ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сам себя спаси

Петр Мамонов :: 23 октября 2012

Петр Мамонов: "Господь каждому из нас дает идеальные условия для спасения его души: кому – жену сварливую, кому – начальника доброго, кому – три "мерседеса", чтобы он один отдал, а кому – загородный дом и участок".

Петра Мамонова называют "культурным шизофреником" и основоположником жанра "русская народная галлюцинация". Он прошел путь от галлюцинаций к просветленному христианству и сейчас представляет в Московском драматическом театре им. Станиславского свой новый спектакль "Дед Петр и зайцы" – смесь видео, психоделического бренчания на гитаре, бормотания, а также выкриков стихов и неповторимой пластики.

– Петр Николаевич, вы по спектаклю и по жизни – заяц или спаситель, каким был дед Мазай? Почему вы вообще вышли на эту тему спасения?

– Пока я Петр Николаевич Мамонов. Я – делатель. Я ставлю вам вопросы. Пробуждаю ассоциации. Я не выходил ни на какие темы. Я прикололся, вы увидели в этом тему. Это ваше дело. Так мне брякнуло. Вот меня спрашивали когда-то: "Почему "Звуки Му"?" Я отвечал: "Брякнулось мне так, и все". Спасение от чего? Христианство говорит, что спасаться нужно от греха. Что есть грех – написано в Евангелии. Может быть, потом стану зайцем или Мазаем. Заяц, вообще, знаете, какое благородное существо. Я как-то увидел у себя в деревне, чувствую, кто-то рядом, оборачиваюсь: сидит такой, величиной с крупную собаку, уши до потолка. Сидит и смотрит на меня. Заяц – довольно мощный тип. А спаситель у нас один – Господь наш Иисус Христос. А мы можем только помочь ему нас спасти. Человек, верящий в Бога и видящий, что он ничего не может, что он погряз, – это состояние не умеющего плавать, который попал в реку и машет руками: "Тону!" Вот когда человек с Божьей помощью, оступаясь, падая на этой глине, цепляясь за эту осоку, мало-мальски на берег выбрался, он может взять палочку и другому ее протянуть. Но когда один утопающий будет спасать другого утопающего, погибнут оба. Вот и все. То есть я никаким спасением не занят. Я – в положении тонущего.

– Если говорить о современной России – кого больше: тонущих зайцев или тех, кто спасает? Куда страна идет? Или плывет?

– Я не знаю. Я живу в определенном месте, я не социолог, я простой человек Петр Николаевич Мамонов, которому Бог дал какие-то дары, я их овеществляю в какие-то штучки, которые отдаю вам. А вы меня спрашиваете, куда идет Россия. У меня нет взгляда на это, к счастью. Надо быть образованным человеком, чтобы отвечать на такие вопросы. Как называлась наша страна в давние времена? Святая Русь. Что это такое? Это название святой военной дружины, которая борется не с мусульманами или католиками, а со злом в себе. Это самый главный бой. Вот наша национальная русская идея – святость. Но она неудобна – приходится не себе что-то брать, а, наоборот, отдавать. Не хочется – а надо ехать, мама больная – а надо приехать к ней, за ручку взять. Любить друг дружку. Все, что против любви, – все против Бога. Вот и вся идея. А остальное – словоблудие и туфта, не имеющая на себе даже пух куриный. Человеческое – это когда нужно отдать нижнюю рубашку, отдаешь и верхнюю. Это никакой зверь не умеет, только люди. И это прекрасно и очень высоко.

– От чего вы сбежали в деревню?

– Я ни от чего не убегал. Это просто удобное человеческое местожительство. Мне брат-строитель дал участок, огромный гектар с соснами, и я стал там жить. Я сказал: "Хо, конечно, я его беру!" У меня роскошный дом, роскошные машины, я живу как сыр в масле. Ни от чего я не спасался. Я постоянно делаю микроработу по спасению своей микродуши от всяческих грехов, которыми все мы одержимы. Когда ко мне приезжают и говорят: "Далеко вы забрались", я спрашиваю: "Далеко от чего?" И человек замолкает. А ваша жизнь в городе – это же чистый дурдом. Понастроили клеточек, забились в них, как тараканы. Так живут муравьи, насекомые. Люди так не живут. Люди строят дом, ставят его на землю и живут, облагораживая землю и мир вокруг.

– Но вы же жили раньше в городе!

– Да, угораздило меня... ( Мамонов родился в Москве в Большом Каретном переулке. – "Профиль".) Знаете, как ребеночек, когда лежит в утробе матери вверх ногами, а вокруг кишки, думает: "Вот это жизнь".Так и я думал: вот это жизнь – Пушка и Труба (жаргонные хипповые названия Пушкинской площади и подземного перехода под нею. – "Профиль"), центровые все были, вот и добегались все: кто – до белой горячки, кто – до героина, а кто выскочил.

– А вы выскочили?

– Раз жив – значит, выскочил.

– То есть это естественный путь человека, который злоупотреблял алкоголем и марихуаной, к просветлению?

– Во-первых, злоупотреблять нельзя. Можно употреблять или нет.

А Господь каждому из нас дает идеальные условия для спасения его души: кому – жену сварливую, кому – начальника доброго, кому – три "мерседеса", чтобы он один отдал, а кому – загородный дом и участок. Это не моя прерогатива – выбирать. Так получилось. Я просто жил, украшал то место, в котором поселился. Сначала строил маленький домик и заборчик, потом – побольше домик и побольше заборчик. Сам мебель делал, какие-то полки строгал. То, что могу делать сам, делаю сам, что не могу – нанимаю людей. Живу так: встал, кофе попил, и день пошел. Этим надо дать, этим заняться. Никакого православного отшельничества, никаких чудес, просто я теперь живу в провинции, а вы живете в столице. И дай Бог здоровья всем. Никто не лучше, не хуже другого, и нигде не легче. Я хотел бы знать, кто такой Бог.

Говорят, за гробом будет тьма. Нет, рай – это с Богом, Бог – это свет, ад – это без Бога. Никто никого не взвешивает, не жарит. Это просто пребывание в темноте с самим собой, просто без Бога. Вот вы лягте сегодня спать, выключите компьютер, все "пикалки" и полежите в темноте с самим собой. Я так делаю – и понимаю, что я сплошной смрад, гной: и то не так, и сям не так. А ведь дальше будет вечность, где ты не сможешь уже проявить никакой воли: тела нет, воли нет, какими умрем, такими и останемся – либо в свету, либо во тьме. Экзамен придется сдавать: что будем делать в четверг, если умрем в среду? Надо вставать каждое утро перед зеркалом, смотреть на себя и спрашивать: а я вообще хороший парень или так себе? Или вообще прохиндей? Или я порасскажу всякого вам, а потом приду домой, и бабах – вермута. Вот тебе и верующий.

– А когда с вами произошел этот переворот к духовности?

– Это не переворот. Господь открывается. Вера – это дар. Вера – от слышания, а слышание – от слова Божия, сказал Иоанн Златоуст. Лет десять назад владыка Илларион Алфеев через книгу "Духовный мир Исаака Сирина" распахнул передо мною мир божественной любви. Я прочитал нужную книжку – и у меня все сердце открылось. Подумал: "Как я живу?" Знаете, Евангелие до сих пор держит первое место в мире по количеству тиражей. Ну прочти хотя бы. А мы мимо бегаем. Обычно кто-то приходит в церковь, когда случается с ним несчастье: сын умер или ногу отрезало. А чтобы встать утром, посмотреть вокруг: эти прекрасные леса, поля, даже моя соседка замечательная Валентина Адольфовна – все создано Богом. Если сжать все в кулак, тогда свет потечет. А если дыней валяться на диване, ничего не будет. Как мы говорили в молодости, "под лежачий камень портвейн не течет". И вот вставали в шесть утра и начинали бегать – к часу дня уже были готовы. Вот если будешь лежать дыней – такой дыней и придешь в загробный мир. Придешь и скажешь: "Я дыня". "Здрасте", – тебе ответят. Бог скажет: "Ты кто? Я тебя не знаю". Я не хочу так жить. Поэтому комариными шажками хочу приблизиться к царству небесному.

– Россия сейчас из "дынь" состоит?

– Страна – это люди. Николай Васильевич Гоголь сказал: "Общество состоит из единиц". А наша страна – это что? Это народ. Он, конечно, всякий бывает, но я его люблю. Я и сам из этих ребят, которые спотыкались и падали. И до сих пор всякое бывает. Вчера вон опять напился.

Ну, не напился, а зря выпил. Вот молодой человек встает утром – его везде окружают кнопки. Все обеспечено. Нажал на кнопку – и все. Комфорт... Как я в песне пишу: "Чем хуже условия, тем лучше коты". Смысл жизни уходит. Мы были как-то в Сан-Хосе в Силиконовой долине. Там сидит белорусская мафия.

Сидят, разрабатывают продукт. Денег – выше крыши. Сидят с компьютерами в кроватях целый день. Звонят человеку, он по телефону из кровати отвечает: "Сейчас я разрулю". Я спрашиваю их: "Зачем вы пригласили нас, истратили сто тысяч долларов на оплату нашего приезда?" Отвечают: "Скучно". Мы играли для них в их маленьком садике. Делать им нечего вообще. "Ягуар" – кабриолет – открытый стоит с ключами в двери. Я спрашиваю: "Почему?"

Отвечают: "Преступности ноль". У всех все есть. Воровать не надо, потому что дадут большой срок, не дай бог. У потенциального вора такой же стоит во дворе. А дальше что? Ответ – в другом месте. Он есть, но он сейчас не по ситуации. Вот хожу я, об этом думаю, живу – и потом выношу это все на сцену. Человек вообще уязвимое существо. Но это не значит, что нужно лежать.

– Но вы без дела не сидите – строите заборы, прокладываете дороги в деревне, где живете?

– Мне Пашенька Лунгин за "Царя" заплатил хорошие деньги, я отгрохал домину такую, что я там делать буду – не знаю. Мне говорят: строй побольше туалетов. Я спрашиваю: "Зачем?" – "Санаторий будет". Слава богу, будет санаторий детям. С толстыми стенами, с красивыми окнами, с сантехникой хорошей шведской. Но это все игрушки. Не надо к вещам прилипать ни сердцем, ни душой. Как блатные говорят, "в гробу карманов нету". Это все придется оставлять. И надо к этому готовиться. Любишь пластиночки, музыку – а ну-ка, один день не слушай. Как тебе? Ад будет, когда "хочу", а "хочу" – всегда. Это – пламя, которое будет жечь. Лягте сегодня вечером спать, закройте глаза и задайте себе вопрос: "Зачем я живу?" И начните честно себе отвечать. Ради детей – хорошо, но в гроб ты их себе не заберешь. Это тоже твое, часть тебя, но это не жизнь ради чего-то. И чем тогда мы отличаемся от животных, если мы только облизываем своих щенят? Вот каждый, кто просыпается и начинает чувствовать, что ему жить неловко, начинает искать. Я даю ответ только перед Богом.

– То есть надо себя спасать? И тогда страна спасется?

– Конечно. Об этом сказал еще Серафим Саровский: " Стяжи дух мирный, и вокруг тебя тысячи спасутся". А дух мирный – это дух Божий. И приходит он куда? В чистое сердце, освобожденное от страстей – ненависти, злобы, обиды мне, себе. А мы как глухие: развалили всю страну, пытаемся стоить правовое государство бессмысленное.

– Бессмысленное?

– Конечно. Как может быть закон на шесть с половиной миллиардов случаев, да у каждого сотни тысяч ситуаций? Это смешно. Закон есть нравственный. А его не пропишешь на каждого Васю.

– А как же в других странах?

– Я ездил в Америку: за двадцать сантиметров все друг друга обходят. Ты тронул кого-то – заплати ему пять тысяч долларов. Вот вам правовое государство: где человек лежит на улице в центре города, все боятся к нему подойти, потому что потом он может их засудить. Вы хотите так жить? Я – нет. Весь центр города забит адвокатскими конторами, все друг с другом судятся. Я, конечно, тоже гражданин государства, законопослушный. Но над моей душой бессмертной не властен никто вместе со всеми своими смартфонами. Я выбираю из мудрости и смыслов высшие. Вся между ними лежащая муть перестала меня интересовать. Я хочу высшего кайфа. И Господь по милости своей – через труды, страдания, которые и нужны для того, чтобы этого достичь, – мне дает это.

– Если проследить изменение ваших персонажей – от "Такси-блюз" к "Острову" и "Царю", то в сочетании с вашими духовными исканиями ваши роли вас тоже привели к духовному перевороту?

– Замечательный Павел Семенович Лунгин говорил, что есть два типа актеров: есть те, кто перевоплощается, становится кем-то, а есть актеры, которые сами являются личностями и натягивают на себя роль, как рубашку. Она рвется, трещит по швам. Я никогда не перевоплощался ни в кого. Я всегда оставался самим собой. Если роль совпадала с моими жизненными позициями на тот момент, я соглашался на нее. Я никогда никого не "играл". В этом смысле роль царя Ивана Васильевича была очень сложна для меня. Неясно было, как мне это все делать. Она заняла у меня много бессонных ночей. И в этом спектакле я выйду таким, какой я есть, – со всеми своими умениями. Театр тем и интересен и ответствен, что каждый выход на сцену – это что-то новое. Вот спектакль, вот зрители, иди на сцену. И все. Искусству невозможно определить полочку, куда его поставить.

Подлинное искусство, сделанное человеком, – то, за которое кровь проливается. Не просто вышел, что-то сделал – и ушел. Спектакль – это моя жизнь. Вот как я живу, так я и пишу песни, так я двигаюсь. Я не вру. Надоело вранье. Артист – это кровопролитная битва.

– Как вы относитесь к тем, кто уезжает из страны? Сейчас таких много.

– Мои интересы ограничиваются моим забором. Я даже, как настоящий деревенский житель, стал редко выходить из дома. Я купался за весь этот год всего дважды. У меня на участке и собственных дел полно. Я и книжки пишу, и читаю, и песни пишу, и видео снимаю и монтирую с сыном, и в кино работаю, я сплю по пять часов в сутки. Мне некогда думать даже, чтобы ехать куда-то, в какую-то страну. Главное, чтобы нам не мешали.

– Кто?

– Злые дядьки, которые на бабках сидят. Не путины, не буши, а кукловоды. Миром правят кукловоды. Это целый замес. Посмотрите, сколько у них времени свободного отрывается на всякий шум: Путин туда, Путин сюда, Болотная, пойдем – не пойдем, бежать под танки Мышиная возня. Сначала выберись на берег сам, а потом спасай других. А эти люди, вместо того чтобы идти в поликлинику и лечиться, собираются вместе и устраивают палату № 6. Я говорю о процессе в целом – человек, вместо того чтобы направить свои внутренние очи в себя, направляет их вовне. Я думаю о том, что я тону. Я думаю о том, что я отвечу за гробом. Я вижу свою душу, погруженную во грех, и, как умею, рассказываю об этом методами искусства. О том, как победить свой грех и выбраться на сушу. Тонущий человек разве думает о судьбах страны? Нет, он думает, как бы выбраться на берег скорее.

Источник: Профиль

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама