24 октября Русская церковь отмечает праздник, установленный относительно недавно: в июле 1996 года тринадцать православных старцев были причислены к лику местночтимых святых Свято-Введенской Калужской Оптиной пустыни. Прошло еще немного времени, и Собор преподобных Оптинских старцев стал праздноваться всей Церковью . Но есть ли старцы в современной России, и каковы их наставления?
Отношение к православному старчеству зачастую отличается даже у людей верующих и воцерковленных. Кто-то считает, что именно на этих людях держится Церковь и даже противопоставляет умудренных и опытных духовников церковным иерархам епископату. Многие ищут в старцах провидцев, готовых ответить на любой вопрос и даже предсказать будущее. Есть и те, кто относится к старчеству скептически, считая многих из них чуть ли не шарлатанами. Причем последнее отнюдь не следствие антицерковной пропаганды. И покойный патриарх Алексий II, и нынешний предстоятель Русской церкви патриарх Кирилл не раз отмечали пагубность "младостарчества" когда малоопытные священники принимают на себя старческий образ и пытаются категорично наставлять своих духовных чад, требуя от последних безмолвного послушания.
Наверное, главное, что отличает подлинно опытного духовника от тех, кто только пытается походить на старцев, личное смирение. Схиархимандрит Илий (Ноздрин) один из самых известных священнослужителей Русской церкви , духовник братии Оптиной пустыни, более того, личный духовник Святейшего патриарха Кирилла. Многие называют его сегодняшним оптинским старцем, но сам отец Илий отшучивается:
Я просто старик...
Многолетний помощник батюшки Георгий Богомолов сопровождает его и в Оптиной, и в Патриаршей резиденции в Переделкине, где отец Илий в последние годы бывает едва ли не чаще, чем в монастыре. Но многотысячные потоки людей, стремящихся к старцу, сильно отличаются.
В Оптину едут в основном люди воцерковленные, за наставлением и благословением, а в Переделкино нередко просто за чудом. Пришли, прикоснулись и будто бы автоматически получили то, что хотели. Но ведь так не бывает! Еще Амвросий Оптинский говорил, что важнее всего труд, молитва и смирение, а попасть в Переделкино несложно, по дороге можно и к экстрасенсу заехать, а потом сравнивать, чей совет лучше.
За чашкой чая батюшка не столько учит жизни, сколько тихо рассуждает о тех проблемах, которые привели нас к отходу от Бога.
Отче, а о чем должны писать мы, светские журналисты? спрашиваю я отца Илия.
Все очень просто. О целомудрии и крепкой семье, против наркомании и пьянства. Но самое главное это остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние один из самых страшных грехов, который отдаляет человека от Бога.
Все очень просто, хотя и неимоверно сложно. Ведь мы уже очень давно разучились жить так, как учил один из первых оптинских старцев преподобный Амвросий: "не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать". И чтобы вернуться к этому простому умению, нужно остановить ту самую информационную машину пессимизма, машину уныния, шестеренками которой мы сами подчас являемся. Причем остановить, прежде всего, в самом себе.
Источник: Газета "Культура"