ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Обитель добра и утешения

Ольга Акулова :: 06 декабря 2012

Среди святых мест России Отпила пустынь занимает особое место. Один из древнейших монастырей всегда был центром притяжения многих поколений людей. Оп-тина значительно больше чем памятник архитектуры, культуры, истории. Она всегда влекла высокой духовностью, силой веры, благодатью. За такой поддержкой и сегодня приезжают сюда тысячи людей со всей России.

КОГДА-ТО богомольцы добирались до Оптиной пустыни пешком. Шли с молитвой долгие дни. Сегодня поездка напоминает легкую прогулку. От Калуги надо доехать до Козельска, а отсюда до монастыря рукой подать – всего-то два километра. Можно пройтись пешком – места великолепные! Дорога пересекает реку Жиздру, потом идет вдоль вековой монастырской рощи. За невысокой оградой стоит сам комплекс, и здесь откроются вам не только удивительный уклад монастырской жизни, особая атмосфера монашеского бытия.

Происхождение Оптиной пустыни до сих пор остается неизвестным. По преданию, монастырь основан в конце XVI века раскаявшимся разбойником по имени Опта, в иночестве его звали Макарием. Кто и как возводил здесь первые постройки – тоже загадка. Правда, есть предположение, что сооружали их не князья и бояре, а сами подвижники – покаянием, слезами и молитвой. И без божьего промысла здесь, конечно, не обошлось.

Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. Монастырь зажил вольно:

развивалось земледелие, появились ремесла. Братия жила в трудах и молитвах. При Петре I для умножения государственных доходов на монастырь налагались пошлины. Многочисленные пустыньки, в том числе и Оптина, были упразднены. Братия переселилась в Преображенский монастырь города Белёва. Однако вскорости по прошению, поданному в Священный Синод, Оптину пустынь опять открыли. Но монастырь оказался без средств, без помощи, в чистом поле. Возрождение Оптиной пустыни связывают с институтом старчества. Старчество – не чин, не звание, это особое благодатное дарование. Вот что говорит об этом богословское учение: "Старец призывается на служение самим Богом, проходит святоотеческим путем тяжелый подвиг, достигает бесстрастия, чистоты сердечной, преисполняется любовью, ему открывается воля Божия". Старец – это вовсе не тот, кто дожил до седин. Он может быть и молодым, но обладать особым даром рассуждения, врачевания, наставничества. Имея своего рода талант сострадательной, жертвенной любви, старцы чужие горести воспринимают как свои собственные. Они христианские пророки-утешители.

В 1877 году за утешением к старцам в Оптину пустынь приехал Федор Михайлович Достоевский. После смерти любимого сына Алеши писатель впал в тяжелую депрессию и даже подумывал о самоубийстве. Прожив в скиту некоторое время, Достоевский изменил свое отношения к жизни. Утешение старцев было простым – когда человек плачет, горюет по усопшим, убивается и места себе не находит, точно так же чувствует себя отдавший душу Господу человек. Поэтому надо смиренно переносить потерю, не добавлять никому страданий.

Удивительное дело! Эти простые слова, и вроде бы прописные истины, смогли убедить могучего писателя, исследователя всех тайн человеческой души, в том, что надо что-то изменить в своей собственной душе. Кстати, многие детали в "Братьях Карамазовых" возникли под впечатлением поездки в Оптину пустынь. Например, прототипом старца Зосимы стал оптинский старец Амвросий.

Яркой личностью среди старцев был отец Лев. Он рано принял монашество, шесть лет провел в безмолвии в скиту на Валааме и уже на склоне лет прибыл в Оптину пустынь. Росту он был величественного, силы – богатырской. Говорил басом, юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Старец Лев не был любителем долгих разговоров, чаще всего он вразумлял человека метким словом, ярким образом. Пуще отца родного почитали старца жители окрестных деревень: в скит к нему всегда выстраивались очереди.

По смерти Льва вся тяжесть подвига духовного руководства братией легла на отца Макария. Был он, по преданию, некрасив, низкого роста, с печалью на лице. Однако слыл великим целителем не только больных телом, но и рассудком. Особенно часты были исцеления бесноватых.

С преподобным отцом Варсонофием связана интересная история. Известно, что после побега из своего яснополянского дома Лев Толстой приехал в Оптину пустынь. В течение нескольких часов простоял он у ворот скита. Но постучать не решался, зная какой на нем грех: за свои богоборческие выступления писатель был отлучен от церкви . Варсонофий двери не открыл, но, когда узнал, что Лев Толстой, уже находясь при смерти, просит приехать к нему одного из старцев, отец Варсонофий поспешил на станцию Астапово. Теперь уже родные писателя не открыли ему дверь. И Толстой ушел без покаяния...

Кстати, сестра писателя Мария Николаевна Толстая была насельницей основанного старцем Амвросием женского Шамординского монастыря, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.

Оптина пустынь была неразрывно связана с русской культурой. И хотя в России до революции было более тысячи монастырей и около ста тысяч храмов, многие стремились именно в Оптину. К старцам приезжали И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, В.В. Розанов. Посещали обитель П.И. Чайковский и его брат Модест. Наведывался сюда тоже и Сергей Есенин.

После посещения отца Макария Гоголь, который, по его же словам, "не различал света от тьмы", переродился: "Вошел я к старцу одним, а вышел – другим". Впоследствии он писал: "Мне нужно ежеминутно... быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной пустыни".

Посетив обитель, в монашество запросился великий князь Константин Константинович Романов, внук императора Николая I. Государь уговорил его не делать этого. Великий князь не смел ослушаться. В монастырской библиотеке Оптиной пустыни до сих пор хранятся его покаянные письма.

Роль обители в жизни многих выдающихся людей была огромной, а старцы почитаемы за духовных отцов. Еще недавно в скиту жило десять старцев. Сегодня он закрыт – не осталось ни одного. Последний из старцев отец Илия призван духовником к Патриарху всея Руси митрополиту Кириллу.

Но пульс духовной жизни в Оптиной пустыни продолжает биться. Обитель остается центром притяжения не только богомольцев, но и тех людей, кто ищет в жизни утешения и опоры, укрепления веры и благочестия. Обитель пережила немало трагических событий. В декабре 1918 года пустынь была закрыта декретом Совнаркома, но монастырь продолжал держаться под видом сельхозартели. А когда закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Глав-науки, был создан музей "Оптина пустынь". В 1939-1940 гг. здесь содержали польских военнопленных числом более 2,5 тысячи человек. И в сущности, недавно, в 1987 году, монастырь был возвращен Русской православной церкви .

Жуткий случай потряс всю страну, когда в 1993 году в Оптиной пустыни на Пасху были убиты иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке "666" и "сатана". Убийцу арестовали, признали невменяемым, он и сейчас находится на лечении в спецбольнице. В честь убиенных построена часовня, куда заходит поклониться каждый посещающий обитель.

Во всех храмах пустыни моление благостное. После службы действительно выходишь другим человеком. А в молитве Оптинских старцев, которую я хочу привести, много не только великого духовного смысла, но и житейской мудрости:

"Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело придаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утопление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь".

Источник: Сельская жизнь

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама