ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чему учат наших детей на уроках религии. С 1 октября во всех российских школах начали преподавать новый предмет

Елена Кривякина, Андрей Моисеенко, Александр Милкус :: 04 октября 2012

С 1 сентября во всех российских школах начали преподавать новый предмет

С этого учебного года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет – "Основы мировых религиозных культур". Значит ли это, что в России теперь официально появился "Закон Божий"? И вообще нужен ли этот предмет да еще в формате школьной обязаловки? Корреспонденты "Комсомолки" Елена Кривякина и Андрей Моисеенко отправились на урок в одну из школ Москвы.

"ПРАВОСЛАВИЕ – ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ"

Школу мы выбирали не сами. Нам ее порекомендовали в столичном Департаменте образования. Школа № 1747 не простая, а с этнокультурным (русским) компонентом образования. Впрочем, учатся здесь не только русские.

– Кого у нас только нет: и осетины, и лезгины, корейцев много, правда, все хорошо говорят по-русски. А еще несколько лет назад как бывало: приходят в нашу школу выходцы с Кавказа и из Средней Азии, прочтут, что школа с этнокультурным компонентом, и разворачиваются, идут в другую. Ну и слава богу, думали мы, – рассказывает нам одна из учительниц, попросив не называть ее имени.

Какую из религий взять за основу нового предмета, учителя решали вместе с родителями. Из шести вариантов папы и мамы, решив не будить лихо, выбрали нейтральный – "Основы мировых религиозных культур".

– Православие – дело семейное. Хотят глубоко изучать православие – пусть идут в православные школы. У нас еще ничего, а вы посмотрите, что, например, в Восточном округе творится! Сколько там детей мигрантов. В некоторых школах русский язык уже стали преподавать как иностранный! Какое тут православие! – замечают учителя.

– На уроке мы будем проходить тему "Религия и культура", – сообщает четвероклассникам юная обаятельная учительница Юлия Пермякова.

У нее в руках и на столах у детей цветные ксерокопии страниц из учебника.

– Книгами по предмету пока не обеспечены. Мы его сами отксерили, – поясняют нам...

КОРАН, ДАЦАН И ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ

– Какие заповеди вы знаете? – спрашивает у ребят учительница.

– Чти отца и мать! – раздается в ответ.

– Правильно. А чего делать нельзя?

Дети с трудом пытаются вспомнить.

– Упоминать бога! – выпаливает один из мальчишек, видимо, забыв слово "всуе".

– Спорный вопрос, – улыбается учительница.

Дальше – главное.

– Религия может объединить и бедняка и богача, который купается в земных благах! – внушает учительница.

Собственно, предмет для того и ввели, чтобы объяснить детям, что мир многогранен, что одна вера не должна враждовать, с другой, что нужно быть толерантными. На интерактивной доске появляются изображения религиозных сооружений. Дети должны объяснить, чем мечеть, синагога и дацан отличаются от православного храма.

– Я могу сказать про мечеть! – поднимает руку одна из девочек. – Вечером около шести часов их, так сказать, отец заходит в одну из башен и читает молитвослов!

– Коран, – поправляет учительница.

– Да, Коран! – сообщает девочка.

– Ксюша была в Арабских Эмиратах. Наши дети много путешествуют, – поясняет учительница.

– Дети, у христиан – церковь, у мусульман – мечеть, у иудеев – синагога, у буддистов – дацан, – в который раз как мантру повторяет учительница. – У церкви наверху крест, у дацана крыша по углам загнута вверх.

Кстати, после урока мы спросили у ребят, кто такие иудеи. Самый близкий к правильному ответ: "Мы их летом видели в Иерусалиме".

Потом учительница рассказывает, как тяжело было первым христианам переписывать священные книги от руки. Вспоминает монахов Кирилла и Мефодия – изобретателей кириллицы. Чтобы ребята могли это прочувствовать, учитель раздает на класс четыре гусиных пера, баночки с чернилами и предлагает каждому написать: "Россия", "храм", "православие", "Москва". Детям идея нравится. Но урок не резиновый, а пером писать – не авторучкой. По нашим наблюдениям, успели "окунуться в древность" человек восемь из 22 учеников.

– Повторите, как называется религиозное сооружение у буддистов? – уже, наверное, раз в пятый спрашивает учительница.

– ДОцЕн! – чуть ли не хором ошибаются ученики.

РЕЛИГИЯ "СЪЕЛА" УРОК РУССКОГО

Чтобы начать преподавать "Основы религиозных культур...", Юлии Пермяковой, как и другим учителям, пришлось пройти курсы повышения квалификации. Проводили их не священники, а светские педагоги. А вот как вести сами уроки, никто особо не объяснял. Положились на творческий подход учителей. Часы на новый предмет в 1747-й выкроили из уроков русского языка. Дополнительно ввести новый предмет нельзя, нормативы не позволяют.

– То есть "жи-ши" мы теперь, условно, проходим не пять часов, а четыре, – поясняет Юлия Пермякова.

– Это был важный час? – уточняем.

– Да, важный. Но тут уже все зависит от мастерства учителя: пострадает та или иная дисциплина или нет.

Большинство ребят в классе – представители титульной нации, но из их родителей более-менее регулярно посещают храм лишь три-четыре человека. Остальные грамотных представлений о какой либо религии не имеют. Приглашать к детям священников в школе пока не собираются. Экскурсии в церкви также не планируются.

– У нас есть батюшки, которые готовы дать учителям любую консультацию. Но приглашать их в школу постоянно вести уроки – это лишнее, – объясняет директор школы Марина Сотникова...

МНЕНИЯ

ЗА

Любовь нужно преподавать!

Дети нынче невероятно подкованы. Они без малейшего труда управляются с айфонами, айпадами, знают нюансы андроида и всевозможных приставок и примочек. Они читают умные книжки, могут без труда раздобыть любую информацию в Интернете, стильно одеваются, ездят в загранпоездки и довольно хорошо говорят на иностранных языках. Одним словом, к взрослой жизни готовы и место под солнцем себе найдут. Но за всей этой мишурой забывается главное. Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются? В результате наши прекрасные, умные, "упакованные" дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета. Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются. Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять – десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож. Уроки религии в школе – пусть маленький, но все же шажок в этом направлении.

ПРОТИВ

Лучше дайте больше времени на таблицу умножения

Мне непонятно, почему "Основы религиозной культуры..." (не важно какой – православия, буддизма, ислама...) решили изучать в начальной школе. У меня у самого дети – четвероклассники. Это совсем маленькие люди. Они еще безоговорочно верят взрослым – родителям и учителям. В их головы можно накрепко вбить что угодно. Например, что есть "правильная" вера и все остальные. И поэтому одни люди заслуживают уважения, а других можно и вовсе не считать таковыми. Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя.

А кто учитель? Для "Основ..." их "слепили" за пару недель из учителей-гуманитариев, тех, кто захотел получить дополнительные часы и, следовательно, дополнительный заработок. На региональных курсах их переподготавливали тьюторы – тоже наспех наученные в Москве педагоги. Фундаментальный подход, ничего не скажешь.

И еще: религия – тонкая материя, которая окутывает многие сферы жизни человека. Как вместить ее в курс, идущий по одному уроку в неделю? Лучше дайте малышам больше времени на зазубривание разнообразных "жи-ши" и таблицы умножения. А о религии ребенок гораздо больше узнает летом, когда поедет с родителями в отпуск и увидит православные храмы Киева или Владимира, побывает на Святой земле Иерусалима или окунется в воды Ганга.

Никто не хотел выбирать

А после похода наших журналистов в школу мы пригласили в редакцию авторов учебников по новому предмету, экспертов и религиозных деятелей, чтобы подвести итоги первого месяца обучения

Вывод из бурного разговора, на мой взгляд, один: запущен очень сырой курс. И пока непонятно, чего в итоге будет больше. Пользы от того, что с трудом рожденные "Основы религиозной культуры и светской этики" (на педагогическом сленге уже называемого по аббревиатуре – ОРКСЭ) все-таки стали преподавать? Или вреда от того, что один из самых сложных предметов взвалили на плечи учителей, не обеспечив ни нужными методиками, ни учебниками в достаточном количестве, снова понадеявшись: наши педагоги, приученные "сеять разумное, доброе, вечное" и тут сдюжат, разберутся, прикроют собой огрехи чиновников.

ШЕСТЬ УРОКОВ ДЛЯ ОДНОГО

Как-то так получается, что наши люди, если на них не давят и ими не понукают, оказываются разумнее, мудрее власти, которая хочет их облагодетельствовать. Когда новый предмет только разрабатывали, нас убеждали: ОРКСЭ будет учить толерантности, учитывая интересы всех граждан многоконфессиональной страны. Поэтому в конце концов предмет и приобрел форму шестиголового чудища. В одном курсе собрали модули "нейтральные" – "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур" и модули, посвященные четырем традиционным религиям России, – "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры" и "Основы иудейской культуры".

В идеале, напомню, схема преподавания предлагалась такая: ребенок вместе с родителями выбирает модуль, который ближе их семье. А школа обеспечивает преподавание именно его. Скажем так: если в классе десять детей из православных семей, семь – из мусульманских, шесть – из тех, которые не декларируют открыто приверженность определенной религии, один – из буддистов и один – из иудеев, то в школе ОРКСЭ идет в виде пяти уроков. На одном сидят те, кто слушает модуль про основы православия, на другом – те, кому по душе светская этика или основы мировых религиозных культур... И так далее.

Психологи уже тогда говорили: ни к чему хорошему такое разделение не приведет. Наоборот, подчеркнет различия среди одноклассников. Не сгладит углы, а выпятит.

Слава Богу (общему и единому) – в жизни такого разделения не произошло. Я не знаю ни одного класса в стране, где бы учителя вели сразу несколько модулей. Если у вас такой класс, пожалуйста, напишите нам в "КП" и расскажите, как у вас с таким делом справляется педагог (адрес: milkus@kp.ru).

Но причина не в психологии и не в понимании того, что разделение детей по разным аудиториям межнациональную и межконфессиональную дружбу не укрепляет. Школам при таком варианте элементарно не хватает денег на зарплаты учителей, да и самих педагогов мало. С ОРКСЭ в идеальном варианте выходило бы так: если один учитель ведет несколько модулей – ему нужно платить за несколько уроков, пусть даже на уроке сидит один ученик. А как это сделать при условии нормативно-подушевого финансирования, когда в основе расчета зарплаты – человекочасы?!

На ОРКСЭ бросили где учителей ОБЖ, где историков, где преподавателей мировой художественной культуры, где просто переподготовили на курсах при институтах повышения квалификации учителей начальной школы (предмет-то проходят в 4-м классе). У них и своих забот выше крыши.

В результате в лучшем случае какой модуль выбрать, решали всем классом. В худшем решение спускалось сверху. Таким образом в Ингушетии все школьники "выбрали" "Основы исламской культуры". В Чечне – примерно такой же результат, только около сотни ребят получили возможность изучать "Основы православной культуры". В Татарстане поступили тоньше. Республика, которую прежде обвиняли в исламизации всех сфер жизни, наверное, после нескольких ваххабитских терактов против авторитетных имамов, придерживающихся канонов традиционного ислама, вся как один выбрала "Основы светской этики".

Во многих регионах, в том числе и в Москве, мудрые родители выбрали светскую этику. Даже верующие. Они справедливо предположили: своей религии лучше пусть учат батюшки в воскресной школе, чем наспех проштудировавшие курс учителя.

РАЗДЕЛИЛИСЬ

В итоге страна снова разделилась. По модулям. Идея познакомить ребят с культурно-нравственными особенностями всех основных религий России скукожилась до шести уроков. Столько в программе заложено на беглое знакомство с другими, не входящими в выбранный модуль, направлениями. (Всего курс рассчитан на 34 урока.)

Но неожиданно для меня участники "круглого стола" в "КП" посчитали, что такое разделение не так уж плохо.

– Если ребятам ОРКСЭ поможет проникнуться "своей" религией – той, которую исповедуют в их семьях, – они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек – толерантный человек, – считает зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик.

Другой вопрос: потянут ли ее учителя? Похоже, далеко не все. Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагоги должны были прослушать в институте повышения квалификации курс – 72 часа. Всего две недели на постижение глубин православия, ислама, иудаизма и основ всех религий?! (Учителя по идее после курсов должны быть готовы провести на "отлично" любой из шести модулей.) В результате кое-где преподавание культурологического предмета превратилось в "Закон Божий": его сельской учительнице – прихожанке местной церкви провести проще.

– Проблема в психологической неготовности учителей к преподаванию совершенно нового предмета, – рассказывает руководитель центра образовательных проектов издательства "Просвещение", автор книги для родителей по новому предмету Александр Данилюк. – Курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся Минобрнауки, не охватывают того количества преподавателей, которое нужно.

В результате в Курске на уроке по "Основам православной культуры" я слышал, как учительница говорит детям: "Если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад". С точки зрения традиций она права. Но педагог не учитывает детское восприятие. В итоге одна девочка из класса вообще перестала есть мясо.

У учителей, вышедших 1 сентября к доске, до сих пор нет даже официально одобренных методичек. Учителя выкручиваются сами. Итог? В одном из пособий, сотворенных местными авторами, детям предлагается заполнить таблицу, в которой перечисляются 7 заповедей: не укради, не лги, и т. д. И среди них – не прелюбодействуй. И объяснить, почему этого делать нельзя. Это в 4-м классе...

– Техническое задание на разработку методических пособий для курса ОРКСЭ поступило от Минобрнауки только полтора месяца назад, – объясняет Данилюк. – В декабре мы должны закончить их и согласовать с представителями всех конфессий. Это фантастически сжатые сроки!

ДОСЛОВНО

"Курс "Основы религиозных культур и светской этики", который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс", – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа.

Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Поспешили?

– Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 – 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше, – считает автор учебника по "Основам иудейской культуры" Михаил Членов. – Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.

Может, стоило не спешить? Плохо или хорошо, что ОРКСЭ пошли повсеместно? Не стоило ли годик подождать и потом уже "ударить из всех орудий"? Наши эксперты говорят: нет. Во-первых, и без того во многих регионах предмет, аналогичный "Основам...", есть. Причем кое-где он действительно по программе напоминал "Закон Божий". Нужна была единообразная культурологическая программа,единообразный подход.

Да, признают специалисты, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый "на коленке" курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие.

– Мы только закладываем основы нормальной системы, которая выстроится через 5 – 10 лет, – объясняет Александр Данилюк. – Кто-то говорит, что мы в школу вводим религию. Это не так. Что такое религиозное воспитание и образование? И что такое культурологическое образование? Религия – это единство веры и культа. Где есть культ – есть религия. Если культа нет, то и религии нет. Даже если там говорят о Боге. В Гимне России есть строчка: "хранимая Богом родная земля". Можно ли говорить, что исполнение гимна – религиозный культ? В учебниках есть слова о Боге, о молитвах, опубликованы иконы – но это часть нашего культурного наследия.

– Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, – говорит Игорь Метлик. – Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен.

ВОПРОС ДНЯ

Чему могут научить детей уроки религии?

В российских школах начали преподавать новый предмет – "Основы мировых религий".

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

– Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия – это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.

Алексей ОВЧИННИКОВ, лучший учитель России 2011 года:

– В будущем эти знания помогут быть терпимее к представителям других религий.

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:

– Подобные уроки расширяют познания, ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий.

Александр ФЕДОРОВ, ректор Педагогического университета (Нижний Новгород):

– Вряд ли эти уроки смогут дать глубокие знания в истории религии, поскольку преподаются в начальной школе. Но ведь это только первый этап проекта, который, уверен, будет меняться.

Светлана ИВАНОВА, актриса (сериал "Вербное воскресенье"):

– Подобные уроки научат думать. Религия – это реальность нашей жизни. Мы с ней живем, даже если о ней не думаем.

Аркадий БАБЧЕНКО, писатель:

– Лишь бы на этих уроках не было никаких оценок! Двойка по религии – прямой путь в еретики!

Отец КОНСТАНТИН, настоятель храма Крестовоздвижения:

– Церковь не учит – церковь помогает понять. В любом случае подобные уроки должны рассказывать не только о православной вере, но и о других конфессиях, о мировой истории веры.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА, олимпийская чемпионка:

– Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно.

Екатерина, слушательница Радио "КП":

– Трудно говорить или спорить о Боге, не зная историю религии.

Ирина, читательница сайта KP.RU:

– Надеюсь, что ЕГЭ по этому предмету не введут.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама