ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Почему восстановили патриаршество?

Андрей Зайцев :: 19 ноября 2012

18 ноября 1918 года патриархом Всероссийским после двухсотлетнего перерыва стал святитель Тихон (Белавин). Этому событию предшествовали долгие споры о необходимости восстановления патриаршества в России.

На протяжении почти всего синодального периода в истории Церкви периодически раздавались голоса о необходимости восстановления патриаршества. Форма управления Церкви, описанная епископом Феофаном (Прокоповичем) по прямому одобрению Петра I не была нормальной, а потому, прежде чем говорить об избрании патриарха Тихона, стоит остановиться на тех сложностях, который Синодальный период принес в Российскую Православную Церковь.

Отношения Петра Великого к Церкви было сложным. Первый российский император в своих письмах и указах регулярно цитировал Библию, всячески подчеркивал, что победы даются ему Богом, что необходимо говорить о христианстве, как о вере, которая способствует укреплению надежды и любви, почитал последнего патриарха Адриана. При этом не любил монашество, считая "чернецов" лицемерами и притворщиками, а в патриархе видел потенциального соперника по власти и авторитету.

Детство царя было непростым – за бунтом стрельцов, за его сестрой Софьей стояли консервативные круги, с которыми можно было ассоциировать и духовенство. Кроме того, недавнее столкновение патриарха Никола с царем Алексеем Михайловичем также не добавляло молодому царю желания иметь рядом с собой Предстоятеля Церкви. После смерти патриарха Адриана Петр был занят войной и реформами, и лишь 25 января 1721 года был принят закон "Регламент или устав духовной коллегии", устранявший патриаршество и заложивший основы для превращения Церкви в одно из государственных ведомств.

По новому закону главой Церкви фактически становился император, а сама духовная коллегия представляла собой ведомство, где было несколько епископов, священников и чиновников, одним из которых являлся обер-прокурор. Первоначально это должность не имела большого значения и на нее могли назначаться военные низких чинов, но со времени Александра I обер-прокурор начинает играть все более заметную роль в управлении Церковью, и уже к середине XIX века приводит к конфликтам. Так в свое время два самых видных русских иерарха, два Филарета – Московский (Дроздов) и Киевский (Амфитеатров) – вышли из состава Синода в знак протеста против всесилия графа Протасова. Как образно заметил свт. Филарет: "Шпоры генерала цепляются за мою архиерейскую мантию". У Лескова есть очерк "Борьба за преобладание", посвященный как раз синодальным баталиям. Очень поучительный.

Несколько десятилетий спустя, в Синоде, находившемся под крылом Победоносцева, такие демарши были попросту невозможны, поскольку этот обер-прокурор принимал решения почти исключительно из своих соображений и пренебрегал мнением иерархов.

Всемогущество государства в делах Церкви было заложено еще Феофаном (Прокоповичем), называвшем царя епископом над епископами: "Могут государи епископами народа, себе подданнаго, нарицатися. Имя бо епископ значит надсмотритель... Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседействительный, то есть имущий силу и повеления, и крайняго суда, и наказания над всеми себе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными". Это цитата из проповеди соратника Петра I является крайним выражением цезарепапизма. На практике это иногда приводило к печальным последствиям – император Павел I отказался снимать шпагу при венчании на царство, а затем причастился как священник у престола.

К началу ХХ века синодальную систему критиковали многие епископы и священники. У императора Николая II не один раз просили разрешения собрать Поместный собор, на котором предполагалось обсудить вопрос о восстановлении патриаршества. Сергей Нилус и ряд других авторов приводят апокриф, рассказывающий о том, как несколько православных иерархов пришли к Николаю II просить о восстановлении патриаршества, а тот предложил в ответ, что он сам примет постриг и будет возведен на патриарший престол, а престол отдать сыну. Как в ΧVII веке: патриарх Филарет (Романов) и царь – его сын Михаил Федорович.

После февральской революции 1917 года вопрос о восстановлении традиционной формы управления Церковью становился все более актуальным. Необходимо было срочно создать структуры, позволяющие принимать решения в Церкви независимо от формы правления в государстве.

У идеи восстановления патриаршества были противники и в самой Церкви. Они боялись, что первосвятитель Московский со временем может начать действовать также, как обер-прокурор: принимать решения, не оглядываясь на мнение епископата, священников и мирян. Чтобы этого не произошло, предлагалось ограничить функции предстоятеля Церкви во внутрицерковных делах – он должен был оказаться регулятором ведения дел в Синоде, состав которого не зависел бы от патриарха.

Эта схема управления Церковью представлялась наиболее демократичной – важнейшие решения принимает Поместный Собор, а первосвятитель занимает место своеобразного секретаря, который лишь координирует повестку дня. Отметим, что и сторонники восстановления нормального управления Церковью говорили о необходимости четко определять права и обязанности патриарха, что позволил бы избежать угрозы абсолютизма уже внутри Церкви. Протоиерей Феодор Титов еще в самом начале ХХ века говорил, что, "установление па¬триаршества было не столько церковной инициативой, сколько гражданской ре¬формой, задуманной по воле гражданского правительства для возвышения автори¬тета Московского государства. Учреждение патриаршества было предпринято под влиянием главным образом политических соображений". Заметим, что эта позиция опирается на исторические факты. Патриаршество на Руси было введено в конце XVI века, а фактически автокефальной Церковь была примерно за сто лет до этого события.

Последующие события показали, что сторонники восстановления патриаршества на Руси видели дальше своих оппонентов, предполагавших, что преследований Церкви не будет. Будущий священномученик Иларион (Троицкий) на Поместном соборе 1917-1918 годов говорил о том, что необходимо "освободить наше церковное управление от тех язв, которые явились печальным плодом двухвекового пленения Русской Церкви властью государственной".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама