Когда говорят о "сращивании Церкви и государства", обычно имеют в виду Патриарха Кирилла и Владимира Путина, обменивающихся любезностями во время встречи "в верхах". Но в действительности мы понятия не имеем, что происходит между первыми лицами государства и Церкви в "коридорах власти". Зато мы можем оценить процессы, происходящие здесь, рядом, в нашей епархии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Сотрудничают ли госчиновники с управленцами "от Церкви"? Идет ли на контакт районная и городская администрация, когда к ней обращаются церковные активисты со своими проектами? Исследовать эти вопросы отправились корреспонденты "Воды живой".
Командообразующие гиды
Где тут у вас конференция проходит?
На третьем этаже ищите.
Нам попадаются люди с бейджиками на одежде. Люди с бейджиками просто так по школе не гуляют, мы увязываемся за ними... Маленький вестибюль, коридор, таблички на четырех дверях: "Образование и карьера в перспективе", "Отношения между молодым человеком и девушкой, семья в перспективе", "Отношения с родителями и самостоятельность", "Здоровье и спорт". По вестибюлю прохаживаются молодые люди (те самые, с бейджиками), деловито разговаривают, смеются, ждут. Вокруг ходят, бегают и носятся вверх-вниз по лестнице дети, бросая на нас любопытные взгляды. А дети постарше участники (те, ради кого все это) в одном из близлежащих кабинетов.
Можно посмотреть, что они там делают?
Пока нет, отвечает девушка по имени Ольга, у них командо-образование.
Что?
Перед тем как участники проследуют по секциям, они разбиваются на команды. Потом команды уединяются и выполняют различные задания, участвуют в маленьких коллективных играх. Чтобы привыкнуть, открыться и друг для друга, и для восприятия информации. Это особый ритуал, что ли... Он только для них и для гидов.
Гидов?!
Ну, гиды это те, кто отвечает за передвижение участников между секциями. Чтобы никто не потерялся.
Понятно. Вы тоже гид?
Нет, я ведущая "семейной" секции. Не дожидаясь предсказуемого вопроса, Ольга продолжает. Гиды ведут команду на первую секцию. Там их уже ждут ведущие, которые вызывают ребят на диалог, дают им задания, слушают их и пытаются вместе с ними ответить на главные жизненные вопросы. А еще на каждой секции присутствует эксперт человек, который не то чтобы дает правильный ответ, а скорее делится собственным опытом в этой сфере...
Тут наша беседа прерывается, потому что из комнаты вываливаются радостные старшеклассники. Бригадами. Гиды собирают их в некое подобие колонн. В это время по коридору к нам приближаются "люди в черном" три священника-эксперта: протоиерей Димитрий Ранне, иереи Алексий Дудин и Константин Головатский.
Четыре змия и их победители
С отца Константина все и началось. Он основатель и духовник молодежного клуба "Встреча" при Успенском храме на Малой Охте. Каждый четверг молодые прихожане этого храма собираются и беседуют о вере. Молодежных клубов в Петербурге немало, и, в общем, все они похожи друг на друга. Охтинцам захотелось чего-то более серьезного.
Просто встречаться и пить чай нам стало неинтересно, рассказывает один из активистов Александр Кукушкин, сама жизнь клуба заставила нас что-то вместе придумывать на благо нашей Родины (какими бы громкими ни казались эти слова). Скучно и непродуктивно общаться только между собой. У молодых людей есть потребность в самореализации. Вот мы и придумали этот проект.
Примерно раз в три недели члены клуба "Встреча" проводят с ребятами интерактивную конференцию в одной из школ Санкт-Петербурга или Ленинградской области. В 8:30 приезжает большой десант из клуба (ведущие, гиды, эксперты, фотограф), который готовит аудитории, раздает школьникам, согласившимся принять участие, красивые бейджики и программки. Потом открытие в актовом зале, командообразование, секции, названия которых мы прочитали на дверях.
Каждая секция обдумывает, как попытаться отрубить голову одному змию, рассказывает ведущий секции "Образование и карьера в перспективе" Александр Розмыслов, сребролюбию, блуду, непослушанию и дурным привычкам вроде пьянства и наркомании.
Венчает конференцию веселая церемония закрытия, к которой каждая из команд под руководством гидов готовит оригинальный сценический номер.
Ребята, поднимите руки, кто уже определился с выбором профессии? спрашивает Александр. Примерно половина поднимают руки. Кто выбирает между двумя-тремя вариантами? Несколько человек. А кто пока совсем не знает, что делать после школы? Есть такие? Только одна девочка. Что ж, прекрасно, все категории представлены...
Дальше начинается самое интересное "игра в жизненные приоритеты". "Что для вас самое главное при выборе профессии?" Ученики называют ориентиры, а ведущие записывают их на доске. Вопреки сложившемуся стереотипу, большинство старшеклассников выбирает жизненный путь не по корыстным критериям ("деньги", "престиж", "карьерный рост"), а исходя из душевного расположения ("Мне нравятся звезды хочу быть астрономом"). Правда, выбирают, по преимуществу, все же профессии денежные (экономист, юрист, медик), и почти никто не хочет стать, например, учителем. Эксперт Лариса Фирсунина (финансовый директор компании "Петродар") обратила внимание на это несоответствие и принялась "пытать" ребят, выясняя, что же такое в их понимании "интерес".
Интерес это когда я долго выбираю, что мне по душе, а потом остаюсь верен своему выбору, несмотря на любые трудности, подытоживает высокий парень.
Прозвучало слово "талант", и мы уже поняли, что будет дальше: разговор о евангельской притче. Ведущие удачно "вырулили": беседа выехала на нужную колею, не свалилась в религиозную пропаганду. Намеки на евангельские истины умело спрятались среди статистических сведений ("А вы знаете, что большинство победителей лотерей плохо кончили?"), афоризмов великих людей и смешных историй. Однако, избегая говорить прямиком о христианских ценностях, некоторые из ведущих впадали в другую крайность: говорили "прописные истины" из области "светской этики". Тем самым дав многим школьникам повод сказать по окончании конференции: "Мы и так все это знаем". Ну да повторение, как известно, мать учения.
Закат в Рассвете
Большинство школьников с радостью участвуют в таких конференциях, но не по идейным соображениям (не надо питать иллюзий). Во‑первых, класс на легальных основаниях снимают с уроков. Во‑вторых, весело. В‑третьих, в перерыве дают "пирожки на халяву" (песню с таким рефреном одна из команд исполнила на церемонии закрытия). Но это ведь нормально для любой миссии. Среднестатистический человек всегда находится в состоянии спячки. Чтобы его разбудить и при этом не обидеть, нужно обладать таким чувством этического такта, что...
"Встреча", хоть и организована мирянами, все-таки организация "клерикальная". Так что директора школ поначалу резонно опасались с ней "связываться". Боялись вышестоящих инстанций, общественного резонанса и, самое главное, родителей. Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря Комитету по делам молодежной политики Ленинградской области, а конкретно заместителю председателя комитета Олегу Иванову, который свел "Встречу" с директорами нескольких школ Гатчинского района, где и прошли первые конференции.
В Санкт-Петербурге директора всегда спрашивали: а как к этому относится Комитет по образованию? рассказывает Александр Кукушкин. Тогда мы поняли, что с Комитетом нам и нужно договариваться. И договорились. После этого отношение к нам изменилось. Иногда школы сами приглашают, иногда инициатива исходит от нас. Областные приглашают нас с большей радостью: в сельской местности криминогенная обстановка, молодежь более "трудная", но при этом и более восприимчивая. Например, мы проводили конференцию в селе Котлы. Помог нам протоиерей Александр Вахрушев, который служит в тамошнем храме святого Николая Чудо-творца. Школьники так прониклись темами, которые мы с ними обсуждали, что захотели поехать на молебен в храм. Я лично просто ликовал, когда видел, как после молебна ребята прикладывались к иконе, лежащей на аналое.
Православных такие зарисовки, наверное, умиляют, а сторонние люди обязательно скажут: "попы лезут в школу". Следуя этой логике, зададимся вопросом, зачем они действительно "лезут"? Ведь они не получают за это никаких материальных бонусов. Может быть, надеются воспитать целое поколение "религиозных потребителей", которые спустя десяток-другой лет принесут Церкви новый доход? Тогда эти батюшки крайне наивны в своих расчетах победить консюмеризм, насаждаемый уже не только медиа, но и всей государственной системой. В стране продолжаются либеральные реформы, государство уходит из социальной сферы: образование и медицина коммерциализируются, финансирование бюджетных учреждений постепенно урезается или распределяется так, что простой человек этого не ощущает. "Большой брат", что называется, списывает "непрофильные активы". И потому, конечно, чиновники на местах и руководители бюджетных учреждений заинтересованы в том, что придет кто-то, кто будет бесплатно (и даже вкладывая свои деньги) делать ту работу, для которой нет ни статьи в бюджете, ни кад-ров. Так получается, что этим "кем-то" часто оказывается Церковь.
Типичный случай. В поселке Рассвет Лодейнопольского района большие проблемы с детским досугом. Хоккейная секция после ухода в мир иной ее многолетнего руководителя оказалась на грани закрытия. Есть еще танцевальный кружок, но не всем же ходить на танцы. У перегруженных "часами" учителей местной школы нет возможности заниматься кружками. Да и денег на досуговые мероприятия почти не выделяется: не на что даже украсить актовый зал к Новому году. Поэтому очень кстати пришлась помощь прихожан и насельниц Введено-Оятского женского монастыря. Занятия по истории, литературе, театральный кружок, походы и поездки в другие города все это дает детям Рассвета Церковь и не может дать (по разным причинам) Министерство образования. Сходная ситуация и медицинских учреждениях.
Источник: Вода живая