ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Защита от оскорблений религиозных чувств – обязанность государства

Протоиерей Всеволод Чаплин :: 01 октября 2012

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин – о позиции РПЦ относительно возможных изменений в статье закона об оскорблении чувств верующих


– Отец Всеволод, как православные верующие могли бы в рамках закона защищать себя от оскорблений по религиозному признаку? Иногда приходится слышать, что это, мол, не по-евангельски...

– На эту тему я проводил слушания в Общественной палате, потом в Государственной думе, в том числе и с экспертами, представляющими разные религиозные общины. В обществе сложился достаточно широкий консенсус. Фактически все говорят о том, что существующее наказание в виде штрафа в 1000 рублей за оскорбление чувств верующих и почитаемых ими предметов явно не достаточно. Могут быть споры относительно вариантов изменений в законе, но то, что эти изменения нужны, совершенно очевидно.

Оскорбление религиозных чувств – это общественно опасное деяние. Оно способно противопоставить друг другу большие массы людей. Не случайно именно из-за таких действий нередко начинались крупные конфликты и даже войны. И сегодня война против религиозных и иных символов вызывает серьезные беспорядки в разных регионах мира. Я имею в виду осквернение храмов, спиливание крестов, рисование свастик на синагогах, надругательство над национальными флагами, и наконец, посягательство на посольства, которые, как и храмы, всегда считались особо неприкосновенными.

Все эти действия имеют целью возбудить ответную ненависть и столкнуть людей друг с другом. Когда ты посягаешь на символ, значимый для той или иной общественной группы – будь то группа граждан государства или группа верующих определенной религии либо конфессии, – ты посягаешь на саму эту группу. Пытаешься поставить ее в униженное подчиненное положение, декларируя свою якобы существующую власть над ней. Это вызывает жесткую отрицательную реакцию людей, которой в некоторых случаях провокаторы специально пытаются добиться.

– Нам иногда говорят, что государство должно защищать только человека, но не символы.

– Такие рассуждения лукавы. Мы, знаем что государства, как правило, очень жестко защищают и символические ценности, в том числе значимые для неверующих людей: государственные флаги, могилы, памятники культуры. Верующие имеют не меньше прав на защиту того, что им предельно дорого. Иногда дороже, чем жизнь. Религиозность в условиях равенства мировоззрений не может и не должна считаться мировоззрением второго сорта. Ее символы не менее важны для верующих людей, чем для агностиков и атеистов чье-то доброе имя или чья-то могила. Поэтому на разных площадках мы говорили о том, что государство не только имеет право, но и обязано защищать религиозные ценности, символы, книги, предметы. Поэтому свобода слова, творчества и самовыражения не должна простираться за пределы сохранности этих символов. Эта свобода имеет нравственные границы, которые, между прочим, прописаны во Всеобщей декларации прав человека и в других международно-правовых документах. Долг общества и власти эти границы устанавливать и поддерживать.

Мы знаем, что примирение с грехом (а осквернение святынь – это, безусловно, грех) не только не укоренено в Евангелии, но и прямо противоречит ему. Если бы Господь благосклонно или безразлично воспринимал грех, Он бы не говорил: "Мне отмщение и аз воздам". Он бы не говорил грешникам: "Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и всем ангелам его". Он бы не говорил недвусмысленно и ясно о Своем суде. Грех исцеляется только покаянием и исправлением человека. Бог не приемлет грех и воздает за него, если покаяния нет.

– В том числе через земное правосудие?

– Господь дал людям власть сдерживать зло в мире. А кощунство – безусловное зло. Недавно святейший патриарх Кирилл выступал в МГУ и вспомнил слова святого апостола Павла о том, что начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отпуститель наказания делающему зло. Согласно Социальной концепции Русской Православной Церкви, нравственный смысл существования государства как раз и заключается в ограничении зла и поддержке добра. Поэтому вся православная традиция безусловно и однозначно настаивает на ограничении зла силой закона и власти. Силой противодействия со стороны благонамеренных людей. Так что для христианина ограничение греха, нарушающего Божеский и человеческий закон, является не только позволительной вещью, но и долгом. Есть разные виды греха. Некоторые из них не подлежат общественному регулированию. Но многие грехи одновременно являются преступлениями, и в случае оскорбления религиозных чувств должны действовать Закон и общественная воля.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама