ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как Владимир Ленин превращался в "безвредную икону"

"Пропагандисты всех мастей стали создавать популяризированные биографии Ленина для рабочих и крестьян, детей и стариков"

Андрей Зайцев :: 14 сентября 2012

В последнее время вновь оживились споры о том, нужно ли выносить из мавзолея тело Владимира Ленина.

У каждой из сторон существуют свои аргументы в споре, но мало кто задумывается о том, как, когда и почему тело вождя мирового пролетариата решили увековечить таким странным для России способом. Между тем, это была настоящая детективная история, накалу страстей в которой могли бы позавидовать создатели голливудских блокбастеров.

Как известно, Ленин скончался 21 января 1924 года после продолжительной болезни. В последние годы своей жизни он практически не принимал участия в управлении страной, но больной Ильич оказался очень выгоден большевистским вождям. Прикрываясь его авторитетом, они могли проводить в жизнь самые разные решения и вести внутрипартийную борьбу, параллельно создавая настоящий культ еще живого основателя советского государства. Одним из первых об идеальном образе Ленина заговорил в 1918 году Лев Троцкий, назвавший своего соратника: "Крепко умным мужиком, которого словами не проймешь и фразами не обманешь. Это – мужицкая сметка, только с высоким потенциалом, развернувшаяся до гениальности, вооруженная последним словом научной мысли".

С этого момента открылись идеологические шлюзы, и пропагандисты всех мастей стали создавать популяризированные биографии Ленина для рабочих и крестьян, детей и стариков. В каждом из этих текстов Ильич представал перед читателем как послушный ребенок, толковый рабочий или не менее толковый помощник крестьян. По мысли "поэтов" новой власти, в Ленине сосредоточилась вся мудрость веков, а сам он фактически превращался в спасителя Urbis et Orbis. Откровеннее всего эту мысль выразил Максим Горький, приравнявший вождя мирового пролетариата к христианским святым: "Его личная жизнь такова, что в эпоху преобладания религиозных настроений Ленина сочли бы святым... Суровый реалист, хитроумный политик – Ленин постепенно становится легендарной личностью. Это хорошо". В той же статье Горький положительно относится к тому, что народ поверит в Ленина, ибо это приведет к нужным действиям и энтузиазму.

Справедливости ради нужно отметить, что сам Ильич при жизни боролся против неумеренных восхвалений в свой адрес, говоря, что его желают превратить в "безвредную икону" для утешения масс. Однако, это ленинское высказывание не помешало его дальнейшему возвеличивания, с 1918 года в голодной России массово печатаются портреты видных большевиков, выпускаются пластинки с речами Ленина и снимается кинохроника с его участием, его именем называются города. Интенсивнее всего культ вождя мирового пролетариата развивается с начала 1922 года после болезни Ленина. Чем хуже становилось его здоровье, чем меньше влияния он оказывал на политику в стране, тем сильнее формировался миф о нем. Еще при жизни его стали превращать в "безвредную икону", что особенно ярко проявилось в появлении "ленинских уголков". С конца 1923 года на заводах, в школах и других общественных местах выделялась специальная комната, в которой стоял бюст Ленина или висели его портреты. Здесь же можно было познакомиться со сборниками цитат из его выступлений и популярными биографиями, все больше напоминавшие жития христианских святых. Постепенно на место живого человека приходило новое учение – ленинизм. С этого момента вместо полных текстов Ленина стали использовать лишь его цитаты. Выступавший по любому вопросу должен был подобрать нужные изречения из Ильича и на этом основании доказать свою правоту и верность партийной линии. При этом никого не заботило то обстоятельство, что изречения вождя были вырваны из контекста, а в художественных произведениях и воспоминаниях о Ленине полностью исчезли человеческие черты. Еще при жизни вождь превратился в "мумию", похоронить которую было лишь делом времени.

Стоит заметить, что в первые дни после смерти Ленина большевики не могли прийти к единому мнению о судьбе его тела. Лишь в одном советские вожди были схожи – похороны Ильича стали для них политическим событием, а потому родственники Владимира Ульянова сразу были оттеснены на второй план. Впоследствии они жаловались на то, что им не дали спокойно проститься с умершим, зато Сталин, Каменев, Калинин, Бухарин и Зиновьев с первых минут после приезда в горки старались показать свою особую близость к покойному, поскольку это могло стать решающим козырем в их политической борьбе.

23 января тело Ленина перевезли в Москву и установили в Колонном зале Дома Союзов. Первоначально планировалось, что похороны основателя советского государства должны состояться 27 января у Кремлевской стены, но за эти три дня было принято решение, которое не учитывало ни желания самого Ленина, ни просьб его ближайших родственников, хотевших, чтобы Владимир Ульянов был похоронен в могиле рядом со своей матерью. Непосредственно об обстоятельствах похорон вождя и устройстве первого мавзолея мы поговорим в следующей статье, а пока отметим, что решение о сохранении тела Ленина было принято столь внезапно, что о нем не знали даже некоторые большевистские лидеры. 26 января от рабочих Петрограда пришло предложение похоронить Владимира Ульянова в городе на Неве (что соответствовало желанию покойного), но вместо этого Петроград переименовали в Ленинград, а тело Ленина должно было найти последний приют в Москве. В первые же дни после смерти Владимира Ульянова, еще до его похорон, ЦК ВКП(б) сформулировало основные черты нового ленинского культа: "Его физическая смерть не есть смерть его дела. Ленин живет в душе каждого члена нашей партии. Каждый член нашей партии есть частичка Ленина. Вся наша коммунистическая семья есть коллективное воплощение Ленина". В этом официальном траурном документе можно увидеть, что 23 – 24 января 1921 года власть еще не решила сохранять тело вождя, но уже создавала новую религию, в которой Владимиру Ульянову фактически отводилось место Христа – основателя новой пролетарской религии. Оставалось сделать только один шаг для того, чтобы новая вера обрела место, ставшее бы ее главной святыней, и этот шаг был сделан по личной инициативе другого известного большевика Иосифа Сталина. Впрочем об этом мы поговорим в следующей статье.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама