окумент "Позиция РПЦ по ювенальной юстиции" вызвал споры на недавнем заседании пленума Межсоборного присутствия Русской православной церкви. Обещают защитить всех от всех и детей, и родителей. Церковь выступила за отдельное судопроизводство для несовершеннолетних, но против приоритета прав ребенка над правами семьи.
В результате дискуссии документ переименовали в "Позицию РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции". Сделали это для разграничения терминов.
Одной из проблем в дискуссиях о ювенальной юстиции является различие в дефинициях и у ее противников, и у ее сторонников. Опыт показал, что люди не знают, о чем они говорят используют один и тот же термин, а говорят о разных вещах, сказал патриарх Кирилл, открывая пленум.
Есть попытки сузить понятие "ювенальной юстиции" до милосердного отношения к малолетним преступникам, но на самом деле оно относится к любым сложным ситуациям, где одной из сторон является ребенок, пояснил "Известиям" член Межсоборного присутствия протоиерей Всеволод Чаплин.
Написанию документа предшествовал многолетний спор на всех площадках от блогов до Госдумы о том, что введение "ювенальной юстиции" (ЮЮ) окажется не "реабилитационным правосудием" для несовершеннолетних, а изъятием детей из семьи, если в холодильнике обнаружен просроченный йогурт или нет фруктов.
Это не страшилки из интернета, а реальные случаи. В некоторых странах Запада они давно стали системой, сказал "Известиям" Чаплин. Попытка создания индустрии устройства детей в приюты, приемные или патронатные семьи, похоже, выгодна определенному слою бывших и нынешних социальных работников. Но общество не должно идти на поводу у этих материально заинтересованных людей.
Отец Всеволод Чаплин пообещал, что Церковь вступится за семьи, попавшие в подобные ситуации.
Это уже сейчас делают многие священники, православные СМИ и общественные организации, сказал священник и отметил, что в документе "Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции" это тоже отражено.
Последняя редакция проекта, направленного на рассмотрение Архиерейского собора (он пройдет в феврале) еще не опубликована. Это беспокоит противников введения ЮЮ в России.
Мы подавали довольно объемные поправки к документу, их поддержали более 40 родительских организаций нашей страны. Но мы не знаем, какие из них приняты, сказала "Известиям" лидер Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Леткова. Итоговый текст не обнародован, но есть информация, что он остался прежним. Общественность встревожена. Намерение Церкви "печаловаться", то есть заступаться за пострадавшие семьи, было уже в начальной редакции документа, но этого недостаточно. Хотелось бы, чтобы Церковь выразила принципиальное несогласие с введением ЮЮ. Право воспитывать детей дано Богом, никто не может вторгаться в дела семьи и отчуждать это право у родителей, тем более по размытым критериям.
Ольга Леткова полагает, что церковная позиция в документе была выражена половинчато.
Многие священники и миряне выражали такое же мнение на сайте Межсоборного присутствия. Зачем проводилось широкое обсуждение этого документа, если мнение общественности все равно не учитывается? Теперь эти люди разочарованы, сказала Ольга Леткова.
В документе, по словам отца Всеволода, "ясно говорится об опасности того, что многие дети испытывают насилие в семьях, в том числе сексуальное".
Официальная статистика МВД показывает, лишь 4% из общего числа пострадавших от преступлений детей становятся жертвами родительского насилия. Относительно общей численности детей, проживающих в России, число несовершеннолетних жертв семейного насилия составляет 0,02%. И эти показатели ежегодно снижаются, сказала "Известиям" Ольга Леткова. В 96% случаев угроза для детей не их родители, но Церковь повторяет такую мысль, не проверив, ведь "ювеналы" преподносят насилие в семье как национальную проблему.
Ольга Леткова видит в недостаточно отчетливых формулировках законов и церковного документа прямую угрозу семье.
В документе говорится, что Церковь оправдывает вмешательство государства в семейную жизнь, если исчерпаны возможности для сотрудничества с государством, сказала она. Но на сегодня законодательством не предусмотрены конкретные формы сотрудничества, народ против вмешательства государства в семью. Церковь согласна, что изъятие детей из семьи допустимо в случае угрозы жизни и здоровью ребенка, но нигде не уточняется, что понимать под угрозой здоровью. Например, если дети не получают мяса в Великий пост, их тоже можно забрать?
По мнению Ольги Летковой, либерализация уголовного права в отношении несовершеннолетних в России уже прошла дальше, чем во многих странах Европы, так что недалеки ее негативные плоды. Дети уже знают о своей безнаказанности и не боятся совершать преступления. По ее словам, нужно вводить новые реабилитационные программы, а не смягчать Уголовный кодекс. Однако РПЦ, похоже, заняла другую позицию.
Источник: Известия