Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин о позиции РПЦ относительно возможных изменений в статье закона об оскорблении чувств верующих
Отец Всеволод, как православные верующие могли бы в рамках закона защищать себя от оскорблений по религиозному признаку? Иногда приходится слышать, что это, мол, не по-евангельски...
На эту тему я проводил слушания в Общественной палате, потом в Государственной думе, в том числе и с экспертами, представляющими разные религиозные общины. В обществе сложился достаточно широкий консенсус. Фактически все говорят о том, что существующее наказание в виде штрафа в 1000 рублей за оскорбление чувств верующих и почитаемых ими предметов явно не достаточно. Могут быть споры относительно вариантов изменений в законе, но то, что эти изменения нужны, совершенно очевидно.
Оскорбление религиозных чувств – это общественно опасное деяние. Оно способно противопоставить друг другу большие массы людей. Не случайно именно из-за таких действий нередко начинались крупные конфликты и даже войны. И сегодня война против религиозных и иных символов вызывает серьезные беспорядки в разных регионах мира. Я имею в виду осквернение храмов, спиливание крестов, рисование свастик на синагогах, надругательство над национальными флагами, и наконец, посягательство на посольства, которые, как и храмы, всегда считались особо неприкосновенными.
Все эти действия имеют целью возбудить ответную ненависть и столкнуть людей друг с другом. Когда ты посягаешь на символ, значимый для той или иной общественной группы будь то группа граждан государства или группа верующих определенной религии либо конфессии, ты посягаешь на саму эту группу. Пытаешься поставить ее в униженное подчиненное положение, декларируя свою якобы существующую власть над ней. Это вызывает жесткую отрицательную реакцию людей, которой в некоторых случаях провокаторы специально пытаются добиться.
Нам иногда говорят, что государство должно защищать только человека, но не символы.
Такие рассуждения лукавы. Мы, знаем что государства, как правило, очень жестко защищают и символические ценности, в том числе значимые для неверующих людей: государственные флаги, могилы, памятники культуры. Верующие имеют не меньше прав на защиту того, что им предельно дорого. Иногда дороже, чем жизнь. Религиозность в условиях равенства мировоззрений не может и не должна считаться мировоззрением второго сорта. Ее символы не менее важны для верующих людей, чем для агностиков и атеистов чье-то доброе имя или чья-то могила. Поэтому на разных площадках мы говорили о том, что государство не только имеет право, но и обязано защищать религиозные ценности, символы, книги, предметы. Поэтому свобода слова, творчества и самовыражения не должна простираться за пределы сохранности этих символов. Эта свобода имеет нравственные границы, которые, между прочим, прописаны во Всеобщей декларации прав человека и в других международно-правовых документах. Долг общества и власти эти границы устанавливать и поддерживать.
Мы знаем, что примирение с грехом (а осквернение святынь – это, безусловно, грех) не только не укоренено в Евангелии, но и прямо противоречит ему. Если бы Господь благосклонно или безразлично воспринимал грех, Он бы не говорил: "Мне отмщение и аз воздам". Он бы не говорил грешникам: "Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и всем ангелам его". Он бы не говорил недвусмысленно и ясно о Своем суде. Грех исцеляется только покаянием и исправлением человека. Бог не приемлет грех и воздает за него, если покаяния нет.
В том числе через земное правосудие?
Господь дал людям власть сдерживать зло в мире. А кощунство – безусловное зло. Недавно святейший патриарх Кирилл выступал в МГУ и вспомнил слова святого апостола Павла о том, что начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отпуститель наказания делающему зло. Согласно Социальной концепции Русской Православной Церкви, нравственный смысл существования государства как раз и заключается в ограничении зла и поддержке добра. Поэтому вся православная традиция безусловно и однозначно настаивает на ограничении зла силой закона и власти. Силой противодействия со стороны благонамеренных людей. Так что для христианина ограничение греха, нарушающего Божеский и человеческий закон, является не только позволительной вещью, но и долгом. Есть разные виды греха. Некоторые из них не подлежат общественному регулированию. Но многие грехи одновременно являются преступлениями, и в случае оскорбления религиозных чувств должны действовать Закон и общественная воля.