ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чем юродивые похожи на хиппи

Иерей Сергий Круглов :: 15 октября 2012

Почему современных христиан в обществе нередко называют юродивыми? Юродивые – значит, не похожие на остальных и свободные. От чего и для чего? Размышляет иерей Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края.

Среди чинов святых в православных святцах чин юродивых, или, как их еще именуют, блаженных, вызывает особый интерес. Ксения Петербургская, Василий Блаженный, Паша Саровская, Матронушка... Картинки из их житий: вот они ведут себя как сумасшедшие, вот резко и бесстрашно обличают сильных мира сего, вот тайно помогают бедным и униженным, вот целонощно молятся Богу на лютом морозе, стоя босыми ногами прямо на воздухе, вот творят чудеса, пророчествуют и открывают то, что скрыто от простых людей, притом умудряясь уничижить себя, скрыть сияние своей святости от любопытных...

В таком примерно виде ими интересуется и массовый обыватель, далекий от Христа и Церкви. Поехать в Москву попросить у мощей Матронушки об исцелении от болезни, передать записочку с прошением об избавлении от суда на Смоленское кладбище Ксении, добыть свечку, водицу, земельку с могилы блаженного – лично знаю (да наверняка знаете и вы) многих людей, которые все это проделывали, но христианами при этом не являются; Христос, Его заповеди и жизнь по ним, Евхаристия и Евангелие им не интересны. Ищет, ищет род сей прелюбодейный чудес и знамений, исцеления от болячек и избавления от проблем на халяву, ищет гуру и чудотворцев!

Этот вздох воцерковленного человека часто раздается и в повседневных церковных разговорах, и в проповедях, и на страницах церковных СМИ... И поймав себя на этом вздохе, явственно разбираю в нем осуждение и гордость: себя, верующего, счел праведником, а "их", неверующих, – грешниками. Нет, так не пойдет. За такую мою позицию меня бы первого те самые юродивые и обличили бы! В чем же тут дело?

Первое, внешнее, что мы видим в юродивых, то, что они всегда противостоят официозу, своим поведением разрушают определенные парадигмы общества. Если общество позиционирует себя как христианское – то христианские парадигмы. Таковы те "классические" юродивые из святцев, жившие в православных империях, и многочисленные юродивые, не прославленные Церковью, но подлинные, о которых мы читали или слышали из воспоминаний верующих о временах гонений на Церковь при советской власти. Таковы были – в чем-то – и представители поколения "детей-цветов" на Западе: война во Вьетнаме, появление рока, Вудсток, хиппи, марихуана, поиск "расширения сознания", иногда – эпатирующие окружающих заигрывания с беспредельным, с царством тьмы, нигилизма, отчаяния... До того как превратиться в массовую культуру, это течение тоже воспринималось западным истеблишментом как юродство, это был бунт против протестантской (в основном) морали, норм и ценностей, против общества, фарисейски пользующегося традиционно христианскими символами и формулами – но утратившего Дух... И вот дети своих благочестивых отцов подняли бунт, ринулись искать этот Дух – и не только на туманном мистическом Востоке, но и в собственной христианской почве (об этом немало написано, стоит перечитать, например, "Не от мира сего" – книгу о знаменитом православном подвижнике Америки о. Серафиме Роузе, ее автор, о. Дамаскин Христенсен, немало страниц посвятил воспоминаниям о таких духовных исканиях американской молодежи 50-60-х годов ХХ века).

Этот бунт, это "неканоническое" юродство знакомы и нам в России – господствующий атеистический истеблишмент создал в советском андеграунде некое хаотическое, но все же центростремительное движение в сторону Христа. Песни Башлачева и Янки Дягилевой, раннего "Воскресенья" и Егора Летова, стихи подпольных поэтов, трактаты диссидентствующих философов, картины непризнанных официозом художников – многое из этого неосознанно, неявно, но неизменно вращалось вокруг Неба и Церкви – неба на российской земле, которая как-никак, а тысячу лет была православной. Можно сказать, что эти советские юродивые в реальную Церковь зачастую и не входили, но они сидели недалеко от паперти и швыряли комья грязи в советских обывателей, встряхивая их от спячки, призывая вспомнить утраченный Дух, свидетельствуя кумачово-бетонной эпохе "человека, звучащего гордо" библейскими словами: "Думаете, вы победили? Но – жив Бог, и жива душа моя!"

В эпохи застоя, кажущегося незыблемым, юродивые НАПОМИНАЛИ людям о "едином на потребу", о Боге и Его правде, так часто попираемой в житейской суете, о Его жертвенной любви, требующей от человека взамен не фарисейского исполнения норм и обрядов, а живой сердечной отдачи... В разные эпохи – по-разному.

С православной империей в этом отношении – все понятно. Андрей Зайцев, специалист по русской агиографии, в своей книге "Жития святых. Путеводитель" пишет так: "Лишь в те моменты, когда в стране или империи складывается устойчивое представление о самоценности внешних обрядов или собственном государстве как о "православном царстве", где нет места сомнению и внимательному вслушиванию в то, что может сказать Бог, появляется блаженный и ниспровергает всю традиционную парадигму. Появление юродивого – сигнал о том, что в обществе форма превалирует над содержанием, а буква над духом" (М.: Эксмо, 2008г. С. 125).

С каким идолом борется юродивый сегодня?

И вот дальше перед нами – вопрос: а возможно ли появление юродивых Христа ради в наши дни? Мы живем не в православной империи, искать духовности нам никто не запрещает: исповедуй какую хочешь веру, хоть самую экзотическую, или не исповедуй никакой – твое дело, полная свобода! Эстетика бунта в наши дни выродилась в эстетику вседозволенности, маргинальные субкультуры, которые когда-то расценивали как носителей подавленной духовности, вроде панков, готов, рокеров всех мастей и прочих, имже несть числа, сами стали частью масскультуры, частью истеблишмента, в наши дни само понятие "устои", "традиции" не пользуется авторитетом (вспомним знаменитые слова Олеси Николаевой: "Ныне распространена особая гордость – гордость мытаря, что он не таков, как фарисей...").

На этот вопрос мы ответим: да, христианские юродивые – есть. Во-первых, дух Христов, который вдохновлял святых древности, жив и сейчас в Церкви. А во-вторых, христианские юродивые – не просто бунтари, ниспровергатели "устоев". Они ниспровергатели устоев, ставших – идолами. В этом – извечная борьба христианина, борьба против языческих идолов за свободу во Христе. Когда-то, во времена православных империй, идола пытались сделать из церковных обрядов – и христиане боролись за возвращение обряду духа Христова. Сегодня идол, который установил свою власть над миллионами, который вроде бы допускает свободу в исповедании религии, одежде, поведении, который вроде бы отменяет "ханжеские предрассудки" во имя "вседозволенности", но цепко старается держать своих подданных в узде и требует от них ежедневных жертв, – это дух потребительства, он же дух мира. И жизнь нелицемерно верующего христианина полна такого противостояния этому идолу, духу века сего... Вот над человеком смеются – а он продолжает поститься, молиться и ходить в храм, ему кричат: "Да что это тебе дает?!! Как был ты бедный и больной – так и остался! Посмотри – в церкви один обман, попы жиреют, а ты!..." – а он делает то, чему научен, ради Иисуса, а не ради хлеба куса, как говорили в старину. Вот уверовавший бизнесмен решил делать деньги не ради наживы, а чтобы помогать неимущим, он благотворит, никак не "пиаря" своих действий, отказывается вести бизнес с использованием обмана – и слышит в свой адрес от своих близких: "Да ты ненормальный! Лох, неудачник, посмотри, как делают дела вон тот и вон тот!..." – а он продолжает идти за Христом. Вот христианка рожает очередного ребенка, не слушая вопля: "Дура, зачем нищету плодишь!.." Вот христианин не изводит себя по ночам горькими думами насчет пенсии, обеспеченной старости и вечного телесного здоровья, для него новая марка сотового или автомобиля не является светом в окошке, а слоган "Не дай себе засохнуть!" – программой жизни... На многоголосый вопль толпы "Не имеем иного царя, кроме кесаря!" он отвечает: "А я – имею. Я имею Царя-Бога, Его законы исполняю, Его власть призываю ежедневно в молитве "Отче наш", чтоб была она на земле, как и на небе!" Современный юродивый напоминает адептам вседозволенности – о суде Божьем, тем, кто не хочет связывать себя семейными узами, – об ответственности и о жертвенности в любви, любителям халявы – о творческом отношении к труду по заповеди Божьей. Своей обыденной жизнью он здесь, на земле, напоминает окружающим о Небе, пусть даже раздражая их таким напоминанием...

В чем-то все это и есть – неотмирность Церкви и юродство во Христе. В чем-то все мы призваны быть "безумцами Христа ради", как называл всех христиан апостол Павел в Первом послании к Коринфянам... И в этом юродстве – попробуйте-ка вот так пожить какое-то время, среди реального мира сего – мучениками. Нет, мы не просияем перед миром, нас не напишут на иконе, к нашей могиле не придут тысячи паломников – да это ведь и неважно. Важно то, что своей христианской жизнью, самой простой, какой жили и живут сейчас множества "святых", то есть взятых Богом в особый удел, мы исполним то, что заповедал Христос: свидетельствовать о Нем, – к чему и призвана Церковь, маленькое семечко, брошенное в землю этого мира.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама