на телеграмме Святейшего Патриарха митрополиту Феофилу о том, что "он не имеет принципиальных возражений против автономии для нашей Православной церкви в Америке и поручает митрополиту Григорию [Чукову], имеющему приехать в Америку, обсудить в миролюбивом духе все вопросы совместно [с митрополитом Феофилом]", последний положил резолюцию, которая вскоре просочилась в американскую печать и так и не была опровергнута:

1-27-47. Этот ответ неудовлетворителен, как не окончательный и вести какие-либо соглашения или ставить какие-либо условия по этому делу бесполезно, а также нет смысла в длинном разговоре с митрополитом Григорием или другим каким-либо [лицом] из Москвы, как представителем Патриарха; раз он не свободен говорить самостоятельно, а только чрез Правительство ССР (на телеграмме стоял гриф "Правительственная" – прим. Р.П.). Так и поручаю предупредить Патриарха, а красные слова мало имеют силы и цены, раз они произносятся неопределенно[26].

В марте 1947 года митрополит Феофил добился через суд признания принадлежности всего церковного имущества в США ему, как "законному представителю Русской Православной Церкви в Америке"[27], и начал судебный процесс о передаче Североамериканскому митрополичьему округу Свято-Николаевского кафедрального собора, бывшего до того в ведении патриаршего экзарха.

Тщетно митрополит Вениамин 7 мая, на основании телеграммы Святейшего Патриарха, который просил "постараться окончить дело мирным путем: суд нежелателен", умолял митрополита Феофила приостановить дело. Митрополит даже не ответил экзарху, и в итоге владыка Вениамин добровольно уступил собор Североамериканской митрополии до окончательного решения суда[28].

22 апреля 1947 года Патриарх Алексий I сообщал Г.Г. Карпову: "Писать Феофилу нахожу совсем бесполезным, даже более чем бесполезным. А между тем что-то делать надо"[29].

17 июля 1947 года в качестве патриаршего посланника для переговоров в Америку прибыл митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Его сопровождал секретарь Московской Патриархии Л.Н. Парийский. Делегатов на аэродроме встретили митрополит Вениамин, архиепископ Леонтий (Туркевич) и юрисконсульт митрополита Феофила Р. Акруш. По случаю прибытия гостей был отслужен благодарственный молебен.

Митрополит Григорий привез с собой проект патриаршего постановления, в котором митрополия Америки признавалась автономной, подчиняющейся исключительно решениям собственных соборов. В качестве условия этого признания Москвой выдвигались следующие требования: 1) утверждение митрополитов Московским Патриархом; 2) посылка митрополией делегатов на Всероссийские соборы и признание их постановлений; 3) сохранение за Патриархатом статуса суда последней инстанции для американского клира; 4) осуществление контактов митрополии с другими Поместными Церквами через Патриархат. Совет епископов митрополии отверг эти условия. Митрополит Григорий заявил, что американцы требуют фактически не автономии, а автокефалии, каковую пока Московский Патриархат не готов предоставить[30].

7 августа 1947 года в Митрополичьем Совете при митрополите Феофиле был составлен проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде (так называемый "Комментарий" к резолюции Кливлендского собора), и в тот же день вместе с резолюцией он был представлен митрополиту Григорию. В "Комментарии" подтверждалось, что "Русская Православная Церковь Америки и Канады <...> признает Патриарха Московского и всея Руси своим духовным Главой, – и далее шло пояснение. – Она признает его авторитет в делах веры и догматов. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится в церквах Митрополии по установленному чину"[31]. А далее говорилось о том, что Русская Церковь в Америке будет сообщать Патриарху о течении своей церковной жизни, извещать его об избрании на Всеамериканском церковном соборе митрополита, который и возглавляет Церковь. Последним пунктом оговаривалось, что американская митрополия сохраняет свою полную независимость, управляется на основании существующих Положений и обеспечивает за собой сохранение своего имущества[32].

На следующий день газета "Новое русское слово" опубликовала слова митрополита Феофила, сказанные им в адрес митрополита Григория с амвона: "Заявляю вам, дорогие, с этого святого места, что этот посланец пожаловал к нам, чтобы нарушить течение нашей жизни, уничтожить мир, внecти раздор и cмyтy..."[33]

В телеграмме митрополита Григория Патриарху Алексию, которая была получена в Москве 10 августа 1947 года, сообщалось: "Митрополичий совет, архиепископ Антоний, епископ Иоанн сегодня посетили меня и решительно предложили автономию, которая исключает патриаршее право учреждения митрополита, суда над ним, надзора за имуществом, не допускает существование независимых от них патриарших приходов, что угрожает многим несогласным с ними клириками увольнением и запрещением, предлагаю возражать"[34].

В проекте своего письма митрополиту Григорию и митрополиту Вениамину Патриарх Алексей сообщал: "Неприемлемые требования митрополичьего совета явно не отражают желаний всего духовенства и верующих, угрожают полным разложением церковной жизни Америки, необходимо учесть это, равно как желание всей церковной массы, согласно Вашим полномочиям"[35].

14 августа митрополит Григорий передал в митрополичий совет свое заключение, в котором говорил о том, что Святейший Патриарх в целом согласен и одобряет постановления Кливлендского Собора 1946 года, но Московская Патриархия не может согласиться на принятие последующего "Проекта" ("Комментария"), как несоответствующего в целом церковным канонам, и предлагает свой проект[36]. В ответном проекте было сказано, что Русская Православная Церковь в Северной Америке входит в состав Русской Православной Церкви как автономный митрополичий округ, управляемый ее Поместным Собором и Священным Синодом и возглавляемый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх утверждает грамотой законно избранного Всеамериканским церковным собором Северо-Американского митрополита, а также кандидатов в епископы. Принимает жалобы на Северо-Американского митрополита и производит суд над ним вместе со Священным Синодом Русской Православной Церкви. Также принимает апелляции по поводу суда над епископами автономного округа и др.[37]

О всем ходе переговоров по делу о воссоединении митрополит Григорий докладывал Патриарху в посланных им 50 телеграммах (из них 12 на имя митрополита Николая (Ярушевича)) и 3-х докладах: от 14 августа, 16 октября и 31 октября 1947 года.

Все это время митрополит Феофил уклонялся от встречи с патриаршим посланником. Предложение Святейшего Патриарха митрополиту Феофилу отслужить совместно с экзархом митрополитом Вениамином или патриаршим представителем в Америке митрополитом Григорием Божественную литургию в знак восстановления литургического общения так и не было исполнено[38].

В этот раз, как и во время пребывания в США архиепископа Алексия (Сергеева), митрополит Вениамин был полностью отстранен от хода переговорного процесса по вопросу объединения. Митрополит Григорий в ходе своей поездки должен был к тому же инспектировать деятельность экзарха в Америке. По итогам этой поездки, в докладе на имя Патриарха митрополит Григорий ставил в вину митрополиту Вениамину плохое административное управление экзархатом. В частности, он указывал на то, что связь с приходами не была организована; регулярных взносов от них не поступало; отчетность не представлялась; содержание архиереев налажено не было; собственного имущества в экзархате не было (все имущество церквей принадлежало приходским советам или отдельным настоятелям) и т.д.В вину патриаршему экзарху также ставилось то, что состав церковного клира по своему богословскому образованию был "не высоким", и даже то, что "в погоне за доходами священники обходят с блюдом церковь для сбора пожертвований в важнейшие моменты литургии"[39]. "Не предпринимая никаких мероприятий церковно-религиозного характера, – докладывал митрополит Григорий, – он [митрополит Вениамин] все вздыхал о "церковном мире", надеясь, что тогда, без всякого с его стороны труда, патриаршая, сравнительно небольшая группа влилась бы в Церковь большинства; а там, конечно, идет и более широкая и более плодотворная работа..."[40]

Другим обвинителем экзарха стал секретарь Патриархии Л.Н. Парийский, составивший, по свидетельству А.А. Кострюкова, "доклад, полный слухов, грязных домыслов и прямой клеветы (автор доклада постарался обвинить митрополита Вениамина в чем только можно, даже в том, что он не знал названий нью-йоркских улиц, по которым проезжала делегация)"[41].

Учитывая все сложившиеся обстоятельства, митрополит Григорий обратился к Патриарху с просьбой о необходимости перевода патриаршего экзарха из Америки. 21 августа 1947 года митрополит Вениамин был переведен на Рижскую кафедру. А 31 октября 1947 года исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии Православной Русской Церкви в США был назначен архиепископ Макарий (Ильинский). С 12 декабря того же года он вступил в должность экзарха.

Пройдя тяжелый и долгий путь в качестве американского экзарха, митрополит Вениамин (Федченков) в 1947-м году возвращался на Родину. К концу своего пребывания в Америке он пришел к выводу, что автономия здесь необходима. Но в понятии "полная автономия", по словам владыки, не следовало подозревать скрытой автокефалии. И до выработки общего положения об автономии он вполне допускал временное сосуществование двух форм церковной жизни в Америке: митрополичьего округа и патриаршего экзархата. В трудно разрешимых вопросах устройства церковной жизни в Америке митрополит призывал руководствоваться мерами церковной "икономии" и ради этого готов был идти на значительные уступки. Однако его призывы не были услышаны. Сама фигура митрополита Вениамина в стремительно меняющихся условиях явилась камнем преткновения. Его участия в переговорном процессе по вопросу объединения не желала ни одна, ни другая сторона. Для представителей Североамериканской митрополии он был обличением их непримиримости с Московской Патриархией и давним оппонентом, а для объединительных стремлений Москвы, построенных на началах централизации, – слишком уступчивым и непоследовательным. В итоге, когда переговоры зашли в тупик, было признано уместным отозвать митрополита Вениамина в Советский Союз.

[1] Государственный архив Российской Федерации (Далее – ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 139. Л. 224.

[2] Там же. Д. 76. Л. 123.

[3] Архиепископ Адам (Филипповский, 1886-1956) в 1944 году был восстановлен в епископском сане и вошел в подчинение Московской Патриархии. Возглавлял карпато-русские приходы в Северной Америке.

[4] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 139. Л. 224.

[5] Там же. Л. 184-185. Теодорович (Иоанн) – "митрополит" Украинской автокефальной православной церкви, направленный на Запад Василем Липкивским в 1923 году и возглавлявший значительную часть украинских приходов в США и Канаде.

[6] О сотрудничестве архиепископа Алексия (Сергеева) с органами госбезопасности еще до своей епископской хиротонии свидетельствует А. Свенцицкий. См.: Свенцицкий А. Они были последними? М., 1997. С. 115-116.

[7] Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 285.

[8] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 242.

[9] Там же. Л. 186.

[10] Там же.

[11] Там же. Л. 197.

[12] Там же. Д. 139. Л. 243.

[13] См.: Курков, Н.В. Всеамериканский православный церковный собор 1946 года и "Записка пяти профессоров" // Американский ежегодник, 1999; Курков, Н.В. Всеамериканский православный церковный собор 1946 г. // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2000.

[14] Подробная информация о VII Всеамериканском Церковном Соборе содержится в отчетах представителей РПЦ и МИД СССР в США. См.: ГАРФ. Ф. 6991 Оп. 1. Д. 139, 278, 280.

[15] Поспеловский, Д.В. Указ. соч. С. 251-252.

[16] Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 16.

[17] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 139. Л. 301.

[18] Там же. Л. 289.

[19] Там же. Л. 316.

[20] "Письма..." С. 230.

[21] Там же. Надпись поверх телеграммы в деле: "По получении визы выедут Америку м[итрополит] Григорий и секретарь Парийский" резолюция: "Согласен. Карпов".

[22] После Кливлендского собора четыре архиерея Североамериканской митрополии провели совещание 27-28 мая 1947 года, на котором приняли постановление о неканоничности соборного постановления и о продолжении подчинения зарубежному Синоду. В связи с чем Мюнхенский Синод в 1947 году решил восстановить свою юрисдикцию в Америке, порвав общение с митрополитом Феофилом и его сторонниками. В юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) вошло 40 американских приходов с 4 епископами. В том же году четыре архиерея во главе с архиепископом Виталием (Максименко) были отлучены Североамериканской митрополией за неподчинение решениям Кливлендского собора.

[23] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 139. Л. 322.

[24] Там же. Л. 323.

[25] Там же. Д. 279. Л. 26.

[26] Там же. Л. 27.

[27] Там же. Л. 2.

[28] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 279. Л. 28.

[29] "Письма..." С. 263.

[30] Поспеловский, Д.В.Указ. соч. С. 253. Полная документация, включая патриарший указ, письма митрополита Григория (Чукова) митрополиту Феофилу (Пашковскому), проект принципов автономии, представленный митрополиту Григорию епископами американской митрополии, ответ митрополита Григория и прощальное послание православной Америке, опубликована в Журнале Московской Патриархии (1948. № 1. С. 13-24). Текст телеграммы митрополита Феофила Патриарху Алексию и ответ последнего – в Журнале Московской Патриархии (1947. № 4. С. 7).

[31] Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 16.

[32] Там же. С. 17

[33] Цит. по: http://www.regels.org/1947.htm

[34] "Письма..." С. 288.

[35] Там же.

[36] Журнал Московская Патриархии. 1948. № 1. С. 18-19.

[37] Там же. С. 20.

[38] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 279. Л. 27.

[39] Там же. Л. 8-9.

[40] Там же. Д. 279. Л. 10-11.

[41] Кострюков, А.А. Архиепископ Серафим (Соболев): жизнь, служение, идеология. М., 2011. С. 184.

Однако, опираясь на отдельные положения этого доклада, А.А. Кострюков посчитал необходимым опубликовать несколько статей, где воспроизводит обвинения Льва Парийского в адрес митрополита Вениамина. См.: Кострюков, А.А. "Красный" владыка русского зарубежья митрополит Вениамин (Федченков) и его административная миссия. // НГ-религия (21.12.2011) [Электронный ресурс] : Сайт НГ-религия. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://religion.ng.ru/history/2011-12-21/6_veniamin.html, свободный. – Загл. с экрана. – Просм.1.06.2012; Кострюков, А.А."К истории разделения между Московской Патриархией и Североамериканской митрополией в 1933 г." // Вестник ПСТГУ, 2011. Вып. 3 (40). С. 46-58.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама