ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чему учат наших детей на уроках религии. С 1 октября во всех российских школах начали преподавать новый предмет

Елена Кривякина, Андрей Моисеенко, Александр Милкус :: 04 октября 2012

С 1 сентября во всех российских школах начали преподавать новый предмет

С этого учебного года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет – "Основы мировых религиозных культур". Значит ли это, что в России теперь официально появился "Закон Божий"? И вообще нужен ли этот предмет да еще в формате школьной обязаловки? Корреспонденты "Комсомолки" Елена Кривякина и Андрей Моисеенко отправились на урок в одну из школ Москвы.

"ПРАВОСЛАВИЕ – ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ"

Школу мы выбирали не сами. Нам ее порекомендовали в столичном Департаменте образования. Школа № 1747 не простая, а с этнокультурным (русским) компонентом образования. Впрочем, учатся здесь не только русские.

– Кого у нас только нет: и осетины, и лезгины, корейцев много, правда, все хорошо говорят по-русски. А еще несколько лет назад как бывало: приходят в нашу школу выходцы с Кавказа и из Средней Азии, прочтут, что школа с этнокультурным компонентом, и разворачиваются, идут в другую. Ну и слава богу, думали мы, – рассказывает нам одна из учительниц, попросив не называть ее имени.

Какую из религий взять за основу нового предмета, учителя решали вместе с родителями. Из шести вариантов папы и мамы, решив не будить лихо, выбрали нейтральный – "Основы мировых религиозных культур".

– Православие – дело семейное. Хотят глубоко изучать православие – пусть идут в православные школы. У нас еще ничего, а вы посмотрите, что, например, в Восточном округе творится! Сколько там детей мигрантов. В некоторых школах русский язык уже стали преподавать как иностранный! Какое тут православие! – замечают учителя.

– На уроке мы будем проходить тему "Религия и культура", – сообщает четвероклассникам юная обаятельная учительница Юлия Пермякова.

У нее в руках и на столах у детей цветные ксерокопии страниц из учебника.

– Книгами по предмету пока не обеспечены. Мы его сами отксерили, – поясняют нам...

КОРАН, ДАЦАН И ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ

– Какие заповеди вы знаете? – спрашивает у ребят учительница.

– Чти отца и мать! – раздается в ответ.

– Правильно. А чего делать нельзя?

Дети с трудом пытаются вспомнить.

– Упоминать бога! – выпаливает один из мальчишек, видимо, забыв слово "всуе".

– Спорный вопрос, – улыбается учительница.

Дальше – главное.

– Религия может объединить и бедняка и богача, который купается в земных благах! – внушает учительница.

Собственно, предмет для того и ввели, чтобы объяснить детям, что мир многогранен, что одна вера не должна враждовать, с другой, что нужно быть толерантными. На интерактивной доске появляются изображения религиозных сооружений. Дети должны объяснить, чем мечеть, синагога и дацан отличаются от православного храма.

– Я могу сказать про мечеть! – поднимает руку одна из девочек. – Вечером около шести часов их, так сказать, отец заходит в одну из башен и читает молитвослов!

– Коран, – поправляет учительница.

– Да, Коран! – сообщает девочка.

– Ксюша была в Арабских Эмиратах. Наши дети много путешествуют, – поясняет учительница.

– Дети, у христиан – церковь, у мусульман – мечеть, у иудеев – синагога, у буддистов – дацан, – в который раз как мантру повторяет учительница. – У церкви наверху крест, у дацана крыша по углам загнута вверх.

Кстати, после урока мы спросили у ребят, кто такие иудеи. Самый близкий к правильному ответ: "Мы их летом видели в Иерусалиме".

Потом учительница рассказывает, как тяжело было первым христианам переписывать священные книги от руки. Вспоминает монахов Кирилла и Мефодия – изобретателей кириллицы. Чтобы ребята могли это прочувствовать, учитель раздает на класс четыре гусиных пера, баночки с чернилами и предлагает каждому написать: "Россия", "храм", "православие", "Москва". Детям идея нравится. Но урок не резиновый, а пером писать – не авторучкой. По нашим наблюдениям, успели "окунуться в древность" человек восемь из 22 учеников.

– Повторите, как называется религиозное сооружение у буддистов? – уже, наверное, раз в пятый спрашивает учительница.

– ДОцЕн! – чуть ли не хором ошибаются ученики.

РЕЛИГИЯ "СЪЕЛА" УРОК РУССКОГО

Чтобы начать преподавать "Основы религиозных культур...", Юлии Пермяковой, как и другим учителям, пришлось пройти курсы повышения квалификации. Проводили их не священники, а светские педагоги. А вот как вести сами уроки, никто особо не объяснял. Положились на творческий подход учителей. Часы на новый предмет в 1747-й выкроили из уроков русского языка. Дополнительно ввести новый предмет нельзя, нормативы не позволяют.

– То есть "жи-ши" мы теперь, условно, проходим не пять часов, а четыре, – поясняет Юлия Пермякова.

– Это был важный час? – уточняем.

– Да, важный. Но тут уже все зависит от мастерства учителя: пострадает та или иная дисциплина или нет.

Большинство ребят в классе – представители титульной нации, но из их родителей более-менее регулярно посещают храм лишь три-четыре человека. Остальные грамотных представлений о какой либо религии не имеют. Приглашать к детям священников в школе пока не собираются. Экскурсии в церкви также не планируются.

– У нас есть батюшки, которые готовы дать учителям любую консультацию. Но приглашать их в школу постоянно вести уроки – это лишнее, – объясняет директор школы Марина Сотникова...

МНЕНИЯ

ЗА

Любовь нужно преподавать!

Дети нынче невероятно подкованы. Они без малейшего труда управляются с айфонами, айпадами, знают нюансы андроида и всевозможных приставок и примочек. Они читают умные книжки, могут без труда раздобыть любую информацию в Интернете, стильно одеваются, ездят в загранпоездки и довольно хорошо говорят на иностранных языках. Одним словом, к взрослой жизни готовы и место под солнцем себе найдут. Но за всей этой мишурой забывается главное. Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются? В результате наши прекрасные, умные, "упакованные" дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета. Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются. Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять – десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож. Уроки религии в школе – пусть маленький, но все же шажок в этом направлении.

ПРОТИВ

Лучше дайте больше времени на таблицу умножения

Мне непонятно, почему "Основы религиозной культуры..." (не важно какой – православия, буддизма, ислама...) решили изучать в начальной школе. У меня у самого дети – четвероклассники. Это совсем маленькие люди. Они еще безоговорочно верят взрослым – родителям и учителям. В их головы можно накрепко вбить что угодно. Например, что есть "правильная" вера и все остальные. И поэтому одни люди заслуживают уважения, а других можно и вовсе не считать таковыми. Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя.

А кто учитель? Для "Основ..." их "слепили" за пару недель из учителей-гуманитариев, тех, кто захотел получить дополнительные часы и, следовательно, дополнительный заработок. На региональных курсах их переподготавливали тьюторы – тоже наспех наученные в Москве педагоги. Фундаментальный подход, ничего не скажешь.

И еще: религия – тонкая материя, которая окутывает многие сферы жизни человека. Как вместить ее в курс, идущий по одному уроку в неделю? Лучше дайте малышам больше времени на зазубривание разнообразных "жи-ши" и таблицы умножения. А о религии ребенок гораздо больше узнает летом, когда поедет с родителями в отпуск и увидит православные храмы Киева или Владимира, побывает на Святой земле Иерусалима или окунется в воды Ганга.

Никто не хотел выбирать

А после похода наших журналистов в школу мы пригласили в редакцию авторов учебников по новому предмету, экспертов и религиозных деятелей, чтобы подвести итоги первого месяца обучения

Вывод из бурного разговора, на мой взгляд, один: запущен очень сырой курс. И пока непонятно, чего в итоге будет больше. Пользы от того, что с трудом рожденные "Основы религиозной культуры и светской этики" (на педагогическом сленге уже называемого по аббревиатуре – ОРКСЭ) все-таки стали преподавать? Или вреда от того, что один из самых сложных предметов взвалили на плечи учителей, не обеспечив ни нужными методиками, ни учебниками в достаточном количестве, снова понадеявшись: наши педагоги, приученные "сеять разумное, доброе, вечное" и тут сдюжат, разберутся, прикроют собой огрехи чиновников.

ШЕСТЬ УРОКОВ ДЛЯ ОДНОГО

Как-то так получается, что наши люди, если на них не давят и ими не понукают, оказываются разумнее, мудрее власти, которая хочет их облагодетельствовать. Когда новый предмет только разрабатывали, нас убеждали: ОРКСЭ будет учить толерантности, учитывая интересы всех граждан многоконфессиональной страны. Поэтому в конце концов предмет и приобрел форму шестиголового чудища. В одном курсе собрали модули "нейтральные" – "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур" и модули, посвященные четырем традиционным религиям России, – "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры" и "Основы иудейской культуры".

В идеале, напомню, схема преподавания предлагалась такая: ребенок вместе с родителями выбирает модуль, который ближе их семье. А школа обеспечивает преподавание именно его. Скажем так: если в классе десять детей из православных семей, семь – из мусульманских, шесть – из тех, которые не декларируют открыто приверженность определенной религии, один – из буддистов и один – из иудеев, то в школе ОРКСЭ идет в виде пяти уроков. На одном сидят те, кто слушает модуль про основы православия, на другом – те, кому по душе светская этика или основы мировых религиозных культур... И так далее.

Психологи уже тогда говорили: ни к чему хорошему такое разделение не приведет. Наоборот, подчеркнет различия среди одноклассников. Не сгладит углы, а выпятит.

Слава Богу (общему и единому) – в жизни такого разделения не произошло. Я не знаю ни одного класса в стране, где бы учителя вели сразу несколько модулей. Если у вас такой класс, пожалуйста, напишите нам в "КП" и расскажите, как у вас с таким делом справляется педагог (адрес: milkus@kp.ru).

Но причина не в психологии и не в понимании того, что разделение детей по разным аудиториям межнациональную и межконфессиональную дружбу не укрепляет. Школам при таком варианте элементарно не хватает денег на зарплаты учителей, да и самих педагогов мало. С ОРКСЭ в идеальном варианте выходило бы так: если один учитель ведет несколько модулей – ему нужно платить за несколько уроков, пусть даже на уроке сидит один ученик. А как это сделать при условии нормативно-подушевого финансирования, когда в основе расчета зарплаты – человекочасы?!

На ОРКСЭ бросили где учителей ОБЖ, где историков, где преподавателей мировой художественной культуры, где просто переподготовили на курсах при институтах повышения квалификации учителей начальной школы (предмет-то проходят в 4-м классе). У них и своих забот выше крыши.

В результате в лучшем случае какой модуль выбрать, решали всем классом. В худшем решение спускалось сверху. Таким образом в Ингушетии все школьники "выбрали" "Основы исламской культуры". В Чечне – примерно такой же результат, только около сотни ребят получили возможность изучать "Основы православной культуры". В Татарстане поступили тоньше. Республика, которую прежде обвиняли в исламизации всех сфер жизни, наверное, после нескольких ваххабитских терактов против авторитетных имамов, придерживающихся канонов традиционного ислама, вся как один выбрала "Основы светской этики".

Во многих регионах, в том числе и в Москве, мудрые родители выбрали светскую этику. Даже верующие. Они справедливо предположили: своей религии лучше пусть учат батюшки в воскресной школе, чем наспех проштудировавшие курс учителя.

РАЗДЕЛИЛИСЬ

В итоге страна снова разделилась. По модулям. Идея познакомить ребят с культурно-нравственными особенностями всех основных религий России скукожилась до шести уроков. Столько в программе заложено на беглое знакомство с другими, не входящими в выбранный модуль, направлениями. (Всего курс рассчитан на 34 урока.)

Но неожиданно для меня участники "круглого стола" в "КП" посчитали, что такое разделение не так уж плохо.

– Если ребятам ОРКСЭ поможет проникнуться "своей" религией – той, которую исповедуют в их семьях, – они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек – толерантный человек, – считает зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик.

Другой вопрос: потянут ли ее учителя? Похоже, далеко не все. Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагоги должны были прослушать в институте повышения квалификации курс – 72 часа. Всего две недели на постижение глубин православия, ислама, иудаизма и основ всех религий?! (Учителя по идее после курсов должны быть готовы провести на "отлично" любой из шести модулей.) В результате кое-где преподавание культурологического предмета превратилось в "Закон Божий": его сельской учительнице – прихожанке местной церкви провести проще.

– Проблема в психологической неготовности учителей к преподаванию совершенно нового предмета, – рассказывает руководитель центра образовательных проектов издательства "Просвещение", автор книги для родителей по новому предмету Александр Данилюк. – Курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся Минобрнауки, не охватывают того количества преподавателей, которое нужно.

В результате в Курске на уроке по "Основам православной культуры" я слышал, как учительница говорит детям: "Если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад". С точки зрения традиций она права. Но педагог не учитывает детское восприятие. В итоге одна девочка из класса вообще перестала есть мясо.

У учителей, вышедших 1 сентября к доске, до сих пор нет даже официально одобренных методичек. Учителя выкручиваются сами. Итог? В одном из пособий, сотворенных местными авторами, детям предлагается заполнить таблицу, в которой перечисляются 7 заповедей: не укради, не лги, и т. д. И среди них – не прелюбодействуй. И объяснить, почему этого делать нельзя. Это в 4-м классе...

– Техническое задание на разработку методических пособий для курса ОРКСЭ поступило от Минобрнауки только полтора месяца назад, – объясняет Данилюк. – В декабре мы должны закончить их и согласовать с представителями всех конфессий. Это фантастически сжатые сроки!

ДОСЛОВНО

"Курс "Основы религиозных культур и светской этики", который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс", – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа.

Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Поспешили?

– Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 – 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше, – считает автор учебника по "Основам иудейской культуры" Михаил Членов. – Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.

Может, стоило не спешить? Плохо или хорошо, что ОРКСЭ пошли повсеместно? Не стоило ли годик подождать и потом уже "ударить из всех орудий"? Наши эксперты говорят: нет. Во-первых, и без того во многих регионах предмет, аналогичный "Основам...", есть. Причем кое-где он действительно по программе напоминал "Закон Божий". Нужна была единообразная культурологическая программа,единообразный подход.

Да, признают специалисты, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый "на коленке" курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие.

– Мы только закладываем основы нормальной системы, которая выстроится через 5 – 10 лет, – объясняет Александр Данилюк. – Кто-то говорит, что мы в школу вводим религию. Это не так. Что такое религиозное воспитание и образование? И что такое культурологическое образование? Религия – это единство веры и культа. Где есть культ – есть религия. Если культа нет, то и религии нет. Даже если там говорят о Боге. В Гимне России есть строчка: "хранимая Богом родная земля". Можно ли говорить, что исполнение гимна – религиозный культ? В учебниках есть слова о Боге, о молитвах, опубликованы иконы – но это часть нашего культурного наследия.

– Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, – говорит Игорь Метлик. – Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен.

ВОПРОС ДНЯ

Чему могут научить детей уроки религии?

В российских школах начали преподавать новый предмет – "Основы мировых религий".

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

– Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия – это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.

Алексей ОВЧИННИКОВ, лучший учитель России 2011 года:

– В будущем эти знания помогут быть терпимее к представителям других религий.

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:

– Подобные уроки расширяют познания, ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий.

Александр ФЕДОРОВ, ректор Педагогического университета (Нижний Новгород):

– Вряд ли эти уроки смогут дать глубокие знания в истории религии, поскольку преподаются в начальной школе. Но ведь это только первый этап проекта, который, уверен, будет меняться.

Светлана ИВАНОВА, актриса (сериал "Вербное воскресенье"):

– Подобные уроки научат думать. Религия – это реальность нашей жизни. Мы с ней живем, даже если о ней не думаем.

Аркадий БАБЧЕНКО, писатель:

– Лишь бы на этих уроках не было никаких оценок! Двойка по религии – прямой путь в еретики!

Отец КОНСТАНТИН, настоятель храма Крестовоздвижения:

– Церковь не учит – церковь помогает понять. В любом случае подобные уроки должны рассказывать не только о православной вере, но и о других конфессиях, о мировой истории веры.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА, олимпийская чемпионка:

– Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно.

Екатерина, слушательница Радио "КП":

– Трудно говорить или спорить о Боге, не зная историю религии.

Ирина, читательница сайта KP.RU:

– Надеюсь, что ЕГЭ по этому предмету не введут.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама