ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О плотности огня помолимся

Пущаев Юрий :: 24 сентября 2012

Во время Литургии мы слышим слова: "о властех и воинстве ея Господу помолимся". Этот призыв на великой ектенье вызывает у многих сегодня недоумение: как можно молиться за любую власть? Ведь тут не говорится "о хороших властех помолимся". Молиться надо за всякую власть. Но что, если она несправедлива и коррумпирована? Почему я должен просить Бога за, допустим, "партию жуликов и воров", если я их считаю таковыми?

Семнадцать лет назад террорист Шамиль Басаев со своими боевиками захватил роддом в Буденовске и стал прикрываться роженицами как живым щитом. Власть встала перед ужасной альтернативой: что делать? Штурмовать – нельзя. Не штурмовать – тоже, и последовавший потом десятилетний вал террора тому горькое подтверждение. Когда же все-таки было принято тяжелейшее решение о штурме, оказавшимся неудачным, одна писательница в частности сказала фразу наподобие "мерзавцы, отдавшие приказ о штурме...". Каково это было слышать людям, которым выпал крест принимать решение в той ситуации?

Я вспомнил об этом случае, прочитав колонку Виталия Каплана "По пунктам, или зачем молиться о властях". С очень многим я в ней согласен: с тем, что в молитве за власть предержащих для христианина нет ничего постыдного. Действительно, мы просим Бога о том, как пишет автор, чтобы Он сделал наших правителей лучше с христианской точки зрения, просветил их ума и сердца, оставляя на Его усмотрение, какие пути для Своего воздействия Он изберет и как именно будет их вразумлять в случае необходимости. Также мне нравится мысль о том, что вообще не надо торопиться судить других людей, особенно тех, сведения о которых мы черпаем лишь из СМИ. Сейчас вообще подобный взгляд на людей власти как на людей прежде всего становится, к сожалению, редок.

Однако я не согласен с тем, что мотивы молитвы за власть и воинство исчерпываются подобными общегуманистическими соображениями. По похожим основаниям мы могли бы молиться на великой ектинье, например, и о закоренелых преступниках. Ведь и их тоже нельзя осуждать в конечном счете, поскольку суд над человеком как личностью может вершить только Бог. И им тоже очень нужна помощь свыше, чтобы наконец-то стать лучше и человечнее, чтобы их нравственные принципы перестали отбрасываться в угоду своеобразно понимаемой ими "целесообразности", чтобы они в любых обстоятельствах оставались людьми, стали слушаться голоса совести, не подличали, никого не мучили и не предавали.

Виталий говорит, что мы просим у Бога не повышенной плотности боевого огня или того, чтобы силовые структуры получше финансировались, но того, чтобы люди власти просто стали добрее и умнее, чтобы в их представителях пробудилось нравственное начало (будто мы заранее уверены, что оно в них особенно склонно дремать).

А я вот уверен, что мы просим, просто обязаны просить в частности и о должной плотности огня в бою, и о том, чтобы финансирование у силовых структур было хорошее. Вряд ли призыв помолиться о властях и армии является всего лишь проявлением абстрактного гуманизма, как говорили при Советской власти, когда просто всех любишь и поэтому тебе жалко всех, не взирая на лица. Даже непопулярную ныне власть.

Обратим все же внимание на то, в каком ряду стоят власти и воинство:

О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся...

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся...

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся...

О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся...

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся...

О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся...

И так далее.

То есть, власть и воинство здесь специально выделены и стоят в ряду безусловно положительных лиц, ценностей и обстоятельств: мир всего мира, спасение наших душ, благополучие Церкви, священноначалие и так далее. Да и собственно данный конкретный призыв начинается призывом помолиться о Богохранимой стране нашей, а потом уже упоминаются власти и воинство. Почему так? Да потому, что именно им Господом и вручено хранение нашей страны. Именно власти и воинство (армия и силовые структуры) стоят на страже нашего мира. От их мужества, стойкости и плотности огня в боевых обстоятельствах в частности зависит, сможем ли мы "пожить тихое и безмолвное житие".

Мы привыкли воспринимать власть как что-то подозрительное в принципе: люди власти преимущественно удовлетворяют властный инстинкт, да еще пользуются за это почетом и разными льготами. Мы практически перестали понимать, что это еще и тяжелое и очень ответственное служение – хотя бы потому, что человек власти отвечает не только за себя. Его призвание – обеспечивать общественный порядок. На нем лежит гигантская ответственность. Не будет власти и воинства – не будет и порядка, пусть и плохого.

Сейчас, например, у некоторых людей принято чуть ли не проклинать милицию, она же полиция. Да, она очень даже оставляет желать лучшего. Но, простите, только в состоянии умственного затмения можно говорить "менты это те же бандиты". Или – "они еще хуже бандитов". Я убежден, что поставь автора этой громкой фразы перед реальной альтернативой, с кем ему на деле встретиться на улице в позднее время суток – с бандитами или полицейскими, выбор будет сделан однозначный, отнюдь не в пользу "романтиков с большой дороги".

Я не хочу выглядеть профессиональным апологетом власти и "рабской покорности", хотя мне в принципе все равно, что обо мне подумают в данном случае. Я хочу лишь минимальной умственной трезвости. К тому же так уж вышло, что лично у меня опыт общения с милицией-полицией преимущественно позитивный. Они мне лишь помогали, причем несколько раз. Не знаю, насколько это общезначимо. Понимаю, что говорю лишь о своем опыте. Но другого у меня просто нет.

Призвание человека власти – это взятие на себя ответственности за других. Призвание воина, "представителя силовых структур" – это защита страны и мирных людей. И молиться за них нужно в том числе в знак благодарности за это служение, за готовность к самопожертвованию за нас. И просить Бога, чтобы он помог им, а значит – и нам.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама