ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Жертвенность как норма поведения

Марина Бирюкова :: 16 августа 2012

С детских лет фамилия Боткин, так же, как и фамилия Бехтерев, скажем, ассоциируется у нас со словом "врач". Боткинская больница, болезнь Боткина... Но Боткин-врач был не один, это была целая династия, происходившая из купцов-чаеторговцев и навсегда вписанная в историю России. Основатель российской клинической школы, один из основоположников полевой хирургии академик Сергей Петрович Боткин констатировал смерть Александра II, убитого так называемыми народовольцами. Его сын Евгений Сергеевич Боткин в последние минуты своей жизни пытался облегчить участь другого монарха, свергнутого, плененного – Николая II: просил отдать ему, Боткину, больного ребенка-наследника, которого царь-отец вынужден был нести в тот самый подвал на руках. На полу подвала кровь лейб-медика Боткина смешалась с кровью царской семьи. Однако не одних царей лечили Боткины и не только монархам служили. Жертвенность Евгения Боткина, не оставившего своих обреченных пациентов, давшего чекистам расписку в том, что он желает быть "на равном состоянии, как и семья Романовых", неудивительна, она лишь логическое продолжение всей его предшествовавшей жизни.

Книга "Царский лейб-медик. Жизнь и подвиг Евгения Боткина", вышедшая в издательстве "Царское дело" в 2011 году, к 145­летию доктора, и появившаяся сейчас в саратовских магазинах православной литературы, содержит, во-первых, интереснейшие воспоминания дочери Евгения Боткина Татьяны, прошедшей вместе с отцом все круги ада, кроме последнего (в Екатеринбург, в Ипатьевский дом ее не пустили); во-вторых, письма Евгения Боткина к родным, включая последнее, недописанное, оборванное на полуслове, – брату Александру, тоже врачу. Это поразительный человеческий документ, в нем Евгений Сергеевич говорит о своей обреченности ("В сущности, я умер") и о врачебном долге, который он выполнил до конца (в Тобольске, где первоначально пребывала царская семья, больные всех сословий шли к царскому лейб-медику потоком). В этом письме доктор называет себя счастливцем – потому, что после нецерковной своей молодости, "путем тяжкого испытания – потери моего первенца, полугодовалого сыночка Сережи", обрел веру. И выражает уверенность, что Господь, спасший Исаака (см.: Быт. 22), спасет его младших детей, 16-летнего Глеба и 19-летнюю Татьяну, которых он оставил посреди бурлящей революционной Сибири одних, последовав с царской семьей на Урал. Так и вышло – Бог детей спас.

Книга содержит, кроме того, фрагменты лекций, которые читал этот доктор своим студентам в Императорской Военно-медицинской академии. Одна из них называется "Нужно ли баловать больного?". С абсолютно профессиональной убедительностью Евгений Сергеевич доказывает, что баловать больного необходимо. Следующий эпизод из жизни Общины сестер милосердия святого Георгия, созданной Евгением Боткиным, подтверждает, что это были не только слова: "В палате среди других раненых лежал солдат из крестьян... После тяжелого ранения он не поправлялся, только худел и пребывал в угнетенном состоянии духа. Ничего не ел – совсем потерял аппетит. К его постели подошел врач: "Голубчик, а чего бы ты хотел поесть?". – "Я, ваше благородие, хотел бы жареных свиных ушек". Послали на рынок, купили свиных ушек, пожарили и подали" (свидетельство сестры милосердия Лидии Борисовой, 1915 или 1916 год, Первая мировая война).

Весь материал книги "Царский лейб-медик" говорит не об одном только враче Боткине как о некоем феномене человеколюбия, – нет, он говорит о тогдашнем российском обществе в целом, об обществе, сумевшем создать высокую нравственную культуру, культуру долга и жертвенности. Читая искренние и прямые воспоминания Татьяны Боткиной, мы воочию видим: для русских начала ХХ века было естественно то, что очень мало понятно, очень трудно постижимо для эпохи, возведшей эгоизм в ранг единственно возможного и совершенно оправданного жизненного принципа. Тогда, в начале века, никто не удивлялся ни тому, например, что с началом германской войны Боткины изрядно потеснились и отдали половину своей совсем не огромной квартиры под лазарет; ни тому, что гимназистка Таня Боткина, вместо того чтобы готовиться к выпускным экзаменам, ухаживает за ранеными... Не только сама девочка – ее папа не допускал никакого другого варианта! Таня сдала экзамены хуже, чем от нее ожидали, "была только пятой", но "не захотела оправдываться ни работой в госпитале, ни смертью брата". Брат Татьяны, старший сын доктора Боткина Дмитрий, геройски погиб на германском фронте. ("Я счастлив, что имел такого сына", написал Евгений Сергеевич в письме брату Петру Боткину). Второй за Дмитрием, Юрий, оказался в немецком плену, заразился там дизентерией, чудом был из плена спасен и чудом выжил... А после всего этого ему предложили почетную и безопасную должность заместителя военного атташе в Париже. Юрий отказывается: "Мое здоровье улучшилось, и я готовлюсь к возвращению на фронт. Мне кажется, из-за больших потерь, которые мы несем, мое место там". Отец, по воспоминаниям дочери, "никак это не комментировал, однако я почувствовала, что он в глубине души облегченно вздохнул". Напомним, эта семья уже потеряла одного сына... Нелегко современному человеку такое вместить! Многие наши современники сказали бы, что этот папаша-доктор просто не любил своих детей, раз так легко жертвовал ими "ради каких-то там идей". Но письма Евгения Сергеевича детям, воспоминания самих детей не оставляют сомнения – нет большей любви, чем та, что связывала Боткиных. Они действительно готовы были умереть друг за друга. Но их любовь в корне отличалась от той, которую я регулярно наблюдаю сегодня в общественном транспорте: мама или бабушка усаживают десяти­ или двенадцатилетнего мальчика на единственное свободное место, сами стоят рядом, а отрок воспринимает ситуацию как нормальную. Для этой нынешней любви неважно, что чадо безнравственно: было бы благополучно. Для той любви все было иначе.

Разумеется, тогдашнее российское общество нельзя идеализировать: если бы все были как Боткины, не было бы Катастрофы. Катастрофы, которая – не произошла в 1917­м году, нет, а – началась в том году. Или раньше, может быть, началась, но, во всяком случае, никак не кончится. Нельзя жить без надежды, что Россия, наконец, выберется из нее, – и нельзя выбраться, не чувствуя своей истории, не помня, какими могут быть русские.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама