Недавно подкинули мне ссылку на любопытное мнение о книге архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые". Рецензию эту написал человек неверующий, но, судя по его манере излагать мысли образованный и незашореный.
Его мнение по поводу книги довольно спорное, хотя и не без рационального зерна. Но я сейчас не об этом. Книга отца Тихона оказалась для Артема лишь инфоповодом поговорить об особенностях полемики между верующими и атеистами. Причем особо сосредотачивается именно на атеистической стороне. "То, что ангелы и бесы для верующего это часть той самой объективной реальности, которая нам дана в ощущениях, напрочь игнорируется; у наших самоназванных атеистов, по-моему, консенсусом является то мнение, что верующие придумывают ангелов и бесов только для того, чтобы атеистов позлить или хотя бы повеселить, а на самом-то деле им, верующим, нужно только сделать небольшое усилие (которого они не делают исключительно из лени и зловредности), чтобы убедиться, что никаких ангелов и бесов нетути" пишет он.
И он совершенно прав. То, о чем он говорит, часто называют "слепым пятном" (метафорически используя понятие из физиологии, где "слепым пятном" называют небольшую область пространства вблизи от наших глаз, возле носа на попадающих туда предметах глаза сфокусироваться неспособны). "Слепые пятна" бывают и в человеческом мышлении. И "слепые пятна" атеистов автор описывает абсолютно точно.
Но не только у атеистов есть "слепые пятна". Имеются они и у нас, верующих, и зачастую наличие таких пятен сказывается в наших спорах на религиозную тему. Мы тоже далеко не всегда способны понять и представить, как смотрит на вещи наш оппонент. Причем здесь не спасает и собственный опыт пребывания в атеизме (у кого из нас он вообще есть). Потому что опыт опыту рознь.
Чего далеко ходить, приведу в пример себя. Я тоже был атеистом и потому, казалось бы, должен насквозь видеть мышление тех, с кем полемизирую. Но атеистом я был давно, в советские годы. Атеизм мой происходил из окружающих меня проявлений атеизма государственного (книжки, фильмы, стенды "наглядной агитации" и т.п.), плюс к тому отсутствие какого-либо интереса к религии в семье. Годам к шестнадцати атеизм мой дал трещину, а к окончанию школы уже и обвалился (хотя и верующим в строгом смысле этого слова я тогда еще не стал).
То есть я не прочувствовал на своей шкуре, как становятся атеистом в верующей семье а немало нынешних молодых людей, рожденных на рубеже 80-90 годов прошлого века, в детстве подверглись жесточайшему "воцерковлению" со стороны своих родителей-неофитов. Как следствие подростковый бунт, уход из Церкви, потребность уверить себя, что поступил правильно, и в итоге сознательный атеизм и/или антиклерикализм. А ведь это не разовые случаи, это целая тенденция.
Или, например, мне трудно представить атеизм немолодого уже человека, который массу всего прочитал, обдумал, у которого огромный жизненный опыт, который сейчас позиционирует себя в качестве атеиста не просто по инерции, а совершенно сознательно, как итог своей духовной эволюции. С чем я это сопоставлю? Со своим советским детством?
А часто ли я задумываюсь об этом своем непонимании?
Понятно, что будь я святым старцем, которому Господь дал благодать прозорливости, то и сердце, и ум оппонента были бы для меня как на ладони, и я видел бы, чего он в моих словах не улавливает, где и почему происходит затык, и как этот затык устранить. Но я не святой старец, а обычный грешный человек, "слепое пятно" у меня есть и порой действительно мешает в общении.
А хуже всего, когда разговор поворачивается так, что друг с другом сталкиваются наши "пятна". Он не понимает меня, я при этом не понимаю его, начинается спор слепого с глухим. Мне кажется, что моя аргументация предельно убедительна, предельно прозрачна, что только последний идиот не способен ее понять и принять. Собеседнику же, напротив, кажется, что он говорит очевиднейшие вещи и раз я их не принимаю значит, или туплю, или банально вру.
Никто меж тем не тупит и не врет. Просто мы переоценили свою способность понять другого. Почему переоценили? Вполне возможно, из-за того, что вообще о "слепых пятнах" не задумывались, ни о своих, ни о чужих.
Кстати, именно в таких ситуациях чаще всего и происходят "оскорбления чувств". Мы можем услышать что-то совершенно омерзительное для нас, и тут же делаем вывод, что собеседник специально захотел сделать нам больно, прекрасно зная наши болевые точки. Собеседник же в недоумении: "а че я такого сказал-то?". Наше возмущение кажется ему идиотизмом и проявлением агрессии. Потому что не понимает. А мы так злимся именно потому, что не понимаем, что он не понимает. А далее воронка скандала всё раскручивается и раскручивается...
Но все-таки у нас, христиан, здесь есть преимущество. А именно трезвение и смирение, к которым мы вообще-то призваны. Мы должны понимать, что природа наша искажена грехом, а значит, мы неспособны глубоко видеть ни себя, ни других. Мы постоянно должны делать на это поправку.
А главное, что помогает нам преодолевать нашу ограниченность (и в том числе "слепые пятна") это христианская любовь. Та самая, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла... (см. 1 Кор. 13:4-8). Если это есть, то и "слепые пятна" не становятся непреодолимым препятствием. А если этого нет тогда незачем и кидаться в спор.
Источник: Фома