Уже более года на приходах Москвы и области для того, чтобы креститься, взрослому необходимо пройти специальную подготовку: познакомиться с основами вероучения, таинств. Очевидно, что крестить "по первому требованию", как это было принято в девяностые, больше не будут.
"И вот попробуй когда ты тридцать лет занимался физическим трудом выучить Символ веры – это же практически иностранный текст, там ведь не слова не понятно!" – Ирина работает верстальщиком в одном из столичных журналов.
Не так давно она и ее муж, ювелир по профессии, решились покрестись ребенка, местом крещения выбрали небольшой деревенский храм в подмосковном селе. Значительная часть прихожан, как и положено, дачники. В потенциальные крестные пригласили близких друзей, людей порядочных, но малоцерковных.
"На воротах церкви было объявление, что для желающих креститься или венчаться в такое-то время будет собеседование. Когда мы пришли, батюшка спросил: как давно мы последний раз исповедовались, и поскольку все мы не слишком воцерковленные люди ребенка крестить отказался", – рассказывает Ирина.
После беседы священник дал домашнее задание: прочитать Катехизис, Евангелие от Матфея и тоненькую брошюрку про таинства. Минимальный набор. "При нас в храм подошла молодая пара, они собирались венчаться, но там видно совсем "труба". Нас-то хотели крестить уже через неделю, а этим сказали, что придется готовиться несколько месяцев, – иронизирует Ирина. – Убедившись в серьезности наших намерений настоятель, попросил прийти снова, как только мы прочтем весь список: "Буду задавать вопросы".
Но до вопросов дело так и не дошло. За время, прошедшие с неудавшихся крестин, участники нашего "автопробега" так и не осилили эту "науку".
Катехизация как шантаж
"Человек, который не знает Символа веры, не знает таинств, не принимает учение о Христе, Церкви, не знаком даже с основными событиями евангельской истории не может быть восприемником, равно как и крещение такого человека будет просто профанацией таинства", – убежден иеродиакон Лаврентий (Полешкевич). Мы встречаемся с ним во дворе московского Высоко-Петровского монастыря, до революции одного из самых "ученых" монастырей столицы. Сегодня тут, среди памятников нарышкинского барокко, расположен главный церковный отдел, ответственный за приходскую катехизацию и стандартизацию православного образования.
"Апостол Павел говорит, что "если кто уверует и крестится – спасен будет", но если человек не уверовал? Если он не знаком даже в общих чертах с вероучением, во что он крестится?, – продолжает монолог отец Лаврентий. Сам он вырос в нецерковной семье, а православие выбрал осознанно, крестившись только в подростковом возрасте по собственному желанию. – Другое дело, что человек может быть и не до конца знакомым с учением, но, доверяя Церкви, быть "согласным" с ней, если человек стремится познать догматы и принять их как истину, то крещение такого человека, в принципе, оправдано. Если крещение для него является не формальным обрядом: "чтобы не болеть", то после элементарной катехизации, каких-то бесед, курсов, человек может вступить в Церковь и продолжить изучение богословия, будучи христианином. Такого человека не нужно, конечно, прогонять. Но объяснить ему всю серьезность предстоящего таинства – это пастырская обязанность. Не говорить: "Уносите ребенка". Нужно спросить: "Вы готовы следовать по тому пути, который указывает Православие, воспитывать ребенка как христианина?" Нужно объяснить, что вы, как пастырь, не хотите брать "грех на душу", ведь если люди несерьезно относятся к таинству, это не значит, что также несерьезно к нему должен относиться и священнослужитель".
Ирина недовольна нововведением: "Это же чистой воды шантаж: пока все не выучишь, мы твоего ребенка не покрестим! Одно дело, когда человек сам потихоньку начинает приходить в храм, вникать... А если мы так и не выучим? Это значит, ребенок будет некрещеным до конца наших дней? Я понимаю, что это очень важно, чтобы крестный папа выучил катехизис и символ веры. Но и "ребенка крестить нужно". – Так что пока она собирается поискать место "попроще". То есть храм, где согласятся покрестись без "лишних процедур". Не факт, правда, что такое место удастся найти.
Согласно распоряжению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в 2011 году на всех приходах Подмосковья была введена обязательная практика согласительных бесед перед принятием Таинства Крещения. Та же практика оказалась введена и в Москве, где вопрос об обязательной катехизации и оглашении перед крещением был поднят Патриархом еще в 2009 году.
Обязательная катехизация и оглашение крещаемых предусматривается и документом "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви", разработанным соответствующим отделом в 2011. Этот документ будет предложен на утверждение Архиерейскому Собору, который состоится уже этой зимой, в феврале 2013 года. В случае если документ будет принят, оглашение перед крещением станет обязательным на всей канонической территории Русской Церкви.
Катехизация без катехизиса
Известно, что во многих храмах количество крещений сократилось после введения катехизаторских бесед. Это признают и в Отделе образования, но сокращение это не носит катастрофический характер.
"У меня есть много знакомых, которые служат в провинции, и их опыт подтверждает, что даже на селе, если священник занимает принципиальную позицию, люди готовы ее принять, – объясняет отец Лаврентий. – Это миф, что если ввести катехизацию народ перестанет крестить детей или все разбегутся. Наоборот, если священник профанирует церковную дисциплину, его, как правило, не уважают, говорят: "Ему только денег дай, и он тебе все, что хочешь, сделает". А священника, который придерживается принципов, наоборот называют "хорошим батюшкой", хотя и "строгим". Ведь формализм и безразличие в церковной среде только отталкивают, в том числе и не слишком церковных людей".
По словам Ирины, несостоявшемуся крестному отцу сначала тоже понравилось, что батюшка проявил "капитальный" подход к делу. "Он сразу же закачал в электронную книгу Катехизис святителя Филарета и искренне пытается освоить, – рассказывает она. – Но потом дело застопорилось: говорит, пока читаю, вроде все понятно, а спроси меня – ничего не отвечу. Будущая крестная мать и того хуже: работает редактором в газете, времени на катехизис совсем нет. Она, кстати, думала обвенчаться с мужем в той же церкви, но теперь, пока она ничего не выучит, ей и этого, наверное, не дадут".
Впрочем, отец Лаврентий отчасти готов понять Ирину: "Я вообще не советую пользоваться дореволюционными катехизисами. Даже святителя Филарета (Дроздова). Людям нужны тексты, написанные тем языком, который они готовы воспринять, я бы посоветовал такие книги как "Таинство веры" митрополита Иллариона (Алфеева). В книге протодиакона Андрея Кураева "Протестантам о Православии" есть очень интересные полемические тезисы относительно нашего учения, которые вне зависимости от адресата могут быть очень полезны. Изучения катехизиса – это не самоцель. Критерии оценки катехизации – это не сколько кто книжек прочитал, а какую веру он исповедует. Вызубрить наизусть катехизис – еще не значит пройти катехизацию, мы ведь тоже учили математику в школе, или стихи, что совершенно не означало, что нам эта математика или стихи нравились".
Программа катехизации может быть построена по-разному: цикл из пяти-шести бесед, или двухнедельные, месячные курсы, которые может вести как священник, так и катехизатор, человек с богословским образованием, или хотя бы прошедший курсы подготовки катехизаторов.
"Хотя катехизация остается направлением пастырской работы, и в первую очередь заниматься ею должен священник, не всегда это возможно организовать, так как настоятели и клир на приходе могут быть слишком заняты богослужебными и хозяйственными нуждами", – объясняет отец Лаврентий.
Некоторое время назад Отдел образования и катехизации выпустил специальную инструкцию "Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви", где, различая катехизацию и оглашение как последующее за крещением образование и предшествующую крещению подготовку, рекомендует до совершения таинства проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа: "Но стандартного для всех оглашения быть не может, каждый человек индивидуален, кому-то проще прийти к православию через философию, для кого-то актуальна полемика с исламом, или буддизмом, если он живет в соответствующих регионах, – подчеркивает иеродиакон Лаврентий. – Рекомендации Отдела – это только минимум, "суповой набор", от которого нужно отталкиваться, но не истина в последней инстанции. Всегда нужно помнить, что катехизация – это не финал, она должна стать началом познания церковного учения, задать вектор для развития. Так же как и крещением христианская жизнь не заканчивается, потому что благодать обретенная в таинстве действует только в том случае, если человек ведет духовную жизнь, а не автоматически, по факту совершения таинства".
Источник: Нескучный сад