ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О наших "слепых пятнах"

Виталий Каплан :: 28 сентября 2012

Недавно подкинули мне ссылку на любопытное мнение о книге архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые". Рецензию эту написал человек неверующий, но, судя по его манере излагать мысли – образованный и незашореный.

Его мнение по поводу книги довольно спорное, хотя и не без рационального зерна. Но я сейчас не об этом. Книга отца Тихона оказалась для Артема лишь инфоповодом поговорить об особенностях полемики между верующими и атеистами. Причем особо сосредотачивается именно на атеистической стороне. "То, что ангелы и бесы для верующего это часть той самой объективной реальности, которая нам дана в ощущениях, напрочь игнорируется; у наших самоназванных атеистов, по-моему, консенсусом является то мнение, что верующие придумывают ангелов и бесов только для того, чтобы атеистов позлить или хотя бы повеселить, а на самом-то деле им, верующим, нужно только сделать небольшое усилие (которого они не делают исключительно из лени и зловредности), чтобы убедиться, что никаких ангелов и бесов нетути" – пишет он.

И он совершенно прав. То, о чем он говорит, часто называют "слепым пятном" (метафорически используя понятие из физиологии, где "слепым пятном" называют небольшую область пространства вблизи от наших глаз, возле носа – на попадающих туда предметах глаза сфокусироваться неспособны). "Слепые пятна" бывают и в человеческом мышлении. И "слепые пятна" атеистов автор описывает абсолютно точно.

Но не только у атеистов есть "слепые пятна". Имеются они и у нас, верующих, и зачастую наличие таких пятен сказывается в наших спорах на религиозную тему. Мы тоже далеко не всегда способны понять и представить, как смотрит на вещи наш оппонент. Причем здесь не спасает и собственный опыт пребывания в атеизме (у кого из нас он вообще есть). Потому что опыт опыту рознь.

Чего далеко ходить, приведу в пример себя. Я тоже был атеистом и потому, казалось бы, должен насквозь видеть мышление тех, с кем полемизирую. Но атеистом я был давно, в советские годы. Атеизм мой происходил из окружающих меня проявлений атеизма государственного (книжки, фильмы, стенды "наглядной агитации" и т.п.), плюс к тому отсутствие какого-либо интереса к религии в семье. Годам к шестнадцати атеизм мой дал трещину, а к окончанию школы уже и обвалился (хотя и верующим в строгом смысле этого слова я тогда еще не стал).

То есть я не прочувствовал на своей шкуре, как становятся атеистом в верующей семье – а немало нынешних молодых людей, рожденных на рубеже 80-90 годов прошлого века, в детстве подверглись жесточайшему "воцерковлению" со стороны своих родителей-неофитов. Как следствие – подростковый бунт, уход из Церкви, потребность уверить себя, что поступил правильно, и в итоге – сознательный атеизм и/или антиклерикализм. А ведь это не разовые случаи, это целая тенденция.

Или, например, мне трудно представить атеизм немолодого уже человека, который массу всего прочитал, обдумал, у которого огромный жизненный опыт, который сейчас позиционирует себя в качестве атеиста не просто по инерции, а совершенно сознательно, как итог своей духовной эволюции. С чем я это сопоставлю? Со своим советским детством?

А часто ли я задумываюсь об этом своем непонимании?

Понятно, что будь я святым старцем, которому Господь дал благодать прозорливости, то и сердце, и ум оппонента были бы для меня как на ладони, и я видел бы, чего он в моих словах не улавливает, где и почему происходит затык, и как этот затык устранить. Но я не святой старец, а обычный грешный человек, "слепое пятно" у меня есть и порой действительно мешает в общении.

А хуже всего, когда разговор поворачивается так, что друг с другом сталкиваются наши "пятна". Он не понимает меня, я при этом не понимаю его, начинается спор слепого с глухим. Мне кажется, что моя аргументация предельно убедительна, предельно прозрачна, что только последний идиот не способен ее понять и принять. Собеседнику же, напротив, кажется, что он говорит очевиднейшие вещи и раз я их не принимаю – значит, или туплю, или банально вру.

Никто меж тем не тупит и не врет. Просто мы переоценили свою способность понять другого. Почему переоценили? Вполне возможно, из-за того, что вообще о "слепых пятнах" не задумывались, ни о своих, ни о чужих.

Кстати, именно в таких ситуациях чаще всего и происходят "оскорбления чувств". Мы можем услышать что-то совершенно омерзительное для нас, и тут же делаем вывод, что собеседник специально захотел сделать нам больно, прекрасно зная наши болевые точки. Собеседник же в недоумении: "а че я такого сказал-то?". Наше возмущение кажется ему идиотизмом и проявлением агрессии. Потому что не понимает. А мы так злимся именно потому, что не понимаем, что он не понимает. А далее воронка скандала всё раскручивается и раскручивается...

Но все-таки у нас, христиан, здесь есть преимущество. А именно – трезвение и смирение, к которым мы вообще-то призваны. Мы должны понимать, что природа наша искажена грехом, а значит, мы неспособны глубоко видеть ни себя, ни других. Мы постоянно должны делать на это поправку.

А главное, что помогает нам преодолевать нашу ограниченность (и в том числе – "слепые пятна") – это христианская любовь. Та самая, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла... (см. 1 Кор. 13:4-8). Если это есть, то и "слепые пятна" не становятся непреодолимым препятствием. А если этого нет – тогда незачем и кидаться в спор.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама