ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кто бросит камень

Екатерина Люльчак :: 18 июля 2012

Откуда у молодежи "бытовой экстремизм"

Социологи бьют тревогу: в среде российской молодежи наблюдается рост экстремистских настроений. Впервые за всю историю нашей страны число тех, кто не согласен с утверждением "Россия – дом для всех народов", перевалило за 50%. О бытовом экстремизме и о том, кому же верят молодые россияне, расуждает доктор политических наук, профессор Сьянс По Бордо, профессор кафедры сравнительной политологии РУДН, ведущий научный сотрудник Центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН МАРИЯ МЧЕДЛОВА.

Мария Мирановна, действительно ли молодежь в последнее время начинает тяготеть к радикальным взглядам?

Мария Мчедлова: К сожалению, буквально за 4 года сильно изменился экстремистский потенциал нашей молодежи. Манежка, Кондопога, Русские марши... В прошлом году впервые был зафиксирован рост настроений, выражаемых слоганом "Россия – для русских!". Количество людей, разделяющих его, начало стремительно повышаться, причем именно за счет младшего поколения

Но на маршах вышагивают в основном нацболы – это далеко не вся российская молодежь...

Мария Мчедлова: Экстремизм не всегда выходит на улицы. Часто он проявляется в быту или на уровне мировоззрения. Например, убеждение "Россия – общий дом для всех народов" разделяют уже меньше половины, всего 47% , тогда как еще несколько лет назад этот показатель не опускался ниже 60-70%. Это очень нехороший признак! Кстати, на мой взгляд, когда недавно прошел молебен в защиту поруганных святынь, лозунг, который развернули участники стояния: "Встань за веру, русская земля!", вряд ли стоило употреблять при таком настроении общества. Сейчас страсти очень накалены

То есть нетерпимость сегодня все больше приобретает национальную окраску?

Мария Мчедлова: Нетерпимость имеет у нас различные проявления, но национальный аспект, пожалуй, заметен наиболее ярко. А теперь к национальной нетерпимости начинает потихоньку добавляться еще и религиозная. Вообще среди наших соотечественников религиозная принадлежность, как критерий отличия себя от других, стоит на последнем месте. Только около 10% говорят о том, что, если человек другого вероисповедания, я к нему плохо отношусь. Для большинства это не имеет никакого значения. А вот среди молодежи индикатор религиозной нетерпимости проявляться начинает. Мы, например, задаем вопросы: "Мешает ли вам иная конфессиональная принадлежность отношениям на работе, учебе, с соседями, друзьями и т.п.?". Раньше религиозные различия не мешали ни в одной сфере, сейчас же молодежь этот фактор считает преградой для брачных отношений, впрочем, как и люди более старшего поколения, причем все это вне зависимости от веры в Бога как таковой. Более 50% наших сограждан говорят о препятствиях для себя, или своих близких при возможности брака с иноверцем. Это очень опасно, поскольку постепенно теряется наше этническое богатство, существующее благодаря взаимопроникновению и смешению национальностей и религий. Ему на смену может прийти этническая или религиозная обособленность.

Религиозную нетерпимость проявляют в основном те, кто сам считает себя человеком верующим?

Мария Мчедлова: К сожалению, большинство из тех, кто ходит на разного рода Русские марши и демонстрирует типично экстремистское поведение, позиционируют себя как православные. Однако, за исключением членов некоторых организаций, у большинства из них убеждения имеют мало отношения к православной вере. Вопреки стереотипу, именно верующие и религиозные люди более толерантно относятся к представителям других конфессий

Но совсем не дружелюбный настрой исходит и от "православной" молодежи с Русских маршей и от ребят, отплясывающих лезгинку на Манежной...

Мария Мчедлова: Во-первых, тут мы имеем дело с молодежью, которая склонна в силу возраста к бунтарству и к активным действиям. Во-вторых, к такому нетерпению склонны скорее не верующие, а те, кто думает, что они верующие. Не случайно, самый высокий уровень агрессии по отношению к представителям других конфессий зафиксирован у сатанистов, ваххабитов и православных. Во многом такие люди видят в религии основу для оправдания своей ненависти к другим. Именно они бывают наиболее нетерпимы. Но, несмотря на подобные проявления, в нашем народе доминирует терпимость к другим религиям, выросшая из многовековой традиции совместной жизни, общего строительства государства, общественного труда, из постоянной взаимопомощи христиан и мусульман. Мы же – единственная страна, где не было религиозных войн.

Но ведь нетерпимость к людям других культур фиксируется и среди абсолютно светской молодежи?

Мария Мчедлова: Да, такое тоже имеет место. Ползучий бытовой экстремизм, проникающий в социальную ткань, не менее опасен, чем деятельность экстремистских группировок. Одна моя студентка – умница, красавица – на занятии начала с такой ненавистью отзываться о представителях кавказских народов! Причем, когда стали выяснять, в чем суть претензий, оказалось, что в подъезде живет семья с Кавказа, и они, когда выбрасывают мусор, с шумом захлопывают крышку мусоропровода. Вот истинные причины – мусор не так вынесли, шумят и еще масса житейских вещей. Это не связано с религиозной принадлежностью, это связано с различиями в быту, образе жизни, в темпераменте.

Так и до этнического сепаратизма недалеко, а мы как-никак многонациональная страна. Этот факт кто-нибудь еще признает?

Мария Мчедлова: Очень многие признают, что Россия – это многонациональная страна, общий дом многих народов. Таких 47%, что, конечно, меньше, чем раньше. Еще 31% считает, что Россия – многонациональная страна, но русские как большинство должны иметь больше прав. Доля этих людей, наоборот, выросла в 2 раза. А вот тех, кто считает, что Россия для русских, – 14%. Много это или мало? Не знаю. С одной стороны, наши сограждане по-прежнему считают, что специфика России в ее многонациональности, с другой – налицо повышение националистических проявлений.

Почему же молодежь так рьяно прикрывает свой экстремизм борьбой за веру. Мода такая?

Мария Мчедлова: Среди религиозных людей молодые вообще более радикально настроены просто потому, что они молодые. Религия для них – это важное основание, с которым они соотносят свою личность. Вокруг понятия "верующий" молодой человек выстраивает свою жизнь, свои убеждения, взгляды на мир как вокруг устойчивого стержня

А других таких "стержней" у молодежи сегодня нет?

Мария Мчедлова: У нас практически ни один социально-политический институт не пользуется доверием и поддержкой населения. Только три института пользуются авторитетом: институт верховной власти, армия и Церковь . При этом Церковь – единственный институт, который стремительно увеличивает доверие к себе. Если в 1999 году Церкви доверяли 46%, в 2011-м – уже 56%. И это не только верующая молодежь, но и неверующие люди и атеисты. Признается ее духовно-нравственный авторитет, выражается доверие как к социально-политическому институту. К сожалению, в нашей стране сложилась ситуация, когда только Церковь говорит о гуманизме, о социальной несправедливости, о достоинстве человека. Особенно ярко подобная деятельность проявляется в социальном служении религиозных организаций. Недавно Высшая школа экономики проводила масштабное исследование по этой теме в регионах. Оказалось, что львиную долю социальных функций выполняют церковные приходы: помогают сиротам, инвалидам, недееспособным, спасают наркоманов, алкоголиков и нищих. Тем же занимаются мусульманские джамааты, иудейские и протестантские общины. А вот работа государство по этим направлениям практически незаметна.

Может, поэтому Церковь так активно возвращается в политику?

Мария Мчедлова: Церковь возвращается в политику, потому что у Церкви есть цель, ресурсы, социальная опора и стройная идеологическая система, проверенная веками. По большому счету мало какая другая политическая сила сегодня это может предложить

При этом общественная солидарность как таковая в России очень низка. По данным европейского социального исследования ценностей по 27 странам, в России уровень межличностного доверия самый низкий. У нас больше 90% считают, что каждый хочет тебя обмануть, что надо полагаться только на себя, никому нельзя доверять. Самая основная форма солидарности – это семья: почти 100% людей считают, что можно рассчитывать только на семью, даже не на друзей. А Церковь – единственная, кто говорит о необходимости вернуть солидарность и доверие к ближнему. Поэтому религия и становится одной из основных форм солидарности наряду с этничностью, являясь очень устойчивым основанием идентичности. И мы цепляемся за эту соломинку. Нас же что-то должно связывать.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама