ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кинематограф в школе: Мнения священнослужителей

05 июля 2012

Никита Михалков предложил в 6-7 классах преподавать детям курс "100 лучших фильмов" – "в противном случае школьники никогда и нигде не увидят" достойные фильмы.

Это предложение, хотя и с некоторыми оговорками, поддержал председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. "Значение кинематографа велико, в том числе и для воспитания вкуса, и не стоит это недооценивать. А вкус необходимо прививать. Если этим не заниматься, то вкус и не появится", – сказал он. При этом Легойда подчеркнул, что "отбор достойных фильмов должен быть взвешенным, тщательным, к формированию списка из ста фильмов следует отнестись с большим вниманием и, возможно, предварить его общественным обсуждением, список не стоит канонизировать, нужно сделать его максимально открытым, в том числе и для новых предложений".

По убеждению В.Легойды, "кино, как и литература, обогащают человека духовно, а вдумчивый просмотр фильмов способствует, говоря по-флоберовски, воспитанию чувств".

Он оговорился, что "нововведение не должно сократить часы общеобязательных предметов – в первую очередь русский язык и математику – на которые, по словам родителей, и так оставлено мало времени", и добавил, что, может быть, лучше сделать этот курс факультативным или дисциплиной по выбору.

Протоиерей Илия Шапиро

Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами

Такой курс, безусловно, нужен. Хотя, на мой взгляд, 6-7-й классы это не тот возраст, чтобы воспринимать то лучшее, что есть в кинематографе. Скорее, 8-9-й – оптимальный вариант, частично – 10-й и 11-й. Вполне приемлемо, если это будет факультатив.

Разумеется, каждый фильм должен предваряться адекватным комментарием, потому что, увы, плохие комментарии ко многим великим фильмам дают совершенно искаженную картину. Самый яркий пример – это "Страсти Жанны д’Арк" Дрейера (немой фильм 1928 года), который почему-то подают как антиклерикальный, хотя Дрейер был человеком искренней веры. Кроме того, обязательно нужно посмотреть его же величайший шедевр "Слово".

Я бы рекомендовал в качестве обязательных фильм Одзу "Токийская история", фильмы Брессона "Дневник сельского священника", "Приговоренный к смерти бежал", "Карманник", "Наудачу, Бальтазар". Это обязательно. "Не тот человек" Хичкока – очень мощный христианский фильм. Это, конечно, "Человек – слон" Линча. Из Феллини – только "Дорога". Ольми: "Дерево для башмаков" – обязательно, можно дополнительно его же "Сотворение мира". Куросава: "Ран", "Расемон", "Семь самураев". Крамер: "Благослови детей и зверей" – обязательно, это , хотя и не мировой шедевр, но по сути христианский фильм и рассчитан именно на детское восприятие. Из отечественных – "Жил певчий дрозд" Иоселиани. В центре, конечно, "Летят журавли" Калатозова. Михалковский "Обломов" – как пример удачной экранизации.

Многое, конечно, зависит от уровня развития детей. Как уже отмечено, учитывая возраст зрителей, совершенно необходимы достойные комментарии, конечно, с обсуждениями и полемикой. Тогда эти фильмы принесут несомненную пользу. В каких-то продвинутых гимназиях был бы весьма кстати "Идиот" Куросавы. С детьми постарше есть смысл обсудить "Крестного отца" Копполы.

Но в выборе фильмов с учетом конкретной аудитории действительно нужно быть предельно осторожным. Что-то из мировой классики детьми вообще восприниматься не будет, а что-то может подействовать и как соблазн.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала "Наследник"

На мой взгляд, этот курс был бы полезен – даже удивительно, что до сих пор такого не сделали. В эпоху Советского союза, когда выбор кинофильмов был ограничен и список рекомендованных фильмов диктовался сверху, вопрос таким образом не стоял. А мы прекрасно знаем слова Ленина о "важнейшем из искусств".

И надо сказать, что кино не мене эффективно с точки зрения нравственного воспитания, чем курс литературы, если хорошо продумать и на основании общественного консенсуса согласовать выбор фильмов. Кино – это такой жанр, на примере которого, как в притчах, очень легко объяснить многие вещи. В эпоху, когда фильмов было немного, то цитатами из кинолент люди пользовались, как крылатыми словами, то есть это прекрасный способ для создания культурного пространства.

Что касается составления списка, то, безусловно, в него должна войти советская и мировая классика – то, что действительно является общепризнанным как на национальном уровне, так и в мировом кинематографе. В последние годы довольно спорные ленты признаются шедеврами, поэтому можно начинать список фильмами 20-30-х годов и завершить концом XX века, исключив произведения последних 10-15 лет.

Протоиерей Борис Михайлов

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

В школьном образовании обязательно должно присутствовать культурно-просветительское начало. Поэтому к инициативе Н. Михалкова нужно отнестись самым серьезным образом. Сложный вопрос – это адекватное восприятие фильмов детским сознанием. Искусство кино – это явление культуры ХХ века, культуры очень агрессивной.

Кто будет составлять этот список, из каких именно фильмов? Не исключено, что фильмы будут подбираться, исходя из советско-националистических взглядов. Я почти уверен, что там не будет Тарковского, не будет фильмов такого уровня, а будет господствовать советский патриотизм.

Например, среди высших достижений кинематографа – фильмы Ингмара Бергмана, в которых раскрываются глубины человеческой души и совести во всех тяжких преломлениях нашего времени. Но ведь это не для 6-го класса. А что покажут детям – целлулоидных героев С. Бондарчука, этих советских красавцев, играющих дворян 1812 года? Или предложат "17 мгновений весны"? Это же и в художественном, и в историческом смысле – фальшь. Причем это еще не самое худшее.

По-настоящему воспитывать детей можно только на русской классической культуре XIX века, только не по советским обрезкам, а во всей ее духовной полноте. Она проявилась даже в советское время, например, у Солженицына и В. Распутина. А что сейчас с нашей культурой? Она забита грязью. И дети наши входят в отравленную на 100% среду. Как им приобщиться к настоящей культуре? Вот им сейчас и подсунут советскую конфетку в новой блестящей обертке.

Протоиерей Владислав Свешников

настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

Вообще я кино не люблю. Я собственно и пришел в Церковь, отталкиваясь от кинематографа как от чуждого мне жизненного материала, хотя и закончил ВГИК. Я не считаю, что это "важнейшее из искусств", хотя, безусловно, это часть нашей культуры и цивилизации. Мне все-таки ближе наша классическая литература, наши мыслители. Другое дело, что серьезное чтение требует внимания, это труд.

В плане духовного воспитания кинематограф, занимает, по-моему, довольно скромное место. Ну, может быть, как факультатив его и можно бы было ввести. Я не уверен, что в принципе такой курс в школе нужен – но кто-то то же самое может сказать и о курсе духовной культуры.

Что же касается конкретных фильмов, то здесь трудно давать рекомендации. Я могу быть очень субъективным. Тем более, что кино меня давно не интересует. Как дети будут воспринимать киноклассику, серьезное кино? Может быть, есть смысл включить в этот список из американских фильмов пару классических вестернов (они, конечно, лучшие в этом жанре) типа "Дилижанса"? Из японских, наверное, "Семь самураев" и "Расемон". Из наших – очень теплые комедии, Гайдая, например. Парочку можно. У нас все-таки тоже снимали хорошие фильмы. Но наших классиков – Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, безусловно, я бы не стал предлагать. А вот "Балладу о солдате" Чухрая (на мой взгляд, замечательный фильм) и что-то в этом роде обязательно надо. Может быть, еще и парочку действительно классических французских довоенных фильмов.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

Безусловно, такой курс нужен, поскольку кинематограф давно уже вошел в жизнь людей не только как элемент развлечения, – он стал в один ряд с серьезной литературой, распространяя и знания, и культуру. Даже странно, что до сих пор ему не уделяют должного внимания в системе образования. Сейчас же в лучшем случае ему отводится место дополнительного видеоряда. Так что эту инициативу можно только приветствовать. Но не только кинематограф, но и другие виды искусства должны найти свое место в школьных программах.

Мне кажется, что если опросить людей о фильмах, которые произвели на них самое сильное впечатление, эти списки во многом будут сохожи. Несложно будет составить и обобщающий список. Это будет безусловная классика отечественной и мировой кинематографии. Она так же очевидна, как и классика литературы. Это те фильмы, на которых вырос любой интеллигентный человек – в том числе, между прочим, и "Броненосец Потемкин", без которого история кино не представима.

Другое дело, как этот курс включить в образовательную систему. Но это, по-моему, уже чисто техническая задача, вполне решаемая. По принципам передачи информации современные школьные программы еще не вышли за пределы XIX века. Так что хоть и с опозданием, но этот курс необходимо внедрять.

Священник Сергий Круглов

клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края

На мой взгляд, было бы неплохо ввести такой курс в школах. Ленин говорил: "Важнейшим из искусств для нас является кино", – в этом он был прав. Визуальная культура занимает все больше места в нашей жизни: люди все меньше читают и все больше времени проводят за просмотром телевизора или перед мониторами. Это оказывает влияние на развитие человека. Визуальная культура прочно вошла в наш быт, и с этим приходится считаться. И даже факультативный такой курс был бы важен.

Основная позиция христианского миссионерства заключается в том, что нужно приходить к людям в предлагаемые обстоятельства. То есть нести свою проповедь на том языке, на котором тебя могут услышать. Так что визуальную культуру надо использовать для морально-нравственного воспитания. Поэтому предложение Михалкова довольно интересное.

Но все дело будет в частностях: какие именно 100 фильмов войдут в список, кто их будет выбирать? Здесь есть простор для творчества. Я считаю, что каждый показ фильма должен сопровождаться беседой, чтобы учитель с учениками разбирал и анализировал то, что они посмотрели.

Список, который предложил бы я, наверное, кардинально бы отличался от того, что предложит тот же Никита Михалков. Безусловно, я бы включил в него советскую и мировую классику, современные российские фильмы. Безусловно, в списке должны быть киноленты Тарковского и Феллини. Я бы обязательно включил даже такие картины как "Властелин колец" и "Звездные войны", потому что они дают пищу для очень важных христианских жизненных рассуждений. И самое главное, чтобы наши чиновники не испортили такую замечательную инициативу.

Священник Андрей Алексеев

клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове

Предложение очень хорошее, я его поддерживаю. Действительно, есть очень хорошие полезные фильмы, более того, которые могли бы стать наглядным пособием по воспитанию личности, формировать мировоззрение.

Поддерживаю также замечание о тщательном исследовании и отборе фильмов. Я сам в пастырской практике сталкиваюсь с ситуацией, когда критики дают восторженные оценки фильму, имеющему те или иные награды, но оказывающему деструктивное воздействие на личность.

Есть замечательные картины советского периода, есть и очень хорошие западные фильмы. Но нужна очень авторитетная комиссия, совет, в который входили бы достойные люди – и кинематографисты, и педагоги, и представители Церкви. Эксперты должны не только просмотреть фильмы, но и обсудить их, дать им комментарии. И школьный преподаватель должен быть подготовлен. Это, кстати, может быть учитель литературы, который поможет детям понять фильм, правильно расставит акценты.

Священник Алексий Козливсков

клирик Богоявленского собора в Елохове

Всецело поддерживаю эту замечательную инициативу Никиты Михалкова. Действительно, советское киноискусство, особенно 60-80-х гг., имеет огромный воспитательный потенциал, который может и должен быть использован для формирования здоровой нравственной и гражданской личности школьника.

Множество прекрасных фильмов вспоминаются в связи с этим. Это "Школьный вальс" П.Любимова, "Офицеры" В.Рогова, "Восхождение" Л.Шепитько, "Иваново детство" А.Тарковского, "Баллада о солдате" П.Чухрая. А великолепные сказки А.Роу и А.Птушко! Их непременно надо показывать детям начиная с первого класса. Но не просто показывать, а обязательно устраивать обсуждения, дискуссии, писать по ним сочинения, т.е. творчески осмыслять.

Совершенно прав и Владимир Легойда: список не может быть "канонизирован" навечно, его нужно обсуждать и корректировать. От себя бы я только предложил не ограничиваться только 6-7 классами. Это сквозная тема для всех школьных лет. Для каждого возраста найдутся неразвлекательные шедевры отечественного кинематографа, которые наряду с русской литературой способны формировать наш неповторимый русский менталитет, нравственно взыскательный, совестливый и жертвенный, а значит, и героический. Ведь все мы страдаем от недостатка именно этих качеств в современных людях.

Священник Александр Кириллин

клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках

Непонятно, почему именно 100 фильмов? По-моему, в этом нет логики. Надо изучать не отдельные фильмы, а кинематограф как таковой, как мы изучаем литературу или музыку. Важно дать представление о различных направлениях, тенденциях развития. Любой список – это ограничение и сужение такого многопланового явления как кинематограф. У меня есть, например, любимые фильмы, но я не считаю, что должен их навязывать. Это должен быть действительно учебный курс, который мог бы называться, например, "Искусство кино". Будет он факультативным или на выбор, это уже другой вопрос.

Как школьников систематически водят на экскурсии в музеи, также они должны регулярно классами посещать и кинотеатры, в которых должны быть специально разработанные тематические циклы. Может быть, следует какие-то кинотеатры специально перепрофилировать на работу со школьниками. Конечно, лучше эти занятия проводить именно в кинотеатрах, а не дома или в школе.

Важно дать представление о кино как феномене культуры, в котором переплетаются различные виды искусства, дать представление о его развитии, истории, о самом так называемом кинематографическом процессе, объединяющем представителей различных специальностей.

Фатых-хазрат Гарифуллин

председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

Разумеется, кино имеет огромное значение для формирования человека, его характера и жизненных взглядов. Вспомним, какой всплеск внимания вызвал у народа фильм "Чапаев", вышедший в 30-е годы прошлого века! На нем выросло несколько поколений, в кинотеатр ходили целыми семьям, глубоко переживая за командира Красной армии. И тот героизм и патриотизм, показанный в фильме, имел колоссальное воспитательное значение, один-единственный фильм помог воспитать несколько поколений.

Поэтому я одобряю такой образовательный курс, и в обязательный список должны войти фильмы, в которых освещались достоверные факты, фильмы о патриотизме и доблести нашего народа и наших героев. Я очень люблю фильмы о войне разных лет: это "Гусарская баллада", "Живые и мертвые", и современный фильм "Звезда" о героях-разведчиках.

Валиулла-хазрат Якупов

Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани

Конечно, такой образовательный курс не может быть обязательным основным предметом, – только вспомогательным курсом факультативного характера. Для современных детей видеоинформация имеет такой же важный смысл, как и литература, и это явление надо учитывать. Поэтому можно попробовать ввести такой курс. В качестве эксперимента можно начать с гуманитарных гимназий, чтобы там отработать сам механизм преподавания.

В списке должны быть классические фильмы лучших режиссеров, и упор надо делать на отечественное кино, ведь у нас есть произведения, которые признаны мировым кинематографом. Причем некоторые фильмы должным быть с опорой на литературную классику, историю – чтобы благодаря кино можно было бы дополнительно развиваться и по основным предметам.

Источник: Regions.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама