ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Страшнее, чем Бухенвальд". Выставка в Храме Христа Спасителя об антицерковной кампании 1920-х годов

Ольга Богданова :: 21 сентября 2012

В галерее нижнего Храма Христа Спасителя проходит выставка "Non licet vos esse. Не должно вам быть". Это шанс узнать правду о Церкви после 1917 года и о начале гонений, о том, как ловко в прессе подбирали слова, чтобы оклеветать тех, кто верил во Христа, о том, что уже было пережито в наших городах и что ни в коем случае не должно повториться.

– Мама, почему ты плачешь?

В обходной галерее нижнего Храма Христа Спасителя молодая женщина в джинсах и синем платке смотрит документальный фильм о первых антицерковных процессах. На глазах – слезы. Сидящая рядом девушка реагирует на кинохронику молча, периодически покачивая головой и сжимая зубы: "Кто бы мог подумать, что с людьми обошлись так несправедливо, жестоко!".

Экран с фильмом в обходной галерее нижнего Храма Христа Спасителя Экран с фильмом в обходной галерее нижнего Храма Христа Спасителя

В книге отзывов на столике у входа – развернутые и очень эмоциональные записи: "Это страшнее, чем Бухенвальд!", "Не знала, что такое было", "Спасибо за правду!".

Экспозиция небольшая и очень концентрированная – немного документов и фотографий, афиши, копии судебных дел, тексты обращений и воззваний, списки репрессированных в 1922 году московских священников и мирян с краткими сведениями о них, немая кинохроника о взрыве Храма Христа Спасителя, 20-минутный документальный фильм о кампании по изъятию церковного имущества и первых судебных процессах против верующих.

Момент взрыва колокольни Спасо – Аннинского храма. Август 1836 года. Фотокопия Момент взрыва колокольни Спасо – Аннинского храма. Август 1836 года. Фотокопия

Штрихов к "портрету эпохи 20-х" немного – но каждый глубоко ранит сердце и ставит лицом к лицу с ситуацией, которая была в нашей стране в 1920-х годах, когда церковных людей начали гнать, вещи из храмов конфисковывать, а тех, кто не был согласен молчать и противостоял клевете и воровству – вызывать в суд, отправлять в тюрьмы или расстреливать на месте, подчас не давая близким даже возможности похоронить неугодных власти родных.

Страшный "девиз" эпохи, выбранный в качестве названия выставки, – "Не должно вам быть". Таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование, можно сказать, что по тому же принципу в нашей стране стали воспринимать христиан. "Не должно" – и точка. Кажется, вопрос был только в том, как именно церковных людей уничтожить.

Вдоль стен храмовой галереи – стенды с фотографиями и емкими недлинными статьями о том, как проходила антицерковная кампания в Шуе, Петербурге, Москве. Фактически эти тексты – расшифровка документального фильма, который можно посмотреть в самом конце экспозиции.

На выставке

Найдите 20 минут – и попросите любезных и деликатных смотрителей выставки включить Вам это кино. Смотреть видео легче, чем читать, и ни один текст не заменит кадры кинохроники 90-летней давности.

"Голод", "Шуйское дело", "Процесс "московских церковников"", ""Дело" митрополита Вениамина", "Итоги кампании", – в нескольких разделах представлена история начала гонений на Церковь. Эти кадры заставили плакать молодую женщину в синем платке, и не только ее. Вряд ли можно остаться равнодушным, когда тебя ставят перед лицом страшной реальной истории твоей страны и твоей Церкви.

В 20-х годах в стране наступил голод. В августе 1921 года был образован Всецерковный комитет для организации помощи голодающим, который на самом деле собирал существенные средства, но решением правительства комитет был закрыт. Правительство решило забрать церковное имущество и издало Декрет об изъятии церковных ценностей. Целей было две: номинальная – помочь голодающим, более реальная – лишить Церковь возможности помогать и таким образом сделать ее менее привлекательной для людей. Важный момент: изымались в том числе и богослужебные предметы, которые использовались во время совершения Таинств, например, Потиры. Патриарх предлагал возмещать стоимость этих вещей, только бы они оставались в храмах и не подвергались осквернению, но в этом было отказано.

– Что доносится до Вас со всех сторон? – Спрашивали Патриарха Тихона

– Вопли.

Говоря о свободе, церковных людей притесняли, говоря о светлом будущим, отбирали у них имущество. В разных городах вооруженные красноармейцы наталкивались на сопротивление людей – и не считались ни с чем, исполняя распоряжения правительства. В Шуе народ, узнав о готовящемся изъятии имущества, оставался после службы в соборе и около него. Священнику предлагали сказать нечто, чтобы люди ушли, но он отказался: "Я не могу выгонять из храма молящихся". Изымать имущество в такой ситуации было невозможно, и к собору прислали 14 вооруженных красноармейцев. Они открыли стрельбу: сперва – поверх голов людей, потом – по живым людям, своим соотечественникам.

Весной 1922 года в Москве начался первый антицерковный процесс. К ответу привлекли 54 священнослужителя, заседания – как ни странно! – проходили в Политехническом музее. 5 мая в качестве свидетеля был вызван Патриарх Тихон. Увидев вошедшего в зал предстоятеля, многие присутствующие в числе публики встали. Суд вынес 11 смертных приговоров, по прошению Патриарха, которое он адресовал лично Калинину, 6 из них были отменены. Святейший спас жизни шестерым людям, а сам был арестован и полностью изолирован от внешнего мира. По-особенному узнавать эти факты о Патриархе и видеть фотографии тех лет в галерее храма, в котором спустя несколько десятилетий он был прославлен в лике святых.

Справа от киноэкрана – подборка статей из "Известий" от 1922 года по поводу судебного процесса. Какой полный достоинства и внутренней целостности образ видим на экране – а насколько неприглядным персонажем предстает Патриарх в газетной статье. Сравнить свое впечатление, подлинные слова человека (тут же на столе – тексты патриарших обращений к духовенству этого года) и то, каким его пытаются представить в прессе очень любопытно. Ясно видно, как работала пропаганда, какими бесчестными средствами добивались нужного "эффекта" те, кто решил, что Церкви "не должно быть".

В других статьях – информация о различных судебных процессах и событиях, о которых говорится в фильме, но только – опять же – в нужной интерпретации. Защищающие Церковь люди называются, например, "бывшая коммунистка" и "бывший эсер". "Бывший" – стало быть, плохой, слабый, непостоянный, раз отрекся от своих взглядов. Ответы в суде цитируются не полностью, может быть, цитаты вырваны из контекста (прием нам не незнакомый) и дополнены разъяснениями (домыслами?) авторов статей.

Таких примеров на выставке найдется немало, и сегодня они особенно достойны внимания и анализа.

Итоги грандиозной антицерковной были удивительно нелепы. Как сообщается в фильме, у Церкви было изъято имущества на сумму более 5 млн рублей, в то время как сами церковные люди для помощи голодающим собрали около 7 млн. Большая часть церковных предметов – в том числе богослужебных, в том числе редких по красоте и художественному исполнению – были переплавлены. Деньги, полученные в результате кампании, по большей части пошли на оплату самой кампании (печать листовок, афиш, ассигнования пропагандистам и так далее), частично – на поддержание сотрудников правительственного аппарата (их зарплаты в этот период увеличились).

Состоялось около 250 судебных процессов, 10 тысяч человек в 1921-23 годах были репрессированы, каждый пятый – расстрелян.

Церковь оказалась лишена внешнего благообразия, зато многие люди стали осознавать, что для них действительно важно не внешнее, а внутреннее, то, ради чего умер Христос и для чего создал на земле Церковь. На место убитых священников пришли бывшие миряне (прихожане, помощники, сотрудники), которые приняли сан уже после революции (понимая, что это может стоить им жизни). Те, кто не принял сан, образовывали братства, собирались на квартирах, чтобы только сохранить церковный и христианский дух.

Поле арестов священнослужителей большая часть рабочих (на которых делало ставку правительство) из Церкви не ушла.

Еще один горький "итог"кампании – уже не в фильме, а на одном из стендов: фото десятков прекрасных храмов, в подписях к которым рядом с каждым названием стоит короткое слово "разрушен". Мы потеряли живых людей, их знания жизненных опыт, наши города навсегда утратили прекрасные храмы, их красоту и непередаваемую атмосферу молитвы, которая живет в старинных церквах.

Это хороший урок и повод задуматься. А выставка в Храме Христа Спасителя – шанс узнать свою историю и самому оценить, так или нет расставлены акценты в том числе и в нашей сегодняшней жизни.

Экспозиция продлится до 29 сентября 2012 года.

Вход свободный.

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.30. В дни, когда в храме Преображения Господня богослужение начинается в 7.30, экспозиция открыта с 7.30.

Экскурсии проводятся с понедельника по пятницу в 12.00 и 15.00, в субботу и воскресенье – в 10.30, 12.30, 14.30, 16.30 ч.

Возможен заказ экскурсий по телефону: 8-968-764-52-12

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама