Мы, верующие, порой обижаем атеистов, утверждая, будто они люди безнравственные, ибо нравственность проистекает от веры в Бога, а значит, если нет веры то нет ни совести, ни чести. Мы вспоминаем фразу Достоевского "если Бога нет то всё дозволено" и начинаем гвоздить ею как дубиной наших идейных оппонентов.
Мне всегда это было неприятно. Во-первых, потому что это неправда. Отсутствие веры вовсе не влечет за собой непременную безнравственность, равно как и наличие веры еще ничего не гарантирует.
Я знаю множество неверующих людей, которые лучше меня. Честнее, смелее, отзывчивей.
Во-вторых, это вообще не по-христиански осуждать человека, подозревать его в самом худшем просто в силу неверия (или иной веры, неправославной).
Атеисты нередко выдвигают аргумент, что никакой общезначимой нравственности вообще нет, что в каждую эпоху, в каждой исторически обусловленной культуре бытуют свои моральные нормы. То есть, получается, моральный человек это тот, кто хорошо вписывается в свой социум, ведет себя по принятым там "понятиям". Я с этим не согласен. Да, конкретные формы нравственных норм действительно зависят от времени и места. Например, мазать дегтем ворота женщинам, зачавшим ребенка вне брака, на Руси веками считалось делом глубоко нравственным. Как и сильно раньше и сильно южнее побиение камнями блудниц. Но во все времена, во всех культурах все-таки утверждалась ценность супружества, а внебрачные связи не шибко приветствовались... Так что есть все-таки общий этический знаменатель, есть. И он от Бога. Уже хотя бы потому, что именно Бог дал человеку разум, свободу воли и нравственное чутье (совесть). Веришь ты в Бога или нет а из своей человеческой природы, как и из штанов, не выпрыгнешь.
Именно об этом говорил апостол Павел в послании к Римлянам: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа" (Рим. 2:14-16). Об этом же говорил и Тертуллиан: "всякая душа по природе христианка".
Человек может не знать Христа, может никогда не слышать о Христе (причем вовсе не по своей вине: мы не выбираем, в какое время и в каком месте рождаемся). Но, даже ничего о Нем не зная, он интуитивно, "нутром" способен ощущать, что хорошо и что плохо. Потому что это от Бога.
Но вот тут-то и возникает главная засада. Ощутить можно. А что дальше? Что делать с этими своими ощущениями?
Христос и грешница. А. Миронов.
С ЧЕГО ВДРУГ ЧЕЛОВЕКУ СЛЕДОВАТЬ ИМЕННО ТЕМ ПОРЫВАМ ДУШИ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ ТЕБЕ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ЗЛА И ТВОРИТЬ ДОБРО?
Верующему человеку тут легче, потому что он не просто, как и все остальные, "нутром" чует, но и знает, что именно делать надо, а что не надо (я имею в виду заповеди Божии). Кроме того, он в идеале, конечно! верен Богу и считает, что заповеди надо не просто знать, но и соблюдать. Соблюдать именно потому, что этого требует Бог. И попробуй не соблюсти! Те, кто находятся на самой первой ступеньке духовного развития, соблюдают из-за страха наказания, те, кто продвинулся выше из любви к Богу, доверия к Нему и нежелания Его огорчить. Но в любом случае мотив соблюдения конечно, при наличии веры! вовне человека.
У атеиста такого внешнего стимула, внешней причины быть нравственным нет. Именно это, мне кажется, имел в виду Достоевский в своей знаменитой фразе. Да, действительно,
ЕСЛИ БОГА НЕТ ТО НЕТ И ЯВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ТЕМНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ. ВПРОЧЕМ, НЕТ ИМЕННО ВНЕШНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ НЕТ, А ВОТ ВНУТРЕННЯЯ ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ.
Неверующий человек зачастую удерживается от зла просто потому, что доверяет голосу своей совести. Просто потому, что ему не хочется выглядеть мерзавцем в своих собственных глазах (а равно и в глазах тех людей, чье мнение ему небезразлично "референтной группы", как сказали бы психологи). В каком-то смысле просто по привычке. Потому что ему с детства привили именно эти нравственные нормы, приучили деть то и не делать этого.
А тут ему заявляют, что раз он в Бога не верит то способен зарезать старушку и изнасиловать младенца. Естественно, человек обижается. И правильно обижается. Но вот вопрос: а откуда взялись те нравственные нормы, которые были привиты ему с первых лет жизни, с которыми он сросся и которые считает чем-то само собой разумеющимися?
От родителей. А у родителей (зачастую тоже неверующих) откуда?
От их родителей, то есть бабушек и дедушек. У тех, в свою очередь, от своих родителей... и получается у нас цепочка, восходящая к верующим людям, причем верующим глубоко... жившим задолго до всех этих секуляризаций, атеизмов и материализмов. То есть в основе цепочки не какие-то абстрактные моральные нормы, не какие-то общественные "понятия"
Крестный ход. И. Прянишников, 1893 г.
а заповеди Божии. Их соблюдали всерьез, и нарушали всерьез, и цена вопроса всем была очевидна.
Можно, конечно, сделать финт ушами и заявить, что неважно историческое происхождение моральных норм, а важно то наполнение, которое дает им современная атеистическая мысль... только вот никуда не деться от того факта, что сама по себе никакая атеистическая мысль ни современная, ни древняя нравственных норм не создавала, а лишь пыталась перетолковать нормы, выросшие на поле религии.
Но с этими перетолкованиями тоже проблема: они совершенно умозрительны и душу никак не греют а потому вряд ли способны послужить надежными тормозами в случае чего. Вот живет себе неверующий человек, впитал он с детства моральные нормы, следует им в своей обыденной жизни... может быть, верит в то, что мораль это "защитная система общества", что не воровать кошельки и не резать обидчику горло полезно для популяции Homo Sapiens, что такое правильное поведение приближает светлое будущее... но это пока все благополучно, пока не клюнул жареный петух. А вот как возникает тяжелая ситуация удержат ли человека эти абстрактные построения?
Нравственность без веры в Бога как электрический аккумулятор. Когда-то он был заряжен от сети религии и заряда надолго хватало. Но всем аккумуляторам свойственно разряжаться... На протяжении нескольких неверующих поколений передавалась благодаря семейному воспитанию нравственность, но этой впитанной с молоком матери нравственности становилось все меньше и меньше. Слишком долго устройство работало без подзарядки.
Да, чтобы быть в наше время нравственным человеком, не обязательно верить в Бога. Можно пока продержаться на остатках усвоенного, но все чаще такие люди задаются вопросом: а зачем держаться-то? Почему бы не пожить в свое удовольствие? И далеко не все выдерживают соблазн тормоза ведь слабенькие. У верующего же (всерьез верующего, а не у лицемера и не у суевера) ситуация иная. Его "устройство" работает не на батарейках, а от сети. И это такая сеть, которая никогда не иссякнет.
Источник: Фома