ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Выступление на XVI Всемирном Русском Народном Соборе

"Единственный элемент российской идентичности, который пережил все исторические катаклизмы и остается сегодня в силе – это элемент православный"

Сергей Миронов :: 01 октября 2012

Уважаемые участники и гости XVI Всемирного Русского Народного Собора!

Тема сегодняшней нашей встречи: "Рубежи истории – рубежи России". Сегодня на наших глазах мы с вами, граждане России, и творим историю. Мы можем укрепить нашу Родину и передать её грядущим поколениям, процветающей и великой. Но мы же с вами собственными руками можем ее развалить и порушить. Вирус разрушения сегодня пытается овладеть нашими умами и сердцами. Ту агрессию против Русской Православной Церкви, которую мы наблюдали последнее время в средствах массовой информации, иначе, чем "вирусом разрушения" я назвать не могу.

Что такое православие с точки зрения истории? Я не беру сейчас специально религиозную, духовную составляющую. Я не имею на это права. Но я хочу сказать сейчас о православии как гражданин, как политик, и в то же время, как крещеный православный человек. Что такое православие с точки зрения истории? Это невидимые скрепы идентичности нашего народа. Те невидимые скрепы, которые не дают никогда и не дадут в будущем распасться нашему народу на атомы.

Волею истории наша страна несколько раз шла по пути отрицания собственной идентичности. Вспомним, сначала Пётр I разрушил "византийскую" идентичность и начал строить европейскую империю. И построил. Потом Ленин разрушил петровскую имперско-европейскую идентичность и начал строить советскую. Потом Горбачев и Ельцин разрушили советскую идентичность. Спрашивается, а как наш народ всё это пережил? Где он черпал силу свою, в чем он видел продолжение нашей великой Родины, самого существования нашего великого народа и нашей великой Родины? За счет каких сил, каких ресурсов, какой энергии он все это пережил? Единственный элемент российской идентичности, который пережил все исторические катаклизмы и остается сегодня в силе – это элемент православный. Именно этот элемент и является сегодня той единственной скрепой, которая сохраняет в целости наш народ.

И именно поэтому сегодня методично, цинично, с очень, не побоюсь этого слова, зверскими усилиями, бьют именно по этому элементу, понимая – это та последняя, единственная скрепа, которая стояла, стоит и стоять будет на пути хаоса и разрушения идентичности нашего великого русского народа.

То же самое можно сказать о всех наших четырёх традиционных религиях. На них зиждется стабильность всего нашего государства российского. Это необходимо учитывать всем, кто сегодня занимается проблемами межнациональных отношений в России. Наша задача – сохранить все народы, которые живут в России. И сегодня с этой трибуны в очередной раз, на протяжении уже десятилетия, не устаю повторять вновь и вновь: неправильно, не по-государственному, неразумно, когда в нашем многонациональном государстве нет ни одного органа исполнительной власти, который занимался бы формированием национальной и межнациональной политики и проведением ее в жизнь. Это неразумно и это большая ошибка. И сегодня, я считаю необходимым добиваться создания этого органа. Необязательно называть это министерством, и уж тем более необязательно учитывать тот печальный опыт министерства по делам национальностей, который почему-то занимался Северным завозом. Северным завозом должно заниматься министерство экономики или министерство регионального развития. А министерство, либо агентство, либо служба, как угодно, дело не в названии, но это должен быть орган исполнительной власти, который, еще раз повторю, должен заниматься формированием национальной и межнациональной политики в нашем многонациональном, межконфессиональном государстве. Основой работы такого будущего органа исполнительной власти должен быть федеральный конституционный закон, который должен называться "О государственной национальной политике". В первой статье этого закона нужно наконец-то написать то, что давным-давно является свершившимся фактом: русские являются государствообразующим народом.

И здесь нет никакого умаления любого другого народа, других национальностей. Потому, что само название нашего государства – "Россия", "Российская Федерация". Государственный язык – русский язык. 80 процентов граждан нашей страны – русские. Здесь, с этой трибуны, говорили о том, что русские в свою многонациональную семью приняли многие народы. Как говорила императрица Екатерина, единственная страна в мире до сих пор, которая сколько народов приняла, столько и сохранила. Потому, что основой нашего государства является великодушный, гостеприимный и справедливый русский народ.

Так вот я утверждаю, что необходимо создавать такой орган и работать над законопроектом. Скажу, что я работаю над таким законопроектом и буду признателен всем членам Всемирного Русского Народного Собора за любые идеи и предложения по разработке очень нужного федерального конституционного закона.

Еще хочу сказать об одном. Мы с вами помним, что Евангелие от Иоанна начинается фразой: "В начале было Слово...". И это действительно не только духовная основа. У нас на Руси всегда от слова очень многое зависело. У нас есть федеральный конституционный закон о наших национальных символах. Любое государство, и Россия не исключение, имеет свой флаг, имеет свой гимн, имеет свой герб. Но очень многие государства мира, я могу сказать, что практически все, подавляющее большинство государств мира, имеют и свой национальный девиз. Такой девиз был когда-то и в царской России. Мы прекрасно помним, это: "Православие, самодержавие, народность". Был девиз и в Советском Союзе: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Почему же мы 20 лет живем и почему же мы не имеем общегосударственного, национального девиза? Я призываю: может быть, как раз Всемирный Русский Народный Собор станет инициатором создания некого оргкомитета? Необходимо объявить, не побоюсь этого слова, конкурс. Наш народ творческий, наш народ талантливый. И пускай сначала рождаются идеи, а потом мы проведем всероссийский референдум и добьемся принятия поправки в федеральный конституционный закон о символах и утвердим общероссийский, общегосударственный девиз.

Недавно я беседовал с интересными людьми, специально не буду называть фамилии, но могу сказать, что это не моя идея. В качестве возможного варианта, человек предложил и мне, не скрою, понравилось... Понятно, что это один из вариантов... Он предложил, как он сказал, три "Д". Это "Духовность, Державность, Достоинство". Еще раз хочу сказать, не претендуя, естественно, на какие-то окончательные выводы, что в этом направлении нужно нам всем обязательно хорошо подумать.

Сегодня Церковь является традиционной хранительницей общественной морали. В отсутствии авторитета Церкви и религиозных убеждений, общество лишается необходимого морального камертона. Оно начинает терять иммунитет по отношению к деструктивным явлениям: экстремизму, социальной и национальной нетерпимости. Кроме того, общество, в котором перестают действовать негласные моральные договоренности, рано или поздно утрачивает свое единство.

Всё это накладывает особую ответственность и на нас – мирян, и на духовенство. Негоже священникам напиваться до положения риз, садиться пьяным за руль, и это становится достоянием общественности. Но также негоже тем чиновникам и тем государевым людям, которые причисляют себя к православным политикам, заниматься обиранием собственного народа и принятием антинародных законов. И здесь должны быть взаимная ответственность перед нашим народом, перед нашей страной.

У меня возникает ощущение, что в последние месяцы людей православных взглядов усиленно стараются столкнуть с государством и противопоставить общественным интересам. На Церковь, традиционно дистанцирующуюся от политики, занимающую позицию общественного миротворца, на членов общин и приходов оказывается сильнейшее информационное давление. Доходит до прямых оскорблений религиозных чувств православных верующих.

Меня тревожат попытки вбить клин между Церковью и обществом, между Церковью и государством. Более того, отдельные лица, объявленные в розыск российским правосудием и находящиеся вне пределов России, писали письма Патриарху, в которых рекомендовали ему публично вмешаться в предвыборную кампанию и повлиять на её исход. Церковь уходит от политики, а ее не мытьём, так катаньем пытаются туда затащить.

В России уровень восприятия проблемы церковного влияния в обществе до сих пор крайне неудовлетворителен. Сама проблема вызывает порой не вполне адекватную реакцию в ряде средств массовой информации, проповедующих высокомерное презрение к любым традиционным ценностям. Культурная и социальная роль православной традиции игнорируется, вопрос об универсальных православных ценностях упорно увязывается якобы с узкими церковными интересами. Но даже во времена советского принудительного атеизма этические принципы христианской общинности не были изжиты в нашей стране. И даже больше. Под лозунги о "перековке" и воспитании "нового человека", эти принципы, хоть и под другими названиями, нередко использовались для целей общественного строительства. Из традиции был взят тот минимум, без которого моральные скрепы, соединяющие общество, неизбежно распадаются, вопреки любому политическому контролю.

Кстати, о контроле. Двадцать лет назад наша Русская Православная Церковь обрела истинную свободу. Впервые за последние 300 лет. Ведь несмотря на все различия "романовского" периода и советского, Церковь всё это время находилась под государственным гнётом. Вспомните и перечитайте хотя бы роман Николая Семёновича Лескова "Соборяне" о жизни простого сельского священника отца Савелия Туберозова. И многое станет понятным. Мне помнится, как в середине 80-х я слушал на каком-то, как тогда говорили, "вражьем голосе" зарубежном радиостанции, я слышал запись публичной лекции тогдашнего архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла, где он как раз рассказывал и об этом романе. Это была его публичная лекция о нашем великом русском писателе Николае Лескове.

При советской власти церковную жизнь контролировал Совет по делам религий, который вмешивался в жизнь Церкви и пытался её разрушить. Не буду углубляться, все вы хорошо это помнят, а многие, может быть, и хорошо знают.

И вот не так давно, современный общественный деятель, политик, каковым он пытается стать, Михаил Прохоров предлагает создать в России некий "Религиозный кодекс", в котором будут прописаны правила поведения для верующих. Это ни что иное, как попытка вернуться к советской модели отношений Церкви и государства, при которой государство будет опять контролировать религиозную жизнь своих граждан. Считаю, этого нельзя допускать. Должен сказать, что мы категорически будем против этого возражать, будем этому сопротивляться. Может быть, кто-то скажет, что это был просто пиар? Очередное развлечение? Но такими вещами не шутят. Здесь, Россия, а не Куршевель, господин Прохоров!

В заключение хотел бы напомнить, что граждане России, как православные, так и представители других традиционных религий должны быть надежно защищены от нетерпимости по отношению к ним. И мы этого будем всеми законными способами добиваться! Желаю XVI Всемирному Русскому Народному Собору успешной работы и позитивных изменений в нашей общей русской жизни. Спасибо!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама