Руководство одной из ставропольских школ запретило девочкам-мусульманкам носить на занятиях хиджаб. Решение политически целесообразное, но юридически сомнительное.
Еще неделю назад мало кто в стране знал про село Кара-Тюбе Нефтекумского района Ставропольского края и про местную школу. Теперь туда приезжают иностранные корреспонденты и съемочные группы федеральных каналов. А началось все с того, что в новом учебном году шестиклассница Мариан Кайбалиева и еще четыре девочки-мусульманки в возрасте от 8 до 12 лет стали приходить на занятия в мусульманских платках хиджабах. Директор учебного заведения Марина Савченко указала родителям девочек на то, что традиционная для ислама женская одежда противоречит уставу школы, который предписывает ученикам строгий стиль без каких-либо вызывающих элементов. Словом, нельзя носить ничего, что могло бы отвлекать школьников от учебного процесса или как-то выделять одних детей перед другими. Конечно, назвать хиджаб "вызывающим элементом" было бы большой натяжкой. Как пояснил нам первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир-хазрат Мухетдинов, хиджаб как понятие означает укрытие, его цель как раз в том и состоит, чтобы к женщине было приковано как можно меньше внимания.
Но в европейской среде соблюдение исламских традиций зачастую приводит к эффекту прямо противоположному к привлечению излишнего внимания. Девочка или женщина становится объектом нападок и нездорового интереса. По мнению Дамира-хазрата Мухетдинова, родители, отправляющие детей в школу в хиджабах, должны задуматься, нужно ли подвергать психику ребенка таким испытаниям. "К тому же по шариату несовершеннолетние девочки носить хиджаб не обязаны, поэтому даже в таких консервативных мусульманских странах, как Саудовская Аравия, мы часто видим, что девочки-подростки ходят в школу и гуляют на улице без головных уборов, говорит Мухетдинов. Его [хиджаб], как правило, надевают замужние женщины, тем самым подчеркивая свой статус".
Руководство школы в Кара-Тюбе попыталось найти компромисс предложило носить вместо хиджабов косынки. Однако семьи школьниц стояли на своем. Отец Мариан Равиль Кайбалиев заявил, что для его дочери недопустимо появляться в общественных местах без хиджаба, закрывающего волосы, уши и шею. Дело кончилось тем, что девочки просто перестали ходить на занятия, а Равиль Кайбалиев подал в прокуратуру заявление. Он считает, что школа нарушает конституционные принципы доступности общего образования и свободы вероисповедания. Если местные прокуратура и суд его требования не поддержат, он намерен обратиться в вышестоящие инстанции. Если и это не поможет, будет искать альтернативные способы дать своей дочери образование. Но хиджаб девочка не снимет.
"Вертикаль власти" отреагировала быстро и в целом предсказуемо. "Для того и принимается школьный устав, чтобы его соблюдать и не давать повода для конфликтов, заявила директор школы. Дети очень остро реагируют на особое отношение к кому-то из одноклассников, поэтому нельзя никого выделять по религиозному и иному признаку".
Министерство образования Ставропольского края директора поддержало. Сославшись на Конституцию, министр Марина Кувалдина напомнила, что церковь в Российской Федерации отделена от государства, а образование носит светский характер. К тому же школы вправе принимать собственные уставы и устанавливать форму одежды, единую для всех учащихся. При этом в краевом Министерстве образования отметили, что в соседней Карачаево-Черкесии, где мусульманское население составляет большинство, таких проблем не возникает и хиджабы в школах не носят. В министерстве сомневаются, что прокуратура и суд встанут на сторону родителей из Кара-Тюбе.
Весьма категоричен был и уполномоченный по правам человека на Ставрополье Алексей Селюков. В своем заявлении он отметил, что "устав школы не нарушает российского законодательства, а также прав и свобод учащихся, так как у их родителей есть право отказаться от обучения в этой школе и выбрать другую, отвечающую их мировоззрению". Более того, Алексей Селюков считает уместным говорить о противоправных действиях родителей, которые "через своих детей демонстративно навязывают школе религиозную нетерпимость к светскому характеру обучения". По мнению омбудсмена, такое поведение родителей преследует цели, противоречащие Конституции Российской Федерации.
В таком же тоне высказался и полпред президента в Северо-Кавказском Федеральном округе Александр Хлопонин. Он уверен, что такие конфликты не возникают случайно и что это попытка через родителей и детей обострить межрелигиозные отношения в регионе. "Россия светское государство, где признаются права человека на религиозное образование, заявил полпред. Пожалуйста, у нас существуют религиозные школы, причем на Северном Кавказе их достаточно, где дети могут носить одежду, соответствующую их религиозным убеждениям". Александр Хлопонин пообещал директору Марине Савченко поддержку, а если понадобится, то и защиту со стороны государства.
Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов тоже считает, что ученики должны ходить в школу в той одежде, которая предусмотрена уставом светского учебного заведения. По его мнению, в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, нельзя допускать разделения учащихся по религиозному признаку, так как это может привести к психологическому давлению на детей, способствовать конфликтам между ними. В то же время Ярослав Нилов признает, что было бы целесообразно урегулировать данный вопрос законодательно. По его словам, уже направлены соответствующие письма министру образования Дмитрию Ливанову, главам комитетов Госдумы по образованию и по делам национальностей для выяснения их позиций.
Что же, точка зрения российского государства в отношении хиджабов в школе могла бы считаться логически безупречной, если бы оно честно и последовательно проводило в жизнь курс на отделение церкви от государства и сохранение светского характера образования. К сожалению, в последнее время мы все чаще становимся свидетелями нарушения указанных принципов. Если образование носит светский характер, как утверждает Марина Кувалдина, то почему в столичных вузах создаются кафедры теологии? По словам Дамира-хазрата Мухетдинова, он всегда был сторонником светского образования, однако в последние годы школа, как и общество в целом, все чаще испытывает влияние церкви . И дело не только в преподавании основ религий, но и в том, что религия приходит в школы помимо образовательных программ. При этом Дамир-хазрат Мухетдинов уточняет: не мусульмане это начали.
"Если в школе на том месте, где раньше висел портрет Ленина, теперь висит православная икона, а школа при этом многонациональная, то давайте на противоположной стене повесим мусульманскую молитву, иудейский символ или еще что-то", говорит Дамир-хазрат Мухетдинов. При этом он признает, что далеко не в каждом регионе следует продвигать ношение религиозной одежды, но там, где это оправдано устоявшимися социокультурными традициями, где запрос на хиджаб формируется во всех слоях общества, как, например, в северокавказских республиках, там можно говорить о его ношении.
Скорее всего, прокуратура и суд в Ставропольском крае откажут Равилю Кайбалиеву в его жалобе. И будут формально правы: никто не ограничивает право его дочери на образование и не препятствует ей исповедовать ислам. Но если Кайбалиев немного подождет, то он сможет вчинить директору школы иск с совсем другой формулировкой оскорбление чувств верующих. Недавно группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, существенно ужесточающий наказание за подобное деяние (до 5 лет лишения свободы). Наверное, авторы, разрабатывая эти поправки, думали совсем о другом, но в жизни могут возникнуть очень неожиданные и очень неприятные для власти ситуации. Известный исламовед Роман Силантьев считает, что сегодня в России запрет на ношение хиджаба в отдельно взятой школе вполне может быть воспринят как оскорбление чувств верующих. Прежде всего потому, что в России, в отличие от той же Турции или Азербайджана, ношение хиджаба законом не запрещено. Больше того, в 2003 году Верховный суд разрешил мусульманкам не снимать хиджаб, фотографируясь для паспорта. Так что никаких законных оснований запрещать ношение хиджаба в школе нет. Ну а если образование в России все-таки носит светский характер, то тогда вместе с хиджабами из школ должны быть удалены и православные иконы. И нательные кресты тоже не должны быть видны.
Одежда преткновения
Россия не первой столкнулась с проблемой хиджаба. В странах, где мусульманское население преобладает или где есть крупные мусульманские общины, тема одежды не раз оказывалась в центре общественного внимания. Так, например, в Турции, Тунисе и Таджикистане хиджаб запрещено носить в государственных учреждениях, школах и университетах. В 2010 году запрет на ношение хиджаба в школах ввел и Азербайджан. Во Франции с апреля прошлого года хиджаб запрещено носить не только в школах и вузах, но и в общественных местах. Штраф за нарушение запрета 150 евро. А за принуждение к ношению религиозной одежды 30 тыс. евро. Мусульманский платок частично запрещен также в Бельгии и Германии.
"При этом надо понимать, что демонстративное ношение хиджаба чаще всего практикуют дети из семей ваххабитов, говорит исламовед Роман Силантьев. Поэтому, как мне кажется, борьба с хиджабами происходит именно оттого, что родители из ваххабитских семей настаивают, чтобы их дети одевались соответствующим образом, а так как этим людям никто не рад, с этим пытаются бороться, то есть борьба идет не с хиджабом, а с радикальным исламом". По этой же причине, считает эксперт, был введен запрет на ношение хиджабов в Таджикистане и Азербайджане. Там противники светского государства именно через повсеместное ношение хиджаба выражали свою приверженность радикальному исламу. Запрет хиджаба был ответом государства тем, кто пытался превратить его из светского в исламское. В России эта проблема пока стоит не настолько остро, поэтому никаких радикальных мер, по мнению Романа Силантьева, не требуется: "На самом деле не более 20 % мусульманских школьниц ходят в хиджабах, и это вполне можно урегулировать на уровне школьных уставов, для этого не надо придумывать федеральных законов".
Источник: Профиль