ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крест на образовании

Чернухина Юлия :: 24 сентября 2012

Крест на образовании. С 1 сентября 2012 года в школьной программе – новый предмет: "Основы религиозных культур и светской этики". The New Times изучил опыт и последствия религиозного воспитания – в городе Балабаново Калужской области основам православной культуры учат уже почти десять лет

12-3.jpg

Кабинет ОПК в балабановской СОШ № 3

– Куда ты, Красная Шапочка, идешь? – спрашивает Волк в костюме из искусственного меха.

– В храм Божий, Богу помолиться.

– А ты его видела?

– Нет.

– Значит, его и нет! Хватит ерундой заниматься, пошли лучше в клуб на дискотеку, там клево. А то я тебя съем!

– Не съешь, Волк! У меня ангел-хранитель есть!

С такой сценки начинается урок основ православной культуры (ОПК) в одном из младших классов средней общеобразовательной школы № 3 в Балабанове. К доске выходит девочка с бутафорскими крыльями за спиной.

– Так вот же ангел-хранитель стоит! Здравствуй, ангел! А Волк говорит, что тебя и Бога нет! Скажите, дети, а ангел-хранитель есть? – обращается Красная Шапочка к залу.

– Е-е-есть!!!

12-2.jpgЧистая культурология

Балабаново – 30-тысячный городок, три на три километра площадью. Прямо в центре – градообразующее предприятие, спичечный завод "Плитспичпром". От железнодорожной станции до школы № 3 – десять минут пешком мимо единственного в районе одноэтажного продуктового. С одной стороны дороги тянется дощатый забор, с другой – канава и метровой высоты насыпь: чинят водопровод. Где-то далеко жгут листву, трехэтажная школа смотрит окнами на пустырь, на стене ее – выложенный из кирпичей голубок и надпись "Миру – мир!"

Курс ОПК в школе № 3 ввели с 2002 года, сначала в порядке эксперимента, без учебных пособий и программ, а с 2007 года стали преподавать системно – один урок в неделю с 1-го по 8-й класс. Предмет изучают более 200 детей – 45% всех учеников. На занятиях используют учебно-методический комплект Аллы Бородиной. Учебник Бородиной подвергался критике со стороны филологов, правозащитников и даже некоторых священнослужителей, в нем находили "высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни", а движение "За права человека" подавало в Генпрокуратуру иск, назвав пособие "конфессиональной апологией православия". Книга одобрена советом Минобразования и Патриархата, но грифа Минобразования так и не получила.

"Сначала было трудно. Боялись, что не хватит знаний – к одному уроку приходилось неделю готовиться. Траты были большие: много дисков и книг покупали сами. А потом мы прошли курсы повышения квалификации по 144 часа, и сомнения пропали", – рассказывает корреспонденту The New Times руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Наталья Криволуцкая. И учителя со стахановским рвением принялись предмет внедрять. По словам преподавателей, предмет факультативный, но ходить на него еще никто не отказывался. Ученики говорят, что ОПК – урок обязательный. Впрочем, и те и другие от него в восторге.

Наталья Олеговна, небесной доброты женщина, показывает свое любимое детище – кабинет ОПК. В углу – подставка, похожая на аналой, на ней трехкилограммовый "Библейский атлас", на стене – выставка детских рисунков на церковную тему, портрет патриарха, фотографии храмов. Классную доску украшают картина Нестерова "Видение отроку Варфоломею", молитвы и икона Серафима Саровского. "Мы не можем детей заставлять читать молитвы, курс-то у нас культурологический. Но когда мы показали деткам кабинет, губы у них сами начали немного шевелиться, возникла потребность молитвы тихонечко так почитать, они глазки опустили, трепет почувствовался", – радуется Наталья Олеговна чуду ненарочного воцерковления.

От государства за свой труд учителя ОПК получают поощрение: надбавку 500 рублей, а также грамоты, дипломы и благодарственные письма, которых Наталья Криволуцкая имеет уже 14. В прошлом году педагог заняла первое по Калужской области место во Всероссийском конкурсе "За нравственный подвиг учителя", который Минобрнауки проводит совместно с РПЦ. На всероссийских олимпиадах по ОПК школа тоже держит первые места.

"В меня вселился Бог"

В нескольких классах корреспондент The New Times раздает анкеты: простые вопросы о предмете. Наталья Олеговна радостным голосом спрашивает:

– Как вам, детки, нравится ОПК?

– Д-а-а-а-а!!!

Школьники отвечают, что узнали на уроках много полезного: про устройство храма, иконостаса и церковное значение своего имени. "На уроках ОПК у меня происходит что-то неземное внутри моей души. Я чувствую себя свободной и счастливой", "На уроке ОПК у меня такое чувство, что в меня вселился Бог и Иисус Христос", "На уроке ОПК я чувствую себя блаженно", – пишут шестиклассники. Только один мальчик отвечает, что он агностик и на уроках ему скучно.

Те, кто ОПК не изучает, "постигают православную культуру через труд". Учитель Галина Хоменко рассказывает, что ее дети не менее чем раз в месяц ездят в районные храмы, моют там полы, чистят подсвечники и благоустраивают территорию (школа сотрудничает с несколькими монастырями).

"Никто из родителей против введения ОПК не протестовал, – заверяют учителя, – по данным анкетирования, 95% предмет одобряют, а 5% относятся к нему нейтрально". "Только один раз в школу пришли евангелисты (баптисты), долго и критически учебник осматривали, после чего сказали, что их ребенок на этот предмет ходить не будет", – рассказывает преподаватель ОПК Валентина Филина. Потом, правда, евангелисты принесли директору свою программу, сказав: а почему бы не ввести и изучение протестантизма? "Им отказали, у нас же курс приемлем для всех христианских течений, даже мелких, что же это будет, если у нас будут приходить мелкие конфессии, мусульмане будут намаз свой совершать?" – разводит руками Валентина Алексеевна.

Мигранты-мусульмане в Балабанове тоже изучают ОПК. "Сидит у меня узбек – он должен знать историю Российского государства. Он приехал сюда жить и должен вести себя среди нас так, чтобы не оскорблять наше национальное достоинство", – поясняет Филина. Из преподавателей введением нового предмета возмутилась только одна пожилая учительница – атеистка советской закалки. "Когда проводила первые уроки, она такая дерганая была, видно, что ей нехорошо. А потом ничего, смягчилась, – вспоминает Наталья Олеговна, – вообще все как-то подобрели, помягчели, человечнее стали. Уроки ОПК изменили весь школьный уклад. Недавно задумались: а стоит ли проводить День святого Валентина?"

"

Православие лучше, потому что разные там аллахи, сатанисты – в новостях показывали, что люди много погибали из-за этих богов. Вены перерезали, вешались

"

Балабановская школа в окрестностях Калуги такая не одна – вся область является экспериментальной по ОПК. "Мой внук ходит во 2-ю Воротынскую школу. Он хотел выбрать светскую этику, но весь класс выбрал ОПК, поэтому ходит сейчас вынужденно", – рассказывает член Общественной наблюдательной комиссии Калужской области Любовь Мосеева-Элье.

"Нельзя, грешно"

На перемене корреспондент The New Times подходит к 12–13-летним ребятам-семиклассникам. Оставшись без пристального надзора классного руководителя, дети обычно начинают жаловаться на школьные порядки. Здесь – другой случай. "В школе вообще нужно церковное образование", – говорят дети и теперь уже сами ведут в кабинет ОПК. Корреспондент задает им несколько вопросов.

Заслуживают ли наказания девушки из группы Pussy Riot?

Светлана: Ужасный грех! Надо было им лет десять дать! Они слушаются Сатану.

Света вырастет красавицей. Когда она с нажимом выговаривает слово "грех", глаза ее расширяются. В 6-м классе на олимпиаде по ОПК Света набрала больше баллов, чем одиннадцатиклассники.

Вася: Это же Дом Бога! По новостям говорили, что они не только в одном храме – до этого на Успенском соборе на крыше танцевали. Да, говорили еще и такое!

Егор: Это те три дурочки? Им больше надо дать. Зашли бы в полицию и там станцевали. Не, ну это нормально – зайти в храм и станцевать?

А вам не жалко этих девушек? Они же в тюрьме.

Вероника: Не жалко. За свои грехи нужно тоже отвечать. Они себя, своих родителей, всех родных опозорили. Потом Боженька их все равно накажет, например, так, что они родить не смогут.

Вася: Им наказание нужно пожизненное заключение или смертная казнь!

Егор: Да ну, Вась! Ну не настолько же. Это если педофил, тогда пожизненное.

Слышали ли вы о том, что патриарха обвиняют в стяжательстве? Правда ли, что на Церковь начались гонения?

Вася: Это бывает. Сейчас половина патриархов собирают капиталы на церковь, а сами покупают себе машины разные, богатые, телефоны. У нас тут одну церковь восстанавливают уже 500 лет! Там люди по 100 и 40 тыс. отдавали.

Егор: Чтобы не было гонений, надо храмы улучшать, камеры везде поставить!

Вася: Зачем камеры, это будет грех. Лучше патрульные службы, чтобы они ездили и патрулировали территорию у каждого храма. Сейчас в Смоленской области начали рубить кресты...

Егор: В новостях говорили, что бульдозер проехался по нескольким кладбищам.

Вася: У нас женщина в деревне была, она ходила с мешком по кладбищу и собирала все конфеты себе, кто кого помянуть приносил. Со временем она заболела и умерла.

Считаете ли вы, что православие – лучшая религия?

Вася: Лучшая, потому что 70% населения в России – они за православие, остальные – языческие всякие. Нам говорят: будьте за православие – Бог единый. А им говорят – Бог в разных лицах.

Егор: Ну, вот еще в других религиях там всякие жертвоприношения, людей каких-то, барашков надо убивать. Ни фига себе, если ты кого-то убьешь, это хорошо? Это не так приятно. А в православии – это просто верь в Бога и читай молитвы.

Вася: Православие лучше, потому что разные там аллахи, сатанисты – в новостях показывали, что люди много погибали из-за этих богов. Вены перерезали, вешались. А в православии Бог сам судья, вот сделал что-то плохое, покайся Богу, и Бог тебя простит!

12-4.jpg

Есть ли у вас в классе неверующие?

Вася: Был Артем, он был буддистом, и его родители были буддистами, но он, как обычно, себя вел, воровал деньги у родителей.

Егор: Буддисты – это те, которые в бога-солнце верят.

Вася: Цыгане тоже слишком много выпендреживаются. Вымогали деньги у моего брата.

Маша: Нам учительница говорила, что они еще больше нас верующие! Они еще лучше пост держат.

Вася: Это цыгане-то верующие? Вы издеваетесь?

Дети присаживаются на парту, и тут Маша говорит, что сидеть на парте – грех. Все автоматически вскакивают. В коридоре слышны шаги. Ребята хватают ключ и, хихикая, запираются в кабинете.

А что еще грешно?

Света: У нас у всех есть грех от рождения, от Адама и Евы.

Маша: Искажения лица – грех, красишься – это искажаешь.

Откуда вы знаете про искажение лица?

Маша: Это учительница по ОПК! Она иногда сама красится и потом говорит: "Ой, я грешна!"

Вася: Да, видите морду вот эту! Ее на уроках отправляют в туалет, чтобы она потом смыла это. Она и курит!

Вася показывает на Зою – девочку, которая выглядит старше всех в классе. Она действительно пользуется косметикой. Зоя делает возмущенное лицо и отвешивает Васе ногой по "пятой точке".

А на дискотеку ходить грешно?

Вася: Если такая дискотека, когда девчонки догола раздеваются, то грешно. А можно, когда ты просто радостный, приходишь домой не под утро в 6 часов, а часа в 4.

Ребята забывают о православии и начинают жаловаться, что дискотеки в школе только раз в год, потому что учительница у них "бабуська называется". Рассказывают, что любят "дабстеп, рэп, тектоник", а не как раньше: "Белые розы" были всякие".

И только Света, не слушая остальных, продолжает: "Я еще на Пасху была на литургии, когда шла, замерзла очень, а в храме сразу согрелась, а потом попросила Боженьку, чтобы он мне дал силы постоять".

В дверь грозно стучат, снаружи кто-то дергает за ручку, ребята замирают.

Русь экзистенциальная

Неужели совсем никто не протестует против введения ОПК? "Прежде чем начать курс, мы показываем учебники родителям, они их изучают и только после этого принимают решение на курс идти, – говорит Валентина Филина. – Это в столице все свою образованность показывают именно тем, что начинают выступать и рассуждать против того, чего не знают".

Район, в котором располагается 3-я школа, отрезан от центральной части Балабанова железной дорогой. Детские площадки здесь заросли сорняками, из них выглядывают железные опоры бывших качелей, дороги разрыты.

"Я хочу воспитать настоящего человека. Я делала акцент на любовь, на доброту и честность, – рассуждает Наталья Криволуцкая. – Иногда мне говорят, что мы ничего не добились: дети все равно на переменках балуются. Я отвечаю, что результат будет лет через 10–15, когда они приведут к нам своих детей".

На лавочке за школой сидит компания, пьют пиво. Аня – девушка с накладными ресницами и в обтягивающих лосинах – ссорится с парнем: "Ну подумай, что ты сказал не так. За такое бы на зоне опустили". Парня потряхивает. Абстинентный синдром. Аня говорит, что она верующая, но "все мы не без греха".

Их друг, 32-летний Иван, тоже верующий. Год назад вышел из тюрьмы: отсидел пять лет за разбой. По Балабанову Иван ездит на квадроцикле, знает всех и здоровается с каждой бабушкой. "У него в голове что-то переклинивает, и он раз в час объезжает всю Московскую улицу – типа смотрящий здесь. Даже будильник заводит", – объясняет еще один парень из компании, Леша. "Я вам все расскажу, как есть. В 1998 году здесь был героиновый бум. Мы после Белгорода второе место с Обнинском делили. Кто под эту волну попал из молодежи, мало кто остался жив. Долго не могли справиться, создали отдел по борьбе с наркотиками. Героиновых пересажали, сейчас на амфетамин и таблетки пересели. А еще видите бараки? Тут 101-й километр был. Когда в Москве в 1980-м проходила Олимпиада, сюда выслали всех зэков. Понимаете, какой контингент?" Парень поднимает рукав футболки, показывает татуировку с колоколами. И продолжает: "В Москву уезжают, но многие возвращаются. Там работать надо. Я пока в тюрьме сидел, человек десять моих одноклассников спились. Вышел из тюрьмы, а они у меня деньги таскают, ну как так?"

Звонит будильник, Иван вручает мне свое мороженое и седлает квадроцикл: "Вот поэтому и вводят православие. Такое дно, падать некуда. Яма, глубже нет".

Из окна на пятом этаже свешивается женщина с двойным подбородком и кричит, чтобы компания уходила. Две девочки играют в волейбол – перекидывают мяч через сушилку для белья. От СОШ № 3 отъезжает автобус ПАЗ-672 (выпуск таких закончился в восьмидесятые) – школьников везут помогать с уборкой в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

Можно ли не изучать основы православной культуры?

Новый обязательный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) изучается в 4–5 классах и состоит из шести "модулей". Каждый родитель вправе выбрать для своего ребенка один из них – основы светской этики, основы мировых религиозных культур, основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры. По данным Министерства образования и науки РФ, по стране в целом основы светской этики выбирают 42,7% родителей, основы православной культуры – 31,7%, основы мировых религиозных культур – 21,2%, основы исламской культуры – 4% (остальные варианты – в пределах статистической погрешности).

Как подтвердили The New Times директора и преподаватели нескольких школ Останкинского, Измайловского и Тверского районов Москвы, большинство школ не могут обеспечить выборность "модулей" (не хватает педагогов и часов), поэтому "на практике проблема решается так: весь класс изучает то, за что на родительском собрании проголосовало большинство".

Из трех существующих учебников ОПК два – диакона Кураева и Костюковой, Воскресенского, Савченко – рекомендованы приказом Минобрнауки, один – Бородиной – одобрения министерства не получил.

Источник: The New Times

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама