Не утихают споры по поводу преподавания в средних школах предметов религиозного характера. Накануне во время научной практической конференции, посвященной 250-летию преподобного Серафима Саровского, в обсуждении этой темы участвовали представители Русской Православной церкви и Российской академии наук. Точки зрения высказываются разные. Однако все уверены в одном: общие подходы в решении этой проблемы найдутся. За дисскуссией в Сарове наблюдал наш корреспондент Никита Сумеркин.
СУМЕРКИН: В соответствии с законом образование в нашей стране должно иметь светский характер. Обучение детей религии, как это формулируется в нормативных актах, допускается в государственных и частных школах только вне рамок обязательной программы. Вместе с тем проблема духовного воспитания подрастающего поколения назрела уже давно и требует скорейшего решения. С этим согласны, как духовенство всех российских конфессий, так и светские ученые. По словам ректора православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева, упор на воспитательную часть делается даже в законе об образовании.
ВОРОБЬЕВ: Если вы откроете закон об образовании, то он начинается с преамбулы о том, что образование - это есть процесс воспитания и обучения, обязательно вместе. Причем в последнее время ударение делается именно на воспитании. Воспитание дается на основе какой-то мировоззренческой позиции. Воспитание должно быть или атеистическим, или религиозным.
СУМЕРКИН: Между тем, наше государство по своему устройству является светским. Кроме того, в нем проживают представители многих мировых религий. По мнению академика Российской академии наук Валерия Тишкова, исходя из этого, нельзя допускать священников до преподавания основ религиозных течений, распространенных в России.
ТИШКОВ: Необходимо вводить курс основ религиозной культуры. На первых порах этот курс должен быть факультативным, поскольку нет кадров преподавательских и учебной литературы. Кроме того, необходимо, чтобы преподавание этого курса велось светскими учителями. Но есть какие-то конституционные основы устройства нашего государства и нашего общества. И, в частности, является общепризнанным, что государство и церковь у нас отделены друг от друга. Если речь идет о государственной системе образования, то оно, прежде всего, носит светский характер.
СУМЕРКИН: В свою очередь отец Владимир категорически не согласен с таким взглядом. По его словам, конституция позволяет преподавать православным преподавателям православие, мусульманским - ислам и так далее.
ВОРОБЬЕВ: Главным законом является у нас Конституция. В Конституции нет термина, что церковь отделена от государства. Там говорится о том, что от государства отделены только религиозные объединения, то есть имеется в виду совсем другая степень отделения. Это означает, что некое юридическое лицо хозяйственным образом отделено от государства. Что касается того, что учителей готовят государственные учебные заведения, то не только они. Сейчас очень много негосударственных вузов, в частности и наш университет, он тоже имеет педагогический факультет и готовит учителей. Преподавать это будут добровольно.
СУМЕРКИН: Кроме того, по словам протоиерея, во многих регионах России православие уже преподается на добровольных началах и с большой заинтересованностью учащихся.
ВОРОБЬЕВ: Сейчас довольно странная и разочаровывающая ситуация в этом вопросе. На местах, почти везде, хотят ввести религиозное образование, в частности основы православной культуры. А вот центральные власти, Министерство образования, оказывают сопротивление этому процессу. И аргументация здесь совершенно фантастическая. Говорят о том, что это может как-то вредно сказаться на чем-то, нарушить демократию, нарушить свободу.
СУМЕРКИН: Выступая от лица Русской Православной церкви, отец Владимир подчеркнул, что РПЦ никоим образом не стремится навязывать христианское мировоззрение подрастающему поколению. Но страна и ее история не может игнорировать этот факт. Вместе с тем, по словам академика Тишкова, представителя светской науки, юристам, законодателям и духовенству предстоит еще долгий кропотливый диалог для согласования всех позиций по этому довольно щекотливому вопросу.
Радиокомпания "Маяк"., 18 июня 2004 г.