Чрезмерно много в последнее время говорят и пишут о конфликтах вокруг Русской Православной Церкви . Но когда я начинаю читать очередные размышления, выводы людей, мягко говоря, не симпатизирующих Церкви , в глаза бросается одно и то же пишут эти люди в основном не о Церкви , а о своих представлениях о ней и анализируют они тоже эти самые свои представления, которые зачастую очень далеки от реальности.
При разности мнений и представлений все авторы почему-то уверены, что Церковь просто обязана им всем и каждому лично в отдельности угодить. Сказать так, как им нравится, поступить. И если именно им она не угодила, то тут все.... разнос, обвинения, много-много всяких слов. Но постойте, у Церкви нет задачи кому-либо угождать (тем более, что угодить всем все равно не получится), у ней нет цели говорить то, что от нее хотят услышать и чему все в восторге зааплодируют. Очевидно, что у Церкви в этом мире совсем другая задача она помогает человеку очистить сердце, оторваться от суеты, научиться жить с Богом. Кому то такая наука дается лучше, кому-то хуже, но это личная радость или трагедия тех людей, священников, которым она дается или не дается. И за свой успех или неуспех в этой науке жить в согласии с Богом они перед Ним и будут отвечать. К чему весь крик, шум? Нет, я не за молчание и не за замалчивание. Просто я не летала в космос и не рассуждаю о том, как должен быть устроен космический корабль. А вот в жизни Русской Православной Церкви в нашей стране все разбираются и все большие специалисты. Странно это. Причем, чем больше умствований и интеллектуальных выкладок, тем гуще дебри, по которым пытаются пройти, говоря о Церкви , их авторы.
Церковные, по-настоящему верующие люди о сути жизни в Церкви знают, у них есть для этого соответствующий опыт, они уже пили ту воду, испив которую "не будешь жаждать вовек". Нецерковные люди мерят Церковь мирскими законами, оценивают ее почему-то как властную структуру или общественную организацию, и получается чаще всего какая-то несуразица. Бесполезно оценивать Церковь исключительно в координатах ее жизни в обществе. Не в этих проявлениях ее суть. Этот анализ всегда будет ущербным и неполноценным. "Царство Мое не от мира сего", если эти слова для человека не реальность, то и рассуждения о Церкви наряду со здравыми мыслями будут в большей степени плутанием в собственных заблуждениях.
Мы лишились некой общей культурно-исторической парадигмы, такое ощущение, что каждый живет в некой своей стране, со своими представлениями о ее истории и роли Церкви в этой истории. Понятно, что какой-то конструктивной и плодотворной коммуникации при таком раскладе нет. И это большая проблема. Вместо диалога сразу же переходим на крик, дальше в дело идут кулаки, "серебряные калоши". Но если мы хоть сколько-нибудь культурные люди, то мы должны спокойно говорить и находить общий язык. Потому что мы все в одной лодке.
Вообще, так устроен мир, что ошибаются все политики, бизнесмены, деятели культуры, священники, церковные и нецерковные люди. Никакой новости в этом нет. И, конечно, если смотреть на Церковь как на организацию, то мы не можем не признать, что в этой своей ипостаси она не всегда совершенна. Ошибки есть везде, где есть люди.
Наверное, если рассуждать светским языком, Церковь могла бы быть более изощренной в пиар-технологиях. Наверное, она могла бы выигрывать информационные войны. Возможно она этому еще научится. Но правда все равно не в этом, как бы не пытался каждый из кричащих и выказывающихся навязать Церкви какую-то свою правду.
Правда одна на все времена, другой нет и быть не может, сколько бы кто ее не искал молчаливо взошедший на крест Христос. Он мог доказывать, кричать, он мог бы угодить людям, которые ждали от него, что вот сейчас он предстанет кем-то, кем каждый из них хотел его видеть. А он не доказывал, Он смирился до смерти. Это то смирение, та любовь, больше которых ничего в этом мире нет и которыми этот мир стоит. Если не согласны, просто вдумайтесь хорошо. Любовью и смирением Церковь жива более двух тысяч лет, ими она выжила в годы страшных преследований. Все остальное второстепенно, всегда, и сегодня тоже.
Церковь ругают. Еще больнее видеть, как кто-то за церковной оградой не выдерживает и начинает отвечать тем же . Хотя для христианина настоящая война должна быть только со своими грехами. За что ругают и для чего ругаются никак не пойму до конца. Увы, я не знаю ни одной столь же созидательной силы в нашем обществе (за исключением небольшого числа отдельных людей) как Церковь . Говорю это, потому что вижу жизнь Церкви изнутри. Более того, мне кажется, что Церковь при всех своих так раздражающих кого-то погрешностях единственный островок здравомыслия посреди безумного мира. Вы скажете для кого нужно строить столько храмов? Еще как нужно. Придите в любой храм на воскресную литургию, посмотрите, сколько там людей и старики, и молодежь, и дети. И при каждом храме есть воскресная школа, и есть совместные дела прихожан, паломнические поездки. Для многих людей это очень важная составляющая их жизни. Если вы за толерантность, так будьте последовательны, зачем смеяться над теми, кто искренне верит и старается жить по евангельским заповедям.
Зачем нужны православные гимназии, преподавание основ православной культуры? Очень нужны. Когда я читаю антицерковный гвалт, мне кажется, что ни у кого из авторов этих текстов нет детей. Либо им просто безразлично, как живут их дети. Где сегодня есть идеалы, опираясь на которые можно вырастить хорошего человека? Так и хочется спросить: "Вы на улицу, когда стемнеет, давно выходили, особенно, в каком-нибудь провинциальном городке? Или вы криминальные сводки не читаете? Вам не страшно от того, что люди спиваются, деградируют и перестают быть похожи на людей? Кто и что в нашем обществе способно противостоять этому бедствию?". И когда я вижу в интернете зубоскальство над Церковью , я понимаю, что эти люди зубоскалят над собой, сами того не понимая. Они видимо думают, что вот это бедствие и деградация не коснутся их лично.
Мы разучились ясно и просто смотреть на вещи, мыслить в категориях созидательно или нет, добро или зло. Если посмотреть на повседневную жизнь Церкви (но только не посредством добывания информации в сети Интернет, уж больно легко там заблудится), а на обычную, которая в храме, на воскресной службе, в воскресной школе, в общении прихожан, в крестном ходе эта жизнь созидательна. В ней нет ничего плохого, против чего имело бы смысл выступать. Бороться с этим безумие, смяться над людьми, которые ходят в храм и хотят видеть своих детей добрыми христианами еще большее безумие.
В современном мире все поставлено с ног на голову. Против Церкви идет война, изощренная. Люди, поднимающие на знамена толерантность, терпимость забывают о ней сразу же, как только речь заходит о Церкви . Иногда мне кажется, что наши соотечественники не могут без войны, привыкли воевать с советской властью, чиновниками, соседями мало ли можно найти объектов, кто-то же должен быть виноват. Мирно жить и созидать не умеем. Но прежде чем примыкать к воющей стороне и кидаться в бой, стоит все-таки задуматься над тем, что война против Церкви это война против себя. Ведь самое большее, что может каждый из нас потихонечку созидать себя и мир вокруг себя. И только правда христианства с ее глубокой мудростью и любовью может нам в этом помогать. Все остальное рано или поздно обязательно уведет на тропу скандала, революции, войны, в никуда...
Источник: Православие и современность