"Я профессиональный историк и источники очень уважаю. Но не надо думать, что правда, которая преподается, единственная. В нашей истории чересчур много пробелов и провалов, умолчаний и лакун, именно поэтому она так часто и так легко переписывается", уверен писатель Владимир Шаров
Прозаик Владимир Шаров одна из самых загадочных фигур в нашей литературе. На его счету несколько интеллектуальных романов "Репетиции", "До и во время", "Мне ли не пожалеть...", "Старая девочка", "Воскрешение Лазаря". Книги Шарова либо принимают безоговорочно, либо так же безоговорочно отвергают. Многим не нравится, как автор обращается с историей: оппоненты однажды даже сожгли в Москве у станции метро "Аэропорт" чучело писателя. В общем, умения смущать умы Шарову не занимать. При этом он далек от светской литературной жизни, премий, книжных ярмарок. В анкете заслуженного литработника про него было бы написано: не участвовал, не состоял и почти не выдвигался... Но в этом году роман "Будьте как дети" вошел в шорт-листы сразу двух ведущих национальных премий "Большой книги" и "Русского Букера". Обозреватель "Итогов" подумал, что это отличный повод встретиться с Владимиром Шаровым и поговорить с ним и о литературе, и о "священных коровах" российской истории.
Ваши романы постоянно вызывают споры. Но до сих пор ни один не номинировался на "Букера" или на "Большую книгу". Почему так?
Много причин. Главная в моих отношениях с литературным миром. Я не был его частью ни при советской власти, ни после. У людей есть навыки существования в этом мире, а мне их не хватает. До 90-го был уверен, что меня никогда не будут печатать. Генетика этого дела, наверное, дает о себе знать.
В 80-е вы писали крамолу?
У меня был роман "След в след". Я таился и прятал рукопись у физиков и у друзей мамы, на территории Курчатовского института, где действовал режим секретности. Потом кто-то прочитал роман и сказал: пора отдавать в печать. На дворе уже был 89-й год. Но журнальный вариант текста я сам безнадежно испортил. Я не верил, что окошко открылось надолго, и потому вставил в роман некую историческую работу, которая рвала текст и все связи в нем. Мне говорили: это надо убирать. Я упирался.
Но напечатать удалось?
Да, в свердловском журнале "Урал". "Новый мир" и "Знамя" ко мне еще только приглядывались. Главный редактор "Нового мира" Сергей Залыгин колебался. В командировку в Париж он взял роман и на полях и между строк написал текст... ну, может быть, на треть меньше, чем мой. Это были бесконечные ремарки, поначалу "Так писать нельзя!", "Ошибка!". Затем тон поменялся, чередой пошли плюсы. Потом вопросы: "А кто пустил автора в архив?" В романе цитируются тексты заседаний ЦК, Политбюро, высказывания Ленина. "Откуда автор это знает?", "Есть ли у него допуск?" вопрошал он. "Надо проверить, можем ли мы это печатать, можем ли все это цитировать". Наконец, последняя ремарка: "Возможно, вся русская литература пойдет по этому пути". В итоге роман все-таки не взяли, экземпляр в таком виде никуда нельзя было нести, а денег на машинистку у меня не было.
Однако другой ваш роман "До и во время" был опубликован, и именно в "Новом мире". А потом была знаменитая дискуссия: в романе вы написали тайную историю русской революции, вас обвиняли в безответственной игре с историческими реалиями. Ваш подход к историческим событиям многим показался кощунственным.
Тогда, в начале 90-х, вообще было сказано много такого, что сейчас скорее печалит, чем удивляет, что-то кажется просто недоразумением. У меня в книге многое выдумано, но есть и ссылки на источники, архивные документы. Так вот именно им мои критики и не поверили. Стали объяснять мне, что Христос был распят, а не повешен, что Моисей на Синае не мог дать Пятикнижие. Повторяю, это было взято из источников но это та ветвь традиции, о которой они не знают еврейская средневековая повесть о повешенном. Мне кажется, они запутались, возможно, это испортило им настроение люди не любят, когда они ошибаются, возникает ощущение, что их водят за нос.
Но нет ли здесь идейного несогласия? Мол, строить на основе нашей истории мифологические сюжеты кощунство.
Да, спору нет. На многое мы смотрели и смотрим по-разному, но для меня важнее другое. Я строю романы на метафорах, нередко их роль играют исторические лица и исторические события. Вот и все.
И тогда мадам де Сталь становится матерью Сталина, как в том же "До и во время"?
Меж тем это метафора влияния французской культуры на русскую. Влияния времен Великой французской революции, Наполеона или Парижской коммуны. Созвучия вторичны и случайны. Между прочим, в ходе работы я выяснил, что некая "мадам" Сталь работала в большевистских организациях в Тифлисе и Париже. Для меня это стало откровением.
Сегодня много говорят о переписывании истории. А можно ли вообще избавиться от наслоений, вернуться к оригиналу? Если даже в Древней Руси летописи переписывались при каждом князе?
Историки не так просты и сравнивают источники: когда их несколько, переиначить что-либо не так легко. Куда чаще меняется интерпретация. Скажем, мы убеждены, что во время Первой мировой войны Россия была права, а немцы что права была Германия. Плюс очень легко меняется на минус. Но это письменная история, и с ней все не так плохо. А вот с чем беда, так это с традицией, которая распространялась из уст в уста и ни в каких документах не отложилась. Без нее мы в революции ничего не поймем, и именно она мне интересна.
Ваша излюбленная тема: революция была неизбежна?
Она не была неизбежна, но, безусловно, не была случайна.
Почему?
Потому что революцию поддержало то понимание русской истории, которое шло от начала государства, было заложено в самый его фундамент, стало смыслом и назначением нашей истории. Я имею в виду убеждение, что Россия последнее истинное христианское царство. А дальше конец мира и Страшный суд. Эти настроения исповедовала огромная часть народа. Не забывайте, в XIX веке значительную часть населения России составляли староверы. Это была традиция, убежденная в том, что со времен Никона и раскола церковь и царство безблагодатны, соответственно Антихрист вот он, уже на пороге...
Мне кажется, староверы вышли на сцену еще при Пугачеве, который ввел крестьянскую монархию без дворян и бюрократии, раздавал землю и жаловал крестьян "крестом и бородою", то есть принимал обратно в старую веру.
Да, это не раз выходило на поверхность. Но подспудно жило в народе всегда. Поражения в японской и Первой мировой были поняты так: Господь от России отвернулся, пришли последние времена. Была и более мягкая трактовка, близкая к Николаю Федорову, который считал, что возможно спасение и воскрешение человека уже на земле. Именно эти настроения и смели империю. И для белых, и для красных, и для зеленых для всех революция была Страшным судом. Все хотели отделить "чистых" от "нечистых" и, покарав грех, строить рай на земле.
За такие идеи в начале века вас бы предали анафеме и большевики, и церковь. Но почему их и сегодня неохотно обсуждают?
В 93-м году была популярна мысль, которая всю русскую историю с 1914 по 1991 год предполагала вычеркнуть. Мол, весь этот период чудовищная, жуткая ошибка. Идея прерывания истории, как и в 1917-м, очень привлекала. Этот взгляд меняется только сейчас. История не может прерваться. Никак. Понятия, которые связаны с московским царством и Третьим Римом, это генетика. Она может быть лишь закамуфлирована.
Такие примеры уже имели место?
Вот смотрите. В Смутное время сложившаяся монархия, Боярская дума, дьяки, приказы, законодательство все разом рухнуло. На поверхность вышли слои, которые были прежде почти незаметны и уж, во всяком случае, никакого участия в управлении государством не принимали. Я имею в виду земское самоуправление северных сел и городов. Когда все распалось, вдруг выяснилось, что они-то и есть ядро. После Смуты они, воссоздав царство, снова ушли в тень. Но это не значит, что их больше не было. В начале ХХ века сквозь покров государства прорастает другая, но тоже вековая традиция, которая по-своему, не как Петербург и Москва, понимала мир.
Идеей о религиозных корнях большевизма вы кому-то обязаны?
Об этом, конечно, писали и до меня. А что касается идеи крестового похода детей в "Будьте как дети", она...
...от Курта Воннегута?
Что вы. Это реальный поход, средневековый. Крестовые походы один за другим оканчивались неудачей, и дети решили, что крестоносцы не способны освободить и удержать Гроб Господень, потому что греховны. Значит, освобождать Гроб должны дети они наивны и чисты. Их вели священники. Про каждый город, который появлялся на горизонте, те, кто шел, думали, что это Иерусалим. Постепенно войско детей редело часть погибла от голода, холода и болезней, других продали в рабство, немало девочек взято в гаремы. Домой сумели вернуться единицы. Пока я писал, ощущение какого-то коренного сходства нашей революции с их походом только нарастало.
А начало века?
Наоборот. Серебряный век время максимальной сложности жизни. Отсюда такое бурное развитие искусства и науки. Но на каком-то этапе люди начинают думать, что чем больше ты знаешь, тем труднее совладать со злом. Бесконечная сложность бессмысленна, она лишь пугает и не дает спастись. Искушение все радикально упростить вот это добро, а это зло, это враг, а это свой непреодолимо. Весь СССР путь такого понимания и упрощения.
Покойный Александр Панченко писал, что в СССР мутировала церковная обрядность. Тело в мавзолее искусственные святые мощи, съезды Вселенские соборы, демонстрации крестные ходы...
Такие институты вообще вечны. И Бердяев в эмиграции писал о подобной связи революции со всей нашей историей, хотя и тогда это была не самая популярная точка зрения. Но то, что она появилась не со мной, очевидно. Кстати, я убежден, что гражданская война не кончилась в 21-м году.
Тогда в каком?
Она кончилась со смертью Сталина в 53-м году. Потому что ровно до этого времени продолжалось отделение внутри страны "чистых" от "нечистых". Именно в этом смысл массовых расстрелов, и посадок, и ссылок. Жертвы очень редко были сознательными противниками режима, скорее, можно сказать, что уничтожалось все, имеющее "лица необщее выраженье". Не только люди, но и местные нравы, обычаи, особенности языка словом, под нож шло все, что мешало упрощению и унификации. То есть была не просто тирания, а сознательное продолжение войны. Перманентная гражданская война сделалась при Сталине самой основой государственного порядка, и эта основа оказалась очень прочной.
Вопрос о жанре вашей прозы все время обсуждается. Исторический апокриф, катакомбный историзм, мифосказ... А что на самом деле?
То, что я пишу, наверное, ближе всего к притче. Правда, расписанной до романа. Но вот к чему моя проза точно не имеет отношения, так это к альтернативной истории. Я профессиональный историк и источники очень уважаю. Но не надо думать, что правда, которая преподается, единственная. В нашей истории чересчур много пробелов и провалов, умолчаний и лакун, именно поэтому она так часто и так легко переписывается.
Источник: Итоги