ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не мешать

или Как быть с детским творчеством

Виталий Каплан :: 05 июля 2012

Для начала – три короткие истории (имена и прочие привязки в них изменены). Десятилетняя Таня любит сочинять сказки и истории. Ее папе очень нравится дочкино творчество. Нравится настолько, что папа ходит по издательствам и пытается протолкнуть сборник Таниных творений. Отчаявшись, он издает роскошную книгу за свой счет. Отныне Таня – не просто девочка, а писательница, у которой издана книга! Таня поначалу преисполнена чувством собственной значимости, задирает нос перед подружками, но потом ей это надоедает... однако писать надо, нельзя ж обмануть папины ожидания. И пишет, пишет... ее сказки становятся всё менее живыми, всё более посредственными... но ни папа, ни сама Таня этого не замечают.

А вот восьмилетний Дима, в отличие от Тани, был потрясающе талантлив. Его стихами восхищались профессиональные поэты: Димина мама, женщина энергичная, сделала всё, чтобы обеспечить сыну известность. Тут уж не за свой счет – с Димой носились, его стихи печатали в разных журналах, его книжку выпустило серьезное московское издательство. Мальчика таскали по литературным салонам, называли не иначе, как "юный принц поэзии" – и так продолжалось до подросткового возраста, когда Дима взбунтовался и перестал писать стихи. Вообще. Ему надоело быть "юным принцем" и объектом восхищения. С тех пор прошло много времени, сейчас Дима взрослый, и как о поэте о нем ничего не слышно. Звезда его погасла.

А вот у 13-летнего Сережи, который сочиняет фантастические истории, родители люди серьезные и глупостей не любят. Ребенок не должен всякой фигней страдать, нужно хорошо учиться, получить отличное образование, престижную и денежную профессию. Для этого надо ходить на курсы английского, надо заниматься с репетиторами, полезен также спорт, чтобы держаться в тонусе... но тратить часы на бессмысленное бумагомарание? Сережины тетрадки с романами конфискуются и выкидываются в мусоропровод, Сереже делают суровые внушения... и цель в итоге достигнута: писать Сережа перестал. Правда, и общаться с родителями – тоже. Такой вот побочный эффект.

Что общего во всех этих историях? То, что дети занимаются литературным творчеством? Или неправильные (а порой и попросту идиотские) действия их родителей? И то, и другое.

Мне очень близка эта тема, потому что я семнадцатый год веду детскую литературную студию "Кот в мешке", сотрудничаю с другими детскими студиями, консультирую в интернете пишущих детей из разных российских регионов, ко мне иногда обращаются родители с просьбой оценить написанное их детьми. Кое-какой опыт накопился. В том числе и опыт общения с родителями одаренных детей.

Конечно, всякий дар – это радость. Когда твой ребенок начинает что-то сочинять – сказки, стихи, а то и романы – это всегда греет родительское сердце. Но не всегда люди понимают, что такой дар – это и дополнительная ответственность, а в случае детского творчества – еще и ответственность родителей перед детьми. Надо ведь так себя повести, чтобы не загасить эту искорку. А загасить ее можно разными способами: и неумеренной активностью, и демонстративным пренебрежением.

Чтобы действовать правильно, родителям нужно трезво смотреть на вещи.

Во-первых, нужно понимать, что детское литературное творчество (и не только литературное) – это в значительной мере игра, и чем младше ребенок, тем сильнее здесь элемент игры. А игрой невозможно заниматься принудительно. Игра должна быть в радость, а не в слезы. Поэтому нельзя по отношению к ребенку занимать позицию "тренера". Мне однажды пришлось убеждать одну маму, что известную фразу "ни дня без строчки" нельзя воспринимать буквально – а мама ведь заставляла свою дочку писать ежедневно и ругала ее за "отлынивание". То, что может быть уместно в отношении школьной учебы или спортивных тренировок, неуместно в отношении столь тонкой материи, как творческий дар.

Во-вторых, нужно понимать, что попытки литературного творчества могут быть просто одним из этапов развития ребенка. Сочинял, сочинял – и перестал сочинять, увлекся чем-то другим. Это нормально, это не катастрофа, это не предательство. Попытки вернуть ребенка (тем более подростка) на "правильную стезю" приведут только к взаимному озлоблению.

В-третьих, нужно понимать, что творческий дар растет и раскрывается медленно – годами, десятилетиями. Поэтому не нужно ставить перед ребенком заведомо недостижимую планку. Он не сможет в одиннадцать лет писать на уровне взрослого автора. Сколь бы талантлив он ни был – ни жизненного, ни профессионального опыта у него нет. В его произведениях, наряду с яркими моментами, неизбежно будут банальности, будут языковые ляпы, будут пошлости и глупости. Взрослый, оценивая детскую работу, может деликатно указать на эти места, но он не должен требовать полной переделки. Это невозможно: выше головы не прыгнешь.

Еще один вроде бы и частный, но важный момент: грамматические ошибки. Это последнее, на что взрослым следует обращать внимание, потому что если на ошибках акцентироваться, то ребенок начнет относиться к своим работам как к школьным упражнениям по русскому – то есть со скукой. Более того, здесь возможна и обида на взрослых: если вы в моем тексте в первую очередь видите ошибки, а не содержание, значит, содержание вам неинтересно.

В-четвертых, нужно понимать, что объективно оценить качество детских литературных работ бывает трудно даже профессиональному писателю или критику. С чем сравнивать? С творчеством мэтров? С творчеством других детей? И по каким критериям сравнивать? Ведь то, что выглядит ярко и живо в детском тексте, гляделось бы элементарной ошибкой в тексте взрослого автора. Тем более трудно оценить это родителям, далеким от литературы. Хорошо, конечно, если ребенок занимается в каком-то кружке или студии, где с ним работают профессионалы, но таких студий мало и гораздо чаще ребенок варится в собственном соку. Кроме родителей, ему и некому показать свои творения. А те чаще всего склонны восхищаться, потому что их оценка всегда помножена на их материнско-отцовскую любовь.

В-пятых, есть закономерность в развитии литературного таланта. А именно: вкус вырабатывается позже, чем начинает проявляться дар. Поэтому у одного и того же ребенка наряду с талантливыми вещами появляются и абсолютно серенькие, проходные. Тут возможны две ошибки взрослых: они или восхищаются неудачными текстами наравне с удачными, или судят именно по неудачным. Поэтому если уж вы хотите показать творчество своих детей профессионалам, то показывайте всё, а не только то, что вам самим нравится или что вы полагаете типичным. Очень может быть, профессионал отметит как раз то, на что вы не обратили внимания.

В общем, если ваши дети начинают что-то писать – это замечательно. Вы должны это всячески приветствовать – уже хотя бы потому, что чем бы ни завершился у вашего ребенка "роман с литературой", это обогатит его внутренний мир, разовьет его личность. Но при этом нужно трезво смотреть на вещи и не провоцировать в ребенке тщеславие, самомнение. Пишет? Прекрасно, пусть пишет. Но восхищаться каждой его строчкой вовсе не обязательно, тем более не стоит пиарить его произведения, обольщать его великими перспективами. Если есть возможность ходить в детскую литературную студию – предоставьте ему эту возможность, а уж воспользуется ли он ею – решать ему.

Не нужно делать из ребенка писателя. Нужно не мешать ему стать писателем.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама