Вечер с участием Алексея Константиновича Светозарского проходит в здании резиденции Московских митрополитов. Место более чем официальное, формат мероприятия – почти академическая лекция, но одно из главных впечатлений – удивительно сердечная атмосфера, которую умеют создать настоятель и прихожане храма Илии пророка в Черкизове. Всем гостям, пока остается время до начала лекции, предлагают пластиковый прозрачный стаканчик с чаем (хочешь – с сахаром, хочешь – без) и пирожки на выбор – с мясом, яйцами и яблоками. Мелочь, а ощущаешь себя уже совершенно по-другому. И понимаешь: тебе тут рады.
Тема лекции – первые годы после революции 1917 года, положение Церкви и гонения на Церковь. Вероятно, изначально планировалось вместить в одну лекцию весь период существования на территории нашей страны советской власти, но потом стало ясно, что материал настолько богат и разнообразен, что лучше разделить его на несколько частей. Настоятель храма Илии пророка в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов) с улыбкой заметил, что профессор есть профессор, и если уж он берется читать, то получается целый курс.
У меня есть курс современной истории, который я читаю в Московской духовной Академии, рассказал "Татьянину дню" профессор Светозарский. К великому сожалению, на него не всегда хватает времени, и с изменением программы мы стали меньше заниматься церковной историей. Надо искать выход, может быть, отдельно читать курс по истории Русской Церкви в XX веке в Академиях и семинариях, потому что столько там всего коренится – и в великих свершениях, и в подвигах. Это надо знать, чтобы извлечь какие-то уроки.
По-хорошему, знать историю своей Церкви и своей страны нужно не только семинаристу, но и любому человеку. Хотя бы для того, чтобы понимать, что лежит в основе событий, в том числе, и нашей современной жизни.
Сейчас, на мой взгляд, такое время, когда нужно ко всему этому подойти детально. Настало время осмысления, отметил Светозарский.
Шанс узнать о чем-то из уст специалиста, академического профессора, который с радостью охотно рассказывает о нашей церковной (и не только) истории и готов ответить едва ли не на любые вопросы, предоставляется не так часто. Вчера он был у тех, кто не поленился потратить около полутора часов и прийти в уютную "Илиинскую гостиную".
О некоторых моментах мы постараемся рассказать в нашем материале. Хотя бы для того, чтобы можно было понять, какого уровня рассказ ждет нас в декабре, когда, даст Бог, состоится вторая лекция профессора Светозарского.
Сегодня Церковь – одно из немногих мест, где собираются представители разных поколений, с совершенно разным жизненным и церковным опытом, и обсуждают проблемы, которые волнуют всех, сказал "Татьянину дню Алексей Константинович. Но я совершенно не рассчитывал на представителей самого младшего поколения (они здесь, видимо, оказались случайно, просто потому что их привели родители) – уж слишком тема серьезная, и есть моменты, которые детям еще рано озвучивать.
Во время лекции он действительно опускал некоторые моменты в рассказах о казнях – чтобы не пугать присутствующих в зале детей.
Эти немногочисленные "купюры", разумеется, ничуть не повредили рассказу. Лекция получилась очень глубокая и насыщенная.
Своим студентам я всегда говорю, что никакое крупное явление в истории не имеет одной причины, отмечает профессор Светозарский.
Он рисует картину того, что происходило в нашей стране в 1917-1918 годах: революция, Гражданская война, пик террора – 1918 год, две блестяще (с точки зрения пропаганды и воздействия на умы) проведенные большевиками кампании, которые нанесли удар по авторитету Церкви – кампания по вскрытию мощей и кампания по изъятию церковных ценностей. Лекция напоминает скорее не стройное последовательное повествование о событиях, а написанную широкими мазками картину. Предполагается, что тема для слушателей – близкая и знакомая, но некоторые моменты хочется выделить чуть ярче.
Статистика 1914 года
В 1914 году в Русской Православной Церкви было
117 миллионов православных,
более 50 тысяч священников и диаконов,
130 архиереев,
48 тысяч приходских храмов (не считая домовых, ведомственных и прочих),
67 епархий.
В первые годы после революции было убито 28 архиереев, тысячи монахов и священников и 12 тысяч мирян.
Церковь и февральский переворот 1917 года. Поместный собор
После февраля 1918 года положение Церкви изменилось. Церковь была поставлена перед фактом, что власть сменилась. До того Церковь – в синодальный период – была подчинена власти, и навыка быстро реагировать на происходящее почти не было. Император Николай II отрекся от престола 2 марта, а обращение к пастве последовало спустя неделю – 9-го.
Новые реалии возникали и в церковной жизни. Организовывались комитеты из мирян и клириков на уровне благочиний, епархиальные комитеты и приходские собрания. Эти органы должны были заниматься контролем деятельности архиереев, но на деле далеко не все архипастыри с этим считались (например, митрополит Антоний (Храповицкий)).
В Петрограде возник Союз демократического духовенства и мирян – будущие участники обновленческого движения.
В июле 1917 года вышел декрет о свободе совести, который поставил Русскую Православную Церковь в равное положение с другими конфессиями. Но по инерции даже Поместный собор в августе 1917 года во время обсуждений исходил из того, что глава правительства должен быть непременно православным, хотя это не соответствовало реальности.
Собор работал наподобие двухпалатного парламента и был очень представительным: 265 участников – духовенство и 289 (то есть более 50%) – миряне, представители самых разных политических течений, в том числе 1 большевик.
Кровавые столкновения в Москве. Похороны жертв революции
Впервые Церковь протягивает руку молодежи, которая выступила, возмущенная этим безобразием, рассказывает профессор Светозарский о столкновениях в Москве.
Молодежь – воспитанники военных училищ, кадеты, была, как кажется, совершенно оторвана от церковной традиции. Даже авторы газетных публикаций делали нелепые ошибки вроде "диакон размахивал паникадилом". Поместный собор просил прекратить бессмысленный обстрел Кремля, а когда юнкера покинули Кремль, Собор выступил с воззванием о том, чтобы победители не мстили. Тема мести в те дни была слишком актуальна после первой вспышки братоубийственной борьбы. Профессор рассказывает такой случай:
В Москве на Тверском бульваре девушка сестра милосердия – видит раненого юнкера. Бросается к нему, чтобы оказать помощь, но ее останавливают солдаты: "Нынче, мамзель, не те времена". И закалывают юнкера штыками.
Поместный собор выступал за совместные похороны жертв революции, хотя "красные" устраивали отдельные похороны, не выдавали родным тела и не пускали в морги священников. Нередко во время похорон пели одновременно революционные песнопения и "Со святыми упокой".
Ектеньи о чужих родственниках
Церковь ассоциировалась со старым миром, который хотели "разрушить до основанья". В народе к 1917 году скопилось много вопросов к Церкви.
На селе священник был, с одной стороны, тем человеком, который освящал жизнь (совершал крестины, венчания, отпевания), с другой же – тем, кому почему-то надо было платить. Интересно, что жалованья священники не получали и жили исключительно на подаяния прихожан. Исключением были только священники в западных регионах: они получали жалованье, чтобы не выглядеть униженными по сравнению с ксендзами, которые имели зарплату.
Молодежь выросла вне влияния Церкви. Заходя в храм, молодой человек слышал, что на ектеньях поминают государя и его многочисленных родственников, которые ассоциировались с тем режимом, которому молодежь была оппозиционна. Конечно, молодые были поражены, когда участники Поместного собора приходили, чтобы хоронить их погибших товарищей.
В 1918 году произошел перелом.
Пасха 1918 года в Москве самая голодная и самая празднуемая, рассказывает Алексей Светозарский. – На столах стояли холодцы из конины и самодельные напитки, собранные, чтобы пригласить и накормить духовенство.
Многие открыли для себя глубину Православия, и в 20-е годы последовал приток молодежи в Церковь. Многие из тех, кто в эти годы обратился к Церкви, пострадали во время репрессий 30-х годов.
Война
К моменту революции и смены власти в феврале российское общество устало от войны. Война была позиционная, а сидеть в окопах русские солдаты не привыкли. Солдаты-крестьяне забирали оружие и уходили домой – так выглядело дезертирство. Их никто не мог сдержать: доверия к родовым офицерам не было (кроме того, большая часть офицерского состава к 1917 году была перебита) и единственные, кто как-то удерживал армию прапорщики и подпоручики, выходцы из разночинцев, которым еще верили.
Большевики и семинарии
23 января 1918 года принят декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Государство забрало земли и школы, в том числе духовные. Академии закрылись, так как не было финансирования, а семинарии были преобразованы в трудовые школы. Богословский компонент из них убрали, зато учащиеся получили возможность доучиться и получить какое – то образование (до революции в семинариях был хороший набор общеобразовательных предметов).
Сразу после революции последовали попытки захвата церковного имущества. Например, по указанию Александры Михайловны Коллонтай в Александро-Невскую лавру направился отряд, чтобы забрать обширное помещение для размещения там раненых. Богомольцы стали протестовать, ударили в набат... Через некоторое время пришел отряд с пулеметами. Одним из первых был убит священник Петр Скипетров, клирик церкви Бориса и Глеба. Священника похоронили в лавре, а в день его похорон состоялся многочисленный крестный ход через весь Петроград.
Ликвидация мощей во всероссийском масштабе
С конца 1918 года – в пик Гражданской войны началась кампания по вскрытию мощей.
Большевики использовали то, что было недоработано, констатирует Светозарский.
В Российской империи была элитарная культура: вес специалисты проходили жесточайший отбор. Неуспевающие ученики во множестве отсеивались из гимназий и реальных училищ, выпускник Бауманки – инженер – мог получить диплом только после 6 лет безупречной работы (на практике доказав, что он действительно компетентен). У нас были первоклассные специалисты и при этом 80% населения не умели читать. Новая власть сыграла на этом парадоксе.
В древности люди понимали, что такое почитание мощей. На раках писали: "лежит телом" (то есть полностью сохранился нетленен) или "лежит мощми" (сохранились кости), где-то сохранялись только части мощей, отдельные косточки. Со временем знания об этом были утеряны, люди говорили о мощах, отталкиваясь от собственных
Существовала брошюра "О почитании святых мощей". Но кто будет ее читать, если 80% людей безграмотны? – говорит Светозарский
Было произведено 63 вскрытия. Каждое снимали на пленку и после возили эти фильмы по стране и демонстрировали, чтобы дискредитировать Церковь. Вскрытия не всегда производили добросовестно. Например, нетленные мощи святителя Феодосия Углицкого, епископа Черниговского, сразу же убрали в склеп и опечатали: показ нетленных мощей в планы новой власти не входил.
Настоятеля Александро-Свирского монастыря расстреляли за то, что он отказался подписывать протокол о том, что, якобы, мощей в раке не было ("Я видел скелет!", говорил священник).
Когда надругались над главой преподобного Саввы, начался мятеж, за который несколько человек были осуждены.
Когда открывали мощи преподобного Сергия, лавру оцепили, на колокольне установили пулеметы, а на территорию пускали только по билетам. В то время, когда производили вскрытие, на площади перед монастырем служили молебен. А когда обнаженные от покровов мощи вынесли, чтобы показать народу, многие верующие крестились и отворачивались, чтобы не оскорбить святыню нескромным взглядом.
30 июня 1920 года вышло постановление СНК о запрете почитания мощей – "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе".
Огненные похороны. Первый московский крематорий
Один из моментов наступления на Церковь – новая обрядность: календарь, стиль, орфография, имена, "звездины" (вместо крестин), гражданские панихиды, новые "красные" похороны.
Следование старым обрядом рассматривалось как нелояльность существующему строю. Отец профессора Светозарского вспоминал преподавателя марксистской логики профессора Асмуса (отца протоиерея Валентина Асмуса), который – в эпоху, когда носить обручальные кольца было не принято – ходил с серебряным (как положено по Уставу) обручальным кольцом.
С 1929 года в Петрограде действовал крематорий. В Москве под крематорий переделали храм преподобного Серафима и Анны Кашинской, причем по интерьеру можно было понять, что некогда это был храм. Мать Надежды Крупской по завещанию была кремирована.
Кампания по изъятию церковных ценностей.
Вторая пропагандистская кампания послереволюционных лет – изъятие церковных ценностей. Якобы в пользу голодающих, на деле же во много м чтобы добыть средства для Генуэзской конференции.
Переговоры с Патриархом Тихоном вел Максим Горький. Когда он пришел говорить с Патриархом. тот протянул ему руку, чтобы поздороваться. Вопрос о том, брать ли благословение, был сразу снят. Вместе они создали Всероссийский комитет помощи голодающим под председательством Патриарха. Но средств удалось собрать не очень много.
Ленин рассчитывал в основном на богатства, которые хранились в ризницах монастырей и лавр. И второй момент – он хотел "запугать эту публику на десятки лет" (речь шла о духовенстве).
Кампания проходила масштабно и началась с парадокса: по декрету 1918 года все церковное имущество было отчуждено в пользу государство и передано им Церкви в бессрочное пользование. По закону, в частности, богослужебные сосуды нельзя было не отдать государству. По канонам, отдавать их кому бы то ни было также было нельзя.
С тех лет остались документальные кадры: сидит дамочка эмансипе, стриженая, с папиросой и копается в Дарохранительнице, иллюстрирует Светозарский.
Конечно, изъятию сопротивлялись. Было 1414 эксцессов, когда люди пытались защитить святыни.
Патриарх Тихон и новый год (воспоминания чекистки)
Один из финальных штрихов к портрету эпохи, который составил профессор Светозарский воспоминания чекистки, которая охраняла Патриарха Тихона под арестом в Донском монастыре.
Свидетельства от противного – самые ценные, отметил профессор.
Эта дама вспоминала, что каждый раз, когда она и ее сослуживцы заглядывали в комнату, где содержался "дед", то видели, что он молится и плачет.
То ли так она воспринимала обычное монашеское правило, то ли это была его непрестанная молитва о Церкви и народе, говорит профессор.
Патриарха не пускали служить даже в Страстную. В новогоднюю ночь он также был в камере. И бывшая чекистка вспоминала, как после 12-ти ударов в новогоднюю ночь "дед" вышел из своей комнаты в красивом подряснике, расчесанный, с золотым крестом (или панагией?), неся в руках поднос с орехами, финиками и шоколадом, которые кто-то из посетителей принес ему в камеру.
С новым годом! – обратился Патриарх к своим стражам.
На такой поступок, думается, способен далеко не каждый человек.
Источник: Татьянин День|||