ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Максим Кантор о карманной революции и артистах постмодерна

Светлана Галанинская :: 11 октября 2012

Максим Кантор – художник, философ, литератор и независимый публицист. Его художественно-политическая критика то и дело взрывает скучноватую (при всей ее скандальности) жизнь журналистской тусовки. Его парадоксальные и точные суждения невозможно объяснить корпоративными интересами той или иной части истеблишмента, что сегодня, заметим, большая редкость. В интервью порталу Religare Максим Кантор рассказывает о связи между современным искусством и политикой и о конфликте между православием и идеологией так называемого "креативного класса".


– В своей первой большой книге "Учебник рисования" вы предъявили исторический счет интеллигенции. Какова сегодня ее судьба и можно ли считать интеллигенцией нынешний креативный класс?

– Я думаю, классической русской интеллигенции не существует более. Это была страта, отвечавшая за совесть и честь России – с негласным, но явным кодексом чести. Теперь этого нет, а сочувствие униженным и оскорбленным отменили. Интеллигент сегодняшнего дня относится также к интеллигенту начала прошлого века как современный итальянец к древнему римлянину.

– Когда-то художник продавал результат усилий по приложению техники к материалу. Потом готовые объекты, взятые в "эстетическую рамку" (Дюшан, Уорхолл). Что продает современный актуализм, предлагающий публике перформансы в духе группы "Война" или Кулика?

– Современный затейник от искусства выполняет в обществе важную функцию – он имитирует революцию. Этот ручной, карманный авангард придуман затем, чтобы не было реальных волнений. Как громоотвод. Это имитация серьезного.

– Но почему актуально е искусство все чаще прибегает к политическому жесту, как Pussy Riot? Можно ли говорить о стиле эпохи рыночного фундаментализма и "развитой демократии "?

– Нет, о стиле сегодняшнего дня говорит нельзя. Рынок всегда эклектичен, рынок зависит от заказчика, а не от продавца. Рано или поздно буржуй и купец начинают определять лицо искусства, а вкус у буржуя эклектичный. И арт нуво, и арт деко и сегодняшни й день – это время буржуазных салонов. И когда действительно возникнет стиль, он не будет связан с рынком.

– Как вы объясняете сегодняшний конфликт между Церковью и частью так называемого креативного класса? Что здесь первично, что вторично?

– Церковь – институт земной и божественный одновременно. И в качестве земного института церковь должна меняться, приспосабливаться к реальности, давать ответ на сегодняшние вызовы. Так католическая церковь видоизменилась и произвела ряд реформ в связи с атакой реформации. Что касается сегодняшней атаки на православие, то здесь следует разделять два конфликта. Один из них связан с желанием "превращения" России в Европу. Это желание несбыточно и нелепо. Но оно выражает настроение атеистической массы менеджеров, желающих жить по Веберу и предъявляющих православию претензии в том, что оно не протестантизм. Это понятное капиталистическое сознание, не нашедшее адекватной почвы в России.

– А другой?

– Другой конфликт вызван с неприятием косной, как кажется некоторым, русской культуры. Это неприятное явление. Есть, наконец, в претензиях Церкви и здравое зерно: Церковь должна меняться, чтобы быть актуальной всегда.

– Нередко Церковь обвиняют в близости к власти. А есть ли существенная разница между властью и оппозицией в современной России?

– Я думаю, что реальной оппозиции сегодня в принципе не существует. Ее нет. То, что называется оппозицией, это во многом светская, гламурная жизнь. По сути, этот протестный салон не нуждается в политике и политического мышления не имеет. Это светская хроника, как таковая и интересна.

– Почему некогда бунтарский авангард сегодня предал собственные принципы и превратился в охранительное, реакционное направление?

– Это крайне серьезная тема. Скажу коротко, что сегодняшний "авангард" действительно есть защитник капиталистических ценностей и буржуазного общества. Салонный авангард содержат на дотациях те, против кого восставал реальный, первый авангард сто лет назад. Разумеется, важно и то, что современный салонный авангард выступил в качестве идеолога буржуазной жизни, романтизировал эту жизнь рантье, придал жизни буржуя романтичес кие черты. Это потребовал обращения к поэзии стихий. Ну, в самом деле, не к подвигу же во имя людей звать сегодняшнего буржуя? И нынешняя романтика жеста и крика заключается в придании бытию черт брутальных, в единении с порывистым и элементами бытия, в демонстрации, а не в понимании. И этом отношении обыватель оказывается пленником эстетики Бойса ему подобных. То есть сила вещей завораживает, а содержание и суть вещи не важны.

– Подобная метаморфоза выглядит как возврат искусства к языческим корням...

– Такая романтика буржуазного авангарда имеет корни в языческом начале, безусловно. Это в принципе аморальная деятельность, в том смысле, что мораль в данном случае не есть основание для нее. Это деятельность декоративная. Почему произошла эта мутация авангарда – вопрос важный и требует развернуто го ответа, который я стараюсь дать в книгах.

– Вы и художник, и писатель, но публично отдаете приоритет второй ипостаси. Почему?

– Видите ли, я не знаю, кто я конкретно – художник или писатель. Каждый день я плотно занимаюсь и тем, и другим, по много часов, и эти профессии у меня смешались в одну уже давно. Однако я не беллетрист и не конвенциональный художник. Я занимаюсь сразу многими дисциплина ми – и стараюсь делать это профессионально. Но вот что это за профессия, сказать сложно. Гуманизм, я думаю. По темпераменту, по склонности к рассуждению и обобщению, по склонности к поискам точного символа и образа я скорее философ. Но это не значит, что я имею философское образование и претендую на звание академического ученого, хотя и связан с Оксфордом немного. Это просто значит, что я в своих рассуждениях прибегаю к методу, который Сократ описывает словом "маевтика". То есть методом сравнения смыслов и сопоставления идей я стараюсь обнаружить проблему и ее назвать. Этому методу и такому взгляду на сопряженность всех вещей я научился у отца, который очень много философской литературы прочел мне вслух. А впоследствии я уже привык читать философов сам.

– Расскажите чуть подробнее, какое влияние оказала на вас семья и круг общения отца, философа Карла Кантора?

– Семья была моим университетом. Несколько поколений людей трудились над тем, чтобы создать этот организм, и воспитание я получал сразу и от деда, и от отца, и от старшего брата. И мои сыновья принадлежа т к той же семейной традиции. Это долгие разговоры о философии истории, чтение вслух, непременно е чтение поэзии на вечерних прогулках, выучивание Шекспира и Пушкина наизусть. Это все были семейные ритуалы, и они сохраняются до сих пор. Главным учителем был, несомненно, отец. Он мой единственный, настоящий, подлинный пример в этой жизни и образец поведения. Не суетный, посвятивший себя работе, равнодушный к славе и материальному достатку. Это был великий человек в каждом своем проявлении. Его друзья стали моими друзьями, и особое место занимает философ Александр Зиновьев, которого я очень любил. Все это помогает мне до сих пор.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама