26 июля Церковь празднует Собор Архангела Гавриила. Этот праздник отмечается дважды в году: на следующий день после Благовещения и сегодня. Ангел – образ, растиражированный в культуре, но кто такой ангел и каково его бытие? Попытаемся немного разобраться, как живут ангелы, в чем святые им подобны и чему может поучиться у них каждый человек.
Откуда праздник?
Христиане отмечали его давно: в константинопольских рукописях IX века есть упоминания о праздновании собора архангела Гавриила, как уже было сказано, на следующий день после праздника Благовещения. Позднее в Константинополе освятили храм во имя архангела Гавриила. Может быть, это событие положило начало второму празднику в честь архангела – также собору архангела Гавриила.
Кто такой архангел Гавриил?
Думается, не будет ошибкой, если мы скажем, что Гавриил – один из самых известных ангелов (второй столь же известный – архангел Михаил).
Об архангеле Гаврииле, как и о других ангелах и святых, существуют апокрифические рассказы, легенды, предания, но главное – о нем говорится в основном корпусе текстов христианской религии – Священном Писании, причем и Ветхого, и Нового заветов. В Евангелии от Луки мы можем прочитать о том, как архангел Гавриил явился священнику Захарии и предсказал ему рождение сына – будущего Иоанна Крестителя. В Евангелии от Матфея – о том, как он явился Иосифу, которому была обручена Мария, и предсказал ему, что она родит Христа. В Евангелии от Луик – о том, как архангел Гавриил благовествовал Деве Марии. В книге пророка Даниила можно прочитать о том, как Гавриил возвещал ему грядущее еврейского народа.
"Второе место в ряду Ангелов, после Архангела Михаила, принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти бессеменное зачатие Самого Сына Божия, честь благовестия о сем достается снова Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чуда. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой с зерцалом из ясписа.
Изображает с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает с свещою в фонаре, потому что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, носящим имя Гавриила, прилична та Вера Божия (Мк. 11, 23), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного", писал об архангеле святитель Иннокентий Херсонский.
Святые подобны ангелам?
На днях была память преподобного Антония Печерского, жизнь которого сравнивалась с жизнью ангелов. "Равноангельное житие пожив", сказано в тропаре святому.
Если все мы призваны быть святыми, значит, каждому есть чему поучиться у ангелов. Или, по крайней мере, попытаться понять, как ангелы существуют.
"Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение же Ангелов святость и пребывание в святости", писал святитель Василий Великий.
А вот что об ангелах писал святитель Григорий Богослов:
"После Троицы светозарные невидимые Ангелы. Они свободно ходят вокруг великого престола быстродвижимые умы, пламень и Божественные духи и усердно служат высоким велениям Бога. У них нет ни супружества, ни скорбей, их не разделяют друг от друга ни члены, ни обители. Они все единомысленны и каждый тождествен сам с собой: одно естество, одна мысль, одна любовь вокруг великого Царя Бога. Они не ищут утешения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды. Не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они не плавают по морям, не сеют в угождение необузданному чреву, этому исходищу греха. У них одна совершеннейшая пища насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице черпать безмерный свет. Одинокую жизнь проводят эти чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало и не обретают плоти, но пребывают, какими были созданы. Для них в девстве уготован путь Богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом великого мира".
Может быть, в полной мере это доступно очень немногим людям. Но тут есть чем вдохновиться. А главное – понять, что ангелы – не такие далекие от нас.
В молитве, которая читается после прочтения всей Псалтири, есть такие слова:
"...посла́нием возлю́бленнаго Твоего́ О́трока, Его́же от безнача́льных не́др Твоея́ Оте́ческия сла́вы, неразлу́чным Божество́м отры́гнул еси́, да челове́ки со А́нгелы во еди́н соста́в устро́ит....".
Цель пришествия Христа устроить так, чтобы люди заняли свое место в иерархии. Ангелы – на своем месте, а люди – нет. Думается, сегодня – в праздник архангела Гавриила – можно молитвенно попросить его и других ангелов помолиться о том, чтобы каждый из нас увидел, где и кем он должен быть, и оказался достоин места, уготованного ему Богом.
Источник: Татьянин день