ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Русский Журнал": Надежда Кеворкова. Пастырь овец православных. Умер отец Дмитрий Дудко

30 июня 2004

Вчера рано утром на 83-м году жизни скончался знаменитый священник Русской Православной Церкви - Дмитрий Дудко. С ним ушло в прошлое поколение титанических личностей в Церкви, в одиночку противостоявших небывалой по силе системе, сумевших не только проторить путь для себя, но и для сотен тысяч других.

Отец Дмитрий происходил из крестьянской семьи, в которой вера сохранялась и при советской власти. В 21 год он был призван в Красную армию и около года воевал, пока тяжелое ранение не вывело его из строя. Близко знавший отца Дмитрия с 70-х годов Гейдар Джемаль (сейчас - председатель Исламского комитета, а в те годы - молодой мусульманин) вспоминает рассказы отца Дмитрия о войне. "Он не сделал ни одного выстрела по живому противнику, всегда стрелял в воздух".

После ранения Дмитрий Дудко поступил в семинарию, затем в духовную академию. Это был "послевоенный призыв" - люди, пришедшие в Церковь после избрания на патриарший престол Алекcия I. Сталин во время войны приказал открыть сотни тысяч храмов, но служить в них было некому - большинство священников извели в ГУЛАГе.

Не пришлось тогда послужить о.Дмитрию Дудко. В 1948 году он был осужден на 8 лет лагерей за духовные стихи, попавшие не в те руки. Из сталинского лагеря он вышел по хрущевской амнистии.

По воспоминаниям Александра Огородникова, организовавшего знаменитый христианский подпольный семинар в 70-е годы, Дудко был "маяком в тотальной ночи", к нему шли тысячи людей, он никогда не оставался один, даже на прогулке шел в окружении верующих.

После ГУЛАГа священника гнали из прихода в приход, но постепенно вокруг него сложилась многотысячная община. Мусульманин Джемаль вспоминает о том, какое сильное влияние оказывал Дудко на умы всей нон-конформистски настроенной части общества. "Это был необычайно чистой, прозрачной души человек, с большим чувством юмора, эрудицией, знанием истории, богословия. Так должно быть выглядели старцы Достоевского, Леонтьева, так выглядел Серафим Саровский - добрый, готовый пострадать за други своя. Сила его была в умении связать христианскую веру с современным научно-ориентированным сомневающимся сознанием". Особо запомнилась Джемалю шутка отца Дмитрия о значении слова "поп", которое тот предлагал считать аббревиатурой и расшифровывать как "пастырь овец православных".

В середине 70-х по рукам в СССР ходила знаменитая книга Дмитрия Дудко "О нашем уповании". Когда ее напечатали на Западе, в ответ стали присылать целые мешки писем, которые не раз доводилось разбирать Огородникову вместе с о.Дмитрием. По его словам, книга произвела на людей громовое действие, сделало православие понятным и притягательным для разочарованного западного человека.

В отличие от отца Александра Меня, который вел свою миссионерскую работу в глубоко законспирированном режиме, писал под псевдонимами, создавал из прихожан "пятерки", Дудко не прятался. Его проповеди еженедельно звучали по западным радиостанциям, вещавшим на СССР. А его дом на Речном вокзале, свидетельствует Огородников, был как походная церковь - тут всегда толпился народ, шли молебны, сюда же стекалась информация о гонениях на верующих.

В храме на Преображенской в Москве его духовные чада стали собирать "Ответы на вопросы" - проповеди, в которых говорилось о сегодняшнем дне и о смысле быть христианином во враждебном и материалистическом мире. Эти сборники ответов расходились по всей стране, а в храме уже толпились не только русские интеллигенты, но и ведущие западные журналисты, дипломаты, многие из которых даже крестились у отца Дмитрия.

КГБ не раз открывал "охоту" на Дудко. Однажды, рассказывает Александр Огородников, на пустынной дороге Дудко искалечила машина "Скорой помощи", когда тот ехал причастить больного. Та же машина отвезла его, с переломами обеих ног, в глухую больницу, где священника начали как-то странно "лечить", а у двери его палаты бессменно дежурили люди в штатском. Огородников с другими "семинаристами" с большим трудом отыскали отца Дмитрия и, как он говорит, "дали настоящий бой гэбистам, вступив в рукопашную, и выкрали его". Из Москвы Дудко перевели в область - в сельский храм в Гребнево (по Щелковской дороге), где его в 80 году арестовали во время службы при стечении прихожан. Митрополит Ювеналий, в чьем ведении находился приход, не только отказался лишить священника сана, но и не отправил его за штат - таков был авторитет этого "простого сельского попа".

Однако на уже немолодого отца Дмитрия было оказано столь изощренное и мощное давление, что он, выдержавший с честью сталинский ГУЛАГ, вынужден был публично покаяться. С большой помпой покаяние показали по советскому ТВ, а покаянное письмо, им подписанное, опубликовали в "Известиях".

Огородников, к этому времени уже арестованный, вспоминает, что для верующих людей за решеткой это покаяние стало ударом, для тысяч христиан в лагерях обернулось тяжелейшим испытанием, новыми пытками и карцерами.

Джемаль считает что то, что с этим необыкновенным человеком сделала номенклатура, следует квалифицировать как преступление, пусть и не столь зловещее, как внесудебные пытки и казни. "Совестливые люди на воле в большинстве от него не отступились, в отличие от моралистов, показывающих на него пальцем. Я за слабость его не осуждал, понимая, насколько ему тяжело приходилось".

Следствие было закончено через полгода, отец Дмитрий вернулся к приходской работе, но, как говорили его близкие люди, сам светящийся облик священника потускнел. Человеческая слабость простительна - ведь и апостолы не избежали "страха иудейскаго". Только ведь никто так не казнит, как разуверившаяся в своем вожде толпа. Немалый вклад в травлю священника внесли и журналисты так называемого демократического крыла. Как только не называли они отца Дмитрия - и шовинистом, и националистом, и фашистом - за его спокойное неучастие в оскорблении русской памяти.

В поиске нравственного оправдания своего покаяния перед безбожной властью отец Дмитрий Дудко пережил тяжелые двадцать лет, но смысл его проповеди о Русской Голгофе, с которой он связывал свои надежды на возрождение страны, от этого нисколько не померк.

Отец Дмитрий до конца интересовался событиями в стране, в нем гражданское чувство доминировало над многими другими, и России он служил так, как мало кто из его современников - жаром слова и чистотой сердца.

«Русский журнал», 29 июня 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама