Читая православный интернет, я с печалью убеждаюсь в том, что одна из самых простых и эффективных ловушек лукавого побуждать человека делать что-то "назло врагам". Определись с тем, кто твои враги, и делай все наоборот. Враги чистят зубы по утрам позаботься о запахе чеснока и перегара! Враги одеваются чисто и аккуратно пусть полиция задерживает тебя, принимая за бродягу! Враги уступают старушкам место? Пусть тебя к этому вынуждают только превосходящие силы противника! Смешно? Не так уж и смешно, поскольку люди очень часто попадают в эту ловушку совершать глупости и гадости исключительно назло врагам. Это явление хорошо описал Георгий Петрович Федотов в своей работе "Об Антихристовом Добре"; его слова настолько актуальны, будто эта запись только что появилась в его блоге: "Другие имели перед глазами мучеников революции и, возненавидели всей душой их безбожную праведность, сознательно или бессознательно противопоставили ей православный имморализм. Безбожники целомудренны нам дозволены бездны содомские, безбожники любят нищих и обездоленных мы требуем для них розг и свинца, безбожники проповедуют братство народов мы защищаем вечную войну, безбожники отрекаются от имения мы хотим святого буржуазного быта, безбожники преклоняются перед наукой мы поносим разум, безбожники проповедуют любовь мы "святое насилие", "святую месть", "святую ненависть". Антихрист так похож на Христа, что люди, боясь обмануться вернее, отталкиваемые ненавистью,-начинают ненавидеть самый образ Христов".
Нынешние безбожники (или, по крайне мере, решительно чуждые Православию люди) едва ли целомудренны и вряд ли любят обездоленных; но вот проповедь любви из их уст доводится слышать. Не так давно известная певица Луиза Чикконе (Мадонной западные христиане называют Богоматерь, так что я не стану называть певицу этим именем) произнесла на концерте возвышенную речь, отрывок из которой, не содержащий матюгов, я приведу: "...Мартин Лютер Кинг боролся за права афроамериканцев. Он боролся за их право быть равными. Чтобы к ним относились как к равным. Чтобы к ним относились терпимо, с любовью и человеческим достоинством. Правильно! Он боролся, он погиб за это. Согласны? И сейчас я здесь, чтобы сказать, что сообщество геев здесь и во всем мире имеет те же самые права! Те же права, чтобы к ним относились с достоинством, уважением, терпением, сочувствием и любовью!"
Вообще-то Мартин Лютер Кинг был баптистский пастор, и когда его имя используют то абортмахеры, то гей-активисты, трудно вообразить, что он бы это одобрил. Но это скорее, их, американские проблемы. Наша проблема немного в другом. Луиза Чикконе кричит, что мы должны относиться к гомосексуалистам "с достоинством, уважением, терпением, сочувствием и любовью". У нас отвечают "Нет, старая [непочтенная женщина]! Ударим православной битой по наглой харе содомита! Нам тут на Святой Руси толерастий ваших не надо!" То же явление, которое описывал Федотов враги Православия рассуждают о любви? Значит, будем православно исходить человекоубийственной злобой. Враги говорят достоинстве? Не будем признавать человеческого достоинства ни в себе, ни в других. Враги рассуждают о терпении? Будем православно впадать в ярость и неистовое злословие по всякому поводу. Православно ли? Люди, которые впадают, уверены, что православно, и что огорчаясь этим, вы навлекаете на себя подозрения в измене.
Почему так происходит? Такова наша падшая природа нам всегда лёгче даётся ненависть, чем любовь. Очень часто люди просто не наставлены в вере. Они не в курсе некоторых важных истин. Что человек создан по образу Божию и поэтому обладает неотъемлемым достоинством. Что Христос возлюбил грешников и предал Себя за них. Что неприятие греха и ненависть к грешнику не просто разные, а взаимоисключающие вещи. И довольно часто от того, что, как и пишет Федотов, "Антихрист так похож на Христа, что люди, боясь обмануться вернее, отталкиваемые ненавистью,-начинают ненавидеть самый образ Христов". Луиза Чикконе, впрочем, никакой не антихрист она просто демагог, или, вернее, транслятор демагогии. Но демагогия может использовать (и извращать) все что угодно в том числе ту христианскую по происхождению истину, что к людям, в том числе откровенно грешным, действительно следует относиться "с достоинством, уважением, терпением, сочувствием и любовью". Это отношение не означает, что мы должны поощрять ближних в их саморазрушительном грехе если Вы любите пьяницу, Вы не обязаны любить водку. Как раз водку Вы будете ненавидеть. Но Ваша ненависть к водке будет происходить именно из любви к человеку, которого она губит.
Даже антицерковные (или прямо атеистические) идеологии, выросшие на европейской почве, живут благодаря пропитавшему эту почву христианскому наследию. Это блудные дети, проживающие наследие, унесённое из дома Отца. Выбирать их в качестве отрицательного ориентира, поступать назло значит отвергать и часть нашего собственного учения.
Что же делать? Нам сказано "не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим.12:2)". Нам не сказано "следуйте за веком сим". Нам не сказано "поступайте назло веку сему". Нам сказано "не сообразуйтесь". Выбираете ли Вы себе Луизу Чикконе (и иже с ней) в качестве кумира, чтобы ей во всем следовать, или в качестве архиврага, чтобы во всем поступать назло ей, все равно именно она становится для Вас главным ориентиром. Так не должно быть. Наш ориентир Христос, который пришёл спасти людей Своих от грехов их.
Источник: Фома